✅ БИТВА ПРИ ВОРСКЛЕ – ВЪ ЛѢТЪ ҂ЅЦЗ Ѿ С.М.З.Х. «Я покорил всю Грецию, у меня...

✅ БИТВА ПРИ ВОРСКЛЕ – ВЪ ЛѢТЪ ҂ЅЦЗ Ѿ С.М.З.Х. «Я покорил всю Грецию, у меня...

✅ БИТВА ПРИ ВОРСКЛЕ – ВЪ ЛѢТЪ ҂ЅЦЗ Ѿ С.М.З.Х.
«Я покорил всю Грецию, у меня самое лучшее в мире войско. Сдавайтесь, потому что если я захвачу Спарту силой, если я сломаю её ворота, если я пробью таранами её стены, то беспощадно уничтожу всё население и сравняю город с землёй!»
Филипп Македонский у стен Спарты

Русы-спартанцы ответили:
«Если…»

Литовский престол занял Витовт, который, преодолевая сопротивление, принялся распространять христианство и чинить прозападную политику. Славенские Рода Литвы, стойко сопротивляющиеся латинской агрессии, пошатнулись. К Витовту бежал проигравший Тимуру отступник Тохтамыш, когда престол Орды перешел к Темир-Кутлугу, поддерживаемому Едигеем и Тимуром. Тохтамыш обещал Витовту все земли русских княжеств до Волги в обмен за помощь вернуть престол Орды. Дав свое согласие, Витовт провозгласил «крестовый поход» в земли Орды, обратившись к серым за поддержкой. Сознавая всю опасность Тимура и Едигея, учитывая разгром Мамая, серые при «благословлении» Папы Римского отправили в помощь Витовту немецких рыцарей, которым обещались немалые земли. Витовт с Тохтамышем собрали у Киева 65-тысячное войско, куда вошли 100 знатных немецких рыцарей-тевтонцев при вспомогательных воинах, поляки, молдаване, валахи, а также отряды христиан из Киевского, Волынского, Смоленского и других вассальных княжеств. Войско включало до 50 князей и имело огнестрельный наряд, снабженный бомбардами. Правитель Орды Темир-Кутлуг, располагая 30-тысячным войском, обратился за поддержкой к Едигею, который направил к нему два тумена. Таким образом, против западной агрессии выступило около 50 тысяч человек.
Армии сошлись у реки Ворскле. Витовт был настолько уверен в победе, что уже возомнил себя правителем огромных земель, не спеша в сражение. Это дало время туменам Едигея поспеть к битве. Витовт призывал неприятеля сложить оружие и если он не сдастся, обещал выжечь все его поселения. Известна речь Витовта: «победим царя Темирь Кутлуя, возьмем царство его и разделим богатство и имение его, и посадим в Орде на царстве его царя Тахтамыша, и на Кафе, и на Озове, и на Крыму и на Астара-кани, и на Заяицкой Орде, и на всем Примории, и на Казани; и то будет всё наше и царь наш». После безплодных переговоров, войска Витовта 12 августа при огне орудий перешли в наступление. Передовые конные отряды Орды потеснились и начали отступление, выманив врага в преследование, отчего наступающее войско растянулось. Конница Тохтамыша и литовско-польские конные отряды оказались впереди, тогда как пехотинцы и тяжелые немецкие рыцари отстали. Когда это произошло, тумены Едигея обрушились на наступающих фронтальным ударом одновременно с фланговой атакой основных сил Темир-Кутлуга. Тяжёлая русская конница перемолола строй наступающих и первыми пошатнулись воины Тохтамыша. Тохтамыш, переживший несколько крупных поражений, не выдержал, бросившись в бегство. Видя бегство Тохтамыша, бежал и сам Витовт с братом Сигизмундом, вслед за которыми бросились прочь многие князья и польские паны. Все передовые вражеские отряды оказались разбиты, начался разгром и вражеское войско обратились в паническое бегство. Принялись бежать и отставшие рыцари, стремясь скорее покинуть побоище. Нанеся сокрушительное поражение, войска Орды преследовали разгромленного врага до самого Киева.
Войско Витовта потеряло до 40 тысяч воинов убитыми, была перебита вся пехота, погибло более 20 князей, среди которых смоленский, киевский и великий краковский князья. Погибло несколько десятков знатных рыцарей. После столь сокрушительного поражения Литва оказалась настолько ослаблена, что фактически вошла в состав Польши, в то время, как соседнее Московское княжество, на которое покушался Витовт, переживало подъем. Это поражение впоследствии сбило спесь с Витовта и повлияло на его будущее противостояние с серыми, в результате чего состоялась известная Грюнвальдская битва, где его поддержали русские княжества. Тохтамыш полностью потерял политическое влияние и уже не мог бороться за престол Орды, занятой ставленниками Едигея, верного русской Державе. Потери войск Орды были незначительны.