ГУАНАЧИ - ПОТОМКИ АТЛАНТОВ
ГУАНАЧИ - ПОТОМКИ АТЛАНТОВ
Плиний Старший в «Естественной истории» писал: «...Не точнее слухи и об островах Мавритании. Кое-какие, как стало известно совсем недавно, лежат против земли автололов, они открыты Юбой, который устроил на них первые мастерские по окрашиванию тканей гетульским пурпуром...» Нумидийского правителя Юбу II, жившего в I веке до нашей эры, часто упоминают древние авторы. Территория его владений примыкала к побережью Атлантики на одной широте с Канарами, и кому, как не ему, было лучше знать о том, что делается на островах. К сожалению, сам Юба не оставил никаких письменных свидетельств. По мнению английского историка Э. Банбэри, пурпурные мастерские, устроенные Юбой, могли располагаться на двух восточных островах — Лансароте и Фуэртевентуре. Снова Плиний Старший: «Вскоре после того, как установилось римское владычество в Мавритании, прокуратор Светоний Павлин организовал экспедицию в глубь страны — это было первое проникновение римлян в Атласские горы. Он описал густые горные леса, неведомые деревья, покрытые снегом вершины, достиг реки Гер, текущей по пустыне из черного песка и черных гор, как будто после пожара. В лесах водились твари всевозможные, и жил там народ под названием «канарии»... Область, где побывал Павлин, расположена на одной широте с Канарами. У Птолемея есть упоминание об области Cannaria prom., расположенной севернее мыса Нун, на широте самого западного острова из Канарской группы. Там жили племена камнурие.
Диодор Сицилийский в «Исторической библиотеке»: «В середине океана против Африки находится остров, отличающийся своей величиной. Он находится от Африки на расстоянии лишь нескольких дней морского пути... Финикияне, обследовавшие земли по ту сторону Столбов и плывшие под парусами вдоль побережья Африки, были сильными ветрами отнесены далеко в океан. После долгих дней блуждания они достигли наконец названного острова». Кого имел в виду Диодор? Карфагенского адмирала Ганнона, дошедшего в VI веке до нашей эры до Гвинейского залива, или его предшественников? Безусловно, финикийцев Канарские острова манили своими природными дарами, в частности, лакмусовыми красителями. В древности таких устойчивых красителей было мало. Секрет производства знаменитого тирского пурпура до сих пор не разгадан. Между тем на Канарах рос и растет лишайник орсель (Orcella tinctoria), содержащий краситель высокого качества. В древности и средние века его называли «травой оризелло». Кроме орселя, на Канарах имелся еще один, не менее ценный краситель — смола драконового дерева, драцены. И еще там добывали моллюсков-пурпурниц. Кому из них острова обязаны своим вторым названием — Пурпурные? Пока неизвестно. Открытие пурпура приписывали финикийцу Мелькарту, который, по преданию, первый добыл раковины пурпурных улиток. Однако берега Сирии не могли «производить» товар в несметном количестве. Каждая пурпурница дает несколько капель драгоценной жидкости, поэтому финикийцы искали скопления раковин сначала в восточном Средиземноморье, потом вышли на Гибралтар, основав там, если верить Плинию, около 300 поселений. Затем появились сообщения о гетульском пурпуре. Гетулами называли пастушеские племена, жившие к югу от римских владений в Африке. Некоторые из них жили на побережье океана в районе Атласа. Помпоний Мела писал, что у негритов и гетулов производится пурпур, дающий прекрасную окраску.При правителе Мавритании Юбе II производство гетульского пурпура достигло расцвета. Юба распорядился построить на Пурпурных островах красильни. Плиний так и не смог сказать точно, о каких именно островах шла речь. Единственное, что он утверждал, что «с этих островов можно было сравнительно легко добраться до Счастливых островов». Сегодня марокканские археологии безошибочно определили расположение Пурпурных островов — прямо против мыса Могадор. Сейчас из них различим лишь остров Могадор, остальные острова съела эрозия и океан. Но раковины пурпурницы здесь остались: местные женщины собирают их и используют в пищу. В IV веке красильни пришли в упадок, а со временем знания об Африке сузились. (Н. Непомнящий. Блондины с туманным прошлым. Десять секретов древних гуанчей // Вокруг света №7 (2670). Июль 1996 // Адрес доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1285/)Ясным июльским утром 1341 года сильный атлантический прибой вынес на берег большого острова останки двух генуэзских парусников. Несколько человек команды с трудом выбрались на скалистые утесы. Здесь их подобрали рослые светлокожие пастухи и отвели в глубь острова. Потерпевшие крушение европейцы стали первыми свидетелями жизни гуанчей — загадочных племен, населявших с незапамятных времен Канарские острова.
Когда в XIV веке смуглые черноволосые жители Средиземноморья достигли на своих кораблях Канарских островов, на берегу их встретили голубоглазые гиганты племени гуанчи в красно-оранжевых шкурах. Они не разговаривали, а свистели на незнакомом языке – очень своеобразная система общения. Белокурые островитяне не строили ни лодок, ни кораблей и никогда не выходили в море! Европейцы ожидали встретиться здесь с африканским населением, а столкнулись с людьми европеоидного типа. Гуанчи скорее напоминали людей, живущих на севере Европы: шведов, поморских славян. Они ели мясо собак.
Островитяне, как на подбор, высокие блондины с белой кожей, обладали недюжинной силой и достойно противостояли гораздо лучше вооруженным завоевателям. Об их выносливости ходили легенды. Путешественники рассказывали, что канарские туземцы бегают с быстротой лошади и перепрыгивают глубокие пропасти. Их женщины настолько смелы и сильны, что могли справиться с вооруженными солдатами. Пока очарованные красотой женщин гуанчей завоеватели любовались замечательными фигурами рослых туземок,их в мягкими волосами льняного, рыжего и каштанового цвета, тонули в голубизне их очей, те сталкивали их с высоких вершин.
В 12 веке Канарских островов достигли арабские моряки. Французские мореплаватели посетили Канары в 1334 году. В 1344 Папа Клемент VI дарует острова Кастилии. В 1402 году француз Жан де Бетанкур и Гадифер де ла Салле от имени короны Кастилии и Леона начинают захват островов. Племена с Гран Канарии приветствовали европейцев (король Гуарнардарфа выступил за заключение союза), в то время как племена, населявшие Тенерифе, пытались сопротивляться, сражаясь стрелами с каменными наконечниками и пращами. В 1404 году Кастильский король Генрих III провозглашает Жана де Бетанкура королем Канар. Португалия, также претендовавшая на Канарские острова, признала их испанским владением по договору от 1479 года. Последние битвы на острове Тенерифе прошли уже в конце XV века. В мае 1494 года Гуанчи защитили свой остров, но в декабре 1495, после того, как Гуанчей ослабила эпидемия чумы, испанцы полностью завладели архипелагом, 24 июля 1496 года сдался принц Имененчия, и позже он был убит, 29 сентября победитель Алонсо де Луго объявил о полном подчинении Канарских островов. В течение 134 лет испанцы воевали с коренным населением Канарских островов. Вооруженные лишь копьями, луками со стрелами да каменными ножами и топорами, гуанчи оказывали захватчикам упорное сопротивление, но силы оказались неравными. Последним был покорен остров Тенерифе. Уцелевшие в кровавой бойне гуанчи бросались в пропасть, лишь бы не попасть в плен.
Гуанчи считали себя «детьми Солнца»: «Отцы наши говорили, что Бог, поселив нас на этом острове, потом забыл о нас. Но однажды он вернется вместе с Солнцем, которому он велел рождаться каждое утро и которое нас породило». Слово «гуанчи» означает — «дети вулкана», и в древних легендах можно встретить упоминания о том, что люди племени вышли из недр огнедышащей горы Тенерифе — самого высокого вулкана Канарских островов.
Гуанчами управляли десять выборных королей. Подобное государственное устройство описано в «Диалогах» Платона, когда речь идет о легендарной Атлантиде. На островах действовали очень изощренные методы наказания за преступления. За вероломное убийство гуанчи приговаривали к смерти не самого преступника, а кого-нибудь из его близких, полагая, что убийце гораздо тяжелее потерять жену, отца или сына, чем самому лишиться жизни. Общество гуанчей делилось на знать, воинов и крестьян. Представители благородного сословия не могли сочетаться браком с соплеменниками низкого происхождения, при отсутствии достойных кандидатур, чтобы не осквернить чистоту рода часто братья женились на сестрах. На каждом острове архипелага действовали свои семейные традиции. Например, на Гран-Канария господствовала моногамия, а на Ферро – многоженство. На острове Лансароте семья из жены и трех мужей, каждый из которых жил с ней по месяцу.
При столь высокой организованности общественной жизни гуанчи добывали огонь трением, не знали железа, делали топоры из обсидиана, а зерно перетирали на каменных жерновах. Особого внимания заслуживают изящной формы вазы, украшенные «геометрическими» рисунками, нанесенными, вероятно, «печатками». На Гран-Канарии были найдены интересные предметы, названные испанским словом pintaderas. Это «печатки» величиной с монету из обожженной глины, имеющие ручку. Подобными инструментами пользовались и индейцы в Мексике и Колумбии, а также берберы в Северной Африке для нанесения татуировки. Очень интересны изображения «Солнца с ножками» и символ Солнца с шестнадцатью лепестками, подобный гербу Японии. Из других мотивов росписи они изображали концентрические круги, треугольники, квадраты, кресты.
Каста жрецов облачалась в одежды и головные уборы такие же, как у древних вавилонян. Верховный жрец, который был и лекарем, выполнял административные функции. Исследователи культуры гуанчей обращают внимание на необычайное сходство жрецов с острова Гран-Канария с вавилонскими жрецами. Даже титул файкан имеет вавилонское звучание: в Вавилоне файкан был гражданским, военным и религиозным сановником в одном лице. На Канарских островах, как и в древнем Вавилоне и в Перу эпохи инков, почитались невесты богов, «священные девы». Алтари воздвигались на холмах, здесь же приносились жертвы, а умерших хоронили примерно так, как и в Северной Африке. Способ бальзамирования совпадал с египетским периода XXI династии. Элиот Смит, автор книги «Миграция ранних культур», указывает на удивительное сходство способов мумификации трупов у гуанчей и древних египтян: «Когда человек умирает, они относят тело в пещеру, распластывают на плоском камне и вскрывают, затем вынимают внутренности, промывают приготовленной водой с солью, смазывают его составом, сделанным из овечьего жира, перегнившей сосновой смолы и кустарника под названием bressos. К этому добавляется истолченная пемза. Затем тело кладут на солнце и сушат его 15 дней. Когда оно высыхает и становится почти невесомым, его заворачивают в овечьи шкуры, накрепко перевязывают кожаными ремнями и помещают в специальные гроты». У Канарских мумий были обнаружены точно такие же сандалии, как у статуи майя в Чичен-Ице.Жителями отдельных островов были похожи между собой и говорили на диалектах одного языка.Гуаначи общались между собой при помощи свиста. Это у них была самая настоящая живая разговорная речь, при помощи которой гуанчи могли сплетничать на расстоянии 14 километров. Летописец француз Бетанкур дал этому способу говорить интересное описание: «Гомеро (гуаначи) хорошо владеют самым замечательным из всех языков. Они говорят губами, как если бы у них не было языка вообще. У этих людей существует легенда о том, что их, ни в чем не повинных, жестоко наказал король, приказавший отрезать им языки. Судя по тому, как они разговаривают, в эту легенду можно верить». Среди огромного множества существовавших когда-либо на планете живых и мертвых языков лингвисты не нашли этому птичьему щебету, названному «сильбо Гомеро», ни одного «родственника». Сегодня никто уже не владеет канарским свистом, но испанские завоеватели благодаря гуанчам научились свистеть и таким образом общаться на расстоянии.
На самом западном из Канарских островов – Ферро – в наскальных изображениях ученые обнаружили следы письменности. Найденные письмена исследователи сравнивали с древнеливийским, финикийским и нумидийским письмом. Некоторое сходство было обнаружено с письменностью туарегов, не менее загадочного племени пустыни Сахары. Расшифровать эти знаки не удалось, поскольку было найдено слишком мало образцов. Предположить, что это письменность гуанчей, весьма смело, поскольку в момент открытия этого племени гуаначи находились на неолитической стадии развития, а письменность возникает позже – в период предцивилизации. (Опять теория не позволяет верить фактам!). Возможно, их предки были высокоцивилизованным народом, но гибель их родины или метрополии - Атлантиды - полностью изменила жизнь гуанчей, они утратили ценные знания.
В пользу этого говорит и то, что гуанчи оказались единственным островным народом в мире, не имеющим никаких мореходных навыков и не знающим, что значит плавать по морю. В то же время на островах в изобилии встречались козы, овцы, собаки и свиньи, как домашние, так и одичавшие. Кто же привез людей и домашних животных на Канары? По свидетельствам гуанчей, жители соседних островов, расположенных настолько близко друг от друга, что можно было разглядеть крупные объекты, даже не предпринимали попыток установить какую-либо связь по морю. Не исключено, что их далекие предки пережили страшную катастрофу, связанную с океаном, после чего из поколения в поколение передавалось категорическое требование к потомкам не стремиться покорить морскую стихию.
У этих людей существует легенда о том, что в наказание за какую-то вину вождь приказал отрезать им языки. Судя по тому как они разговаривают, в эту легенду можно верить«. А может быть население Канарских островов представляло собой систему лагерей, в которых отбывали свои сроки преступники, вывезенные с Атлантиды. Кстати перед этим им вырезали языки, отчего пришлось изобретать способ общения с помощью свиста. Невероятно, однако жители Канар могли переговариваться с помощью свиста на расстоянии, превышающем 15 километров! Гуанчи давно исчезли с лица земли, а вот их язык жив до сих пор, и современное население пользуется им при необходимости, изумляя многочисленных туристов. Кроме своего удивительного «свистящего» языка, гуанчи прославились тем, что разводили огромных собак бардино. У псов были большие выпученные глаза и злобный нрав. Они прекрасно защищали скот своих хозяев от посягательств недоброжелательных соседей. Кстати, в отличие от гуанчей, псы до сих пор процветают на островах, не упуская возможности задать хорошую трепку зазевавшемуся туристу.Гуанчи, сосланные из Атлантиды, на островах занимались животноводством, они были пастухами атлантов, которым удалось спастись во время погружения древнего материка в воды Мирового океана. Кстати, сами жители Канар считали себя единственными в мире людьми, спасшимися от происшедшей в прошлом катастрофы.
Отрицая существование Атлантиды, официальные историки не смогли дать стройного объяснения возникновения на Канарских островах столь необычных представителей человечества. Современные антропологи давно заметили, что у изолированных на протяжении долгого времени эндогамных групп, где характерны брачные связи с близкими родственниками, наблюдается увеличение светловолосых и голубоглазых потомков. Конечно, полное отсутствие смешения кровей с представителями других национальностей обусловило «чистопородность» гуанчей. Это объяснение «светловолосости» и «голубоглазости» людей загадочного племени вполне вероятно, и оно не противоречит утверждению, что белые туземцы – это спасшиеся атланты.
К сожалению, сотни лет господства испанцев на Канарских островах привели к тому, что современное коренное население островов – это смесь испанцев, арабов и других пришельцев с гуанчами. Говорят они на испанском языке и исповедуют христианство. (Григорий Красильников. Загадка племени гуаначей: дети Атлантиды // Аэропорт)
В 1919 году вышел роман Пьера Бенуа «Атлантида», разошедшийся большим тиражом. П. Бенуа поместил свою Атлантиду в пустыню, среди скал горного массива Ахаггар. Видимо, он знал об открытиях в Сахаре, был в курсе безуспешных поисков легендарного материка... Публика приняла роман с восторгом. Двое французских офицеров, затерявшись в пустыне, после долгих странствий попадают в оазис, где высится величественный замок из огромных каменных глыб. Уставших путников встречает их соотечественник, попавший сюда раньше. Он показывает им внутренн