Фаюмские портреты. Фаюмские портреты – уникальное явление. Созданы они 2000 лет...

Фаюмские портреты.
Фаюмские портреты – уникальное явление. Созданы они 2000 лет назад. А по уровню шедевральности не уступают портретам европейским, которые начали создавать в 15 веке.
Считается, что древнегреческие росписи сохранились в гробнице Казанлыка. Очевидно, что греки уже в 4 в. до н.э. знали, как создать объемное изображение с помощью светотени и тонких цветовых переходов.
Фото 1 Роспись гробницы в Казанлыке. Конец 4 – начало 3 в. до н.э. Болгария.
Посмотрите, насколько реалистичны кони. И как проработан рисунок мужчины, с четким разделением на светлые и темные участки.

По мнению ученых занятие живописью у греков переняли римляне. Достаточно посмотреть на эту фреску, на которой женщина-художник создаёт картину.
По официальной версии римляне не гнушались перенимать и египетские традиции. Например, погребальные обряды покорённой страны.
Произошло невероятное сплетение традиций. Погребальный ритуал в виде мумифицирования. Но вместо египетской маски стали создавать портреты. Так началась история фаюмского портрета.

Такие портреты впервые нашли в Фаюме, провинции Египта. Отсюда и пошло название. Но их находили не только там.

В Пушкинском музее хранится погребальная пелена, которая наглядно демонстрирует смешение египетской и греко-римской традиции.
Фото 2 Погребальная пелена молодого мужчины. II век н.э. Пушкинский музей, Москва
Два бога изображены в египетском стиле, плоскостно и условно. А вот человек, отправляющийся в царство мертвых, мало того, что одет по-римски, ещё и написан совершенно в другом ключе. Объемно и реалистично.
На фаюмских портретах мы видим не придуманных персонажей. А настоящих людей, которые жили 2000 лет назад.

Всего в Египте найдено около 900 таких портретов. И все они уникальны, так как каждый из них – это портрет конкретного человека.
Эти портреты очень жизненны. Особенно ранние портреты 1-2 веков нашей эры. В то время их писали в основном восковыми красками.

Поверхность получалась пастозной, мазки были хорошо различимы. Но за счёт этого добавлялась изменчивость образа.

На некоторых работах это особенно заметно, как, например, на портрете «Женщина в голубой накидке».
Фото 3 Фаюмский портрет. Женщина в голубой накидке (фрагмент). 54-68 гг. н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Этот приём гипертрофированной пастозности 15-20 веков спустя будут использовать европейские художники. Рембрандт, Ван Гог. Они понимали, что густая фактура добавляет жизни, эмоций.
Ещё одна интересная деталь есть у многих фаюмских портретов. Это асимметричность лиц. Это и в самом деле явление вполне обычное, когда один глаз чуть больше другого, например.
Фото 4 Фаюмский портрет мужчины. 95-100 гг. н.э. Бруклинский музей, Нью-Йорк
Обратите внимание, что у этого мужчины из Бруклинского музея очень даже разные крылья носа. Глаза тоже немного отличаются.

Художник тщательно переносил эти особенности человека на доску. Делал он это сознательно, понимая, что такая ассиметричность делает лицо более живым и объемным.
Ещё есть одна важная особенность у фаюмских портретов. Они создавались для ритуала погребения. С тем, чтобы потом портрет поместить на саркофаг в районе головы.

То есть с самого начала ни художник, ни заказчик не думали о том, какое впечатление их портрет произведёт на потомков. Его должны были увидеть лишь боги. Это что-то типа паспорта для прохода в мир иной.
Фото 5 Фаюмский портрет юноши. II век н.э. Пушкинский музей, Москва
Золотой венок и золотой фон у юноши из Пушкинского музея не для того, чтобы произвести впечатление на других.

И вот это очень важное отличие от привычной нам живописи. Поэтому нас так поражают их глаза. Они понимают, что их ждёт неизбежный конец. Но они верят в вечную жизнь по ту сторону.
Встречаются и детские портреты. Скорее всего, они создавались уже после смерти ребёнка.
Портреты могли заказать только аристократы и зажиточные представители среднего класса. Поэтому часто изображены дорогие украшения.
А как же все остальные? 95-98 % населения имели после смерти лишь деревянные маски. Однотипные и продающиеся за небольшую плату в соседней лавке.
У многих портретируемых глаза явно увеличены. Эта тенденция начинается со II века нашей эры. До этого, как правило, люди изображались с глазами адекватного размера. Очевидно, что это влияние египетской культуры.

Египтяне верили, что душа выходит изо рта. Но возвращается она через глаза. А вернуться в мумию она может в любой момент. Поэтому и до прихода римлян у саркофагов всегда была маска с большими глазами.
Фото 6 Фаюмский портрет молодой женщины. III век н.э. Лувр, Париж
Самые главные шедевры римского Египта относятся к I-II векам нашей эры. Одним из самых значительных считается портрет Алины.

Ее портрет на саркофаге с мумией был найден в общем погребении. На момент смерти ей было 35 лет. С ней же были похоронены две её дочери. Видимо какая-то одна общая болезнь свела их в могилу.
Фото 7 Фаюмский портрет Алины. 24 г. н.э. Египетский музей в Берлине
Такие подробности мы знаем лишь потому, что мумии Алины и её дочерей нашли ученые. Большинство же фаюмских портретов были выкуплены археологами у расхитителей гробниц. Которые без сожаления выбрасывали из саркофагов таблички с именами, родом занятий и возрастом умершего.

Но помимо её истории особенно интересен сам портрет Алины. Если не знать о нем ничего, вы можете подумать, что написан он в веке 19. Настолько он реалистичен.
С распространением в Египте христианства отмирают ритуальные традиции. А с ними и фаюмский портрет.
Фото 8 Фаюмский портрет женщины в красной тунике. II век н.э. Королевская шотландская галерея, Эдинбург
Фаюмский портрет просуществовал всего 300 лет. С 1 по 4 века нашей эры.

Но он не исчез бесследно. В конце 4 века н.э. Египет стал византийским. Византийские мастера видели фаюмские портреты.

Именно поэтому в иконах мы видим уже знакомые черты из далекого прошлого. Большие глаза. Взгляд сквозь зрителя в вечность. Образ души, а не тела.
Фото 9 Архангел Гавриил (Ангел златые власы). XII век. Икона новгородской школы. Русский музей, Санкт-Петербург.












Видеозапись «Взляд из глубины веков: фаюмские погребальные портреты "ожившие" при помощи нейросетей»:
https://www.youtube.com/embed/Xu0wooT1zl8?__ref=vk.api
Всем Привет! Приятно видеть вас снова!
Фаюмские портреты - Эти удивительные произведения искусства, которые нередко называют «иконами до иконописи» - не просто исторические ценности. Они могут служить великолепной и впечатляющей иллюстрацией взаимного проникновения культур.
Фаюмские портреты создавались для ритуала погребения в Древнем Египте во времена римского владычества I—III веков нашей эры.
Первая находка в Фаюмском оазисе в 1887 году закрепила за ними название фаюмские. Портреты так и продолжали именовать, даже обнаруживая подобные сокровища в других районах Египта. К настоящему моменту собрано около 750 древних шедевров, из которых мы отобрали несколько, чтобы оживить для вас при помощи нейросетей.
Приятного просмотра!