На хуторе Загорье.

На хуторе Загорье.

Хутор Загорье – отчая земля великого русского поэта Александра Трифоновича Твардовского. Здесь он родился 21 июня 1910 года при обстоятельствах не совсем обычных, но и не столь уж редких в ту пору в крестьянских семьях: мальчик появился на свет в «ёлочках», так как его мать, Мария Митрофановна, в тот момент работала в поле. Здесь он рос и набирал силы вместе с «краем родным», здесь стучала машинка матери, звучал голос отца, к приезду гостя загоралась висячая лампа и пел свою песню самовар. На хуторе Загорье почувствовал Саша Твардовский биение жизни, усвоил ее первые уроки, написал свои первые стихи, здесь корни его поэзии.

Писать Александр начал рано, еще «до овладения первоначальной грамотой». «Хорошо помню: мое первое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я попытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения. Там не было ни лада, ни ряда – ничего от стиха, но я отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание всего этого – и лада, и ряда, и музыки, – желание родить их на свет – и немедленно, – чувство, сопутствующее и доныне всякому новому замыслу».

На хуторском глухом подворье,

В тени обкуренных берез

Стояла кузница в Загорье,

И я при ней с рожденья рос.

В жизни А.Т. Твардовского наибольшую роль играл самый ранний дом – дом в Загорье, где он родился, рос и набирал силы вместе с “краем родным”. С детства впитал любовь к этой “кислой, подзолистой, недоброй, но нашей земле – нашему “имению”. “Имение” – дом, сарай, банька, колодец, сад – “пять яблонь, пять сортов”, кузница, воспетая в поэме “За далью – даль”. Здесь навсегда остались в памяти “Поле под дубами”, “Белая горка” и “Жёлтая горка”, и “шумы лесные и говоры птичьи, и бедной природы простое обличье”. В родительском доме он впервые услышал и прочитал стихи А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова. Здесь усвоил первые уроки жизни, написал свои первые стихи. Здесь корни его личности, его поэзии.

Волненью давнему парнишки

Доступна полностью душа,

Как вспомню запах первой книжки

И самый вкус карандаша…

Всем, чем к земле родной привязан,

Чем каждый день и час дышу,

Я, как бы ни было, обязан

Той книжке и карандашу…

Мир детства и юности на хуторе Загорье звучит во многих произведениях поэта: от первых до последнего – в поэме «По праву памяти».

И шумы лесные,

И говоры птичьи,

И бедной природы

Простое обличье,

И песни, и сказки,

Что слышал от деда,

И все, что я видел,

Что рано изведал, –

Я в памяти все

Берегу, не теряя…

Дом, в котором родился А.Т.Твардовский, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. Осенью 1943 года, когда Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии, в рядах освободителей, шел к родному хутору, он, потрясенный увиденным, с горечью скажет: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне».

Отдавая дань уважения своему земляку, смоляне восстановили (в июне 1988г.) по воспоминаниям братьев поэта Ивана Трифоновича и Константина Трифоновича усадьбу в Загорье. По решению исполкома Смоленского областного совета народных депутатов 1 сентября 1986 года с любовью и уважением к поэту были начаты реставрационно-восстановительные работы крестьянского подворья Твардовских, а 19 июня 1988 года, накануне дня рождения поэта, был открыт мемориальный музей-усадьба А.Т.Твардовского.

В Загорье едут тысячи людей как в дни проведения поэтических и фольклорных праздников, так и в будни. Сегодня они могут войти в дом детских и юношеских лет поэта, мысленно повторяя:

Ничем сторона не богата,

А мне уже тем хороша,

Что там наудачу когда-то

Моя народилась душа…