✅ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ТЕМА: ПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРАТРИЦ. После...

✅ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ТЕМА: ПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРАТРИЦ. После...

✅ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
ТЕМА: ПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРАТРИЦ

После Петра I демократическая традиция несколько трансформировалась. Она как бы расслоилась. Высшие сановники государства теперь добивались ограничения императорской власти и защиты своих привилегий. Дворянство желало вольностей только для себя. Нужно сказать, что это было уже общеевропейское дворянство. Принятые на службу выходцы из Европы составляли добрую половину всего дворянства. В XIX веке их будет уже больше половины. Отсюда понятно, что это дворянство уже не могло отражать интересы Русского народа. Ему теперь были ближе сословные интересы. Крестьянство хотело избавиться от крепостной зависимости. Интересы общества, таким образом, разошлись. Каждый слой требовал демократии для себя, не считаясь с интересами других слоев. В данном случае добивались успеха те, на чьей стороне была сила. После короткого царствования Екатерины I и Петра II, скончавшегося на 15 году жизни, управлявшие страной члены Верховного тайного совета остановили свой выбор на дочери Ивана V Алексеевича - Анне, которая, будучи замужем за герцогом Курляндским, овдовела и жила в прибалтийском городе Митаве.
Члены Верховного тайного совета разработали условия (кондиции), на основании которых Анна должна была управлять страной. Разумеется, они содержали ограничения самодержавной власти. Однако сила оказалась на другой стороне. По прибытии Анны в Москву она получила около 20 дворянских проектов, в которых говорилось, что она должна «царствовать неограниченно и самодержавно». Получив такую поддержку, она уже через две недели разорвала кондиции на глазах членов Верховного тайного совета и заявила о «восприятии ею самодержавия». Верховный тайный совет был заменён кабинетом из трёх министров во главе с немцем Остерманом. Затем всю полноту власти Анна отдала своему фавориту Бирону. Остерман возглавил ведение иностранных дел. Минних возглавил армию. Левенвольде получил в командование гвардию. Шумахер получил в управление академию наук.
Засилье немцев, обворовывавших страну, всколыхнуло русское национальное самосознание. Первым против него выступил князь А.Волконский, организовавший заговор, который закончился неудачно. Сам А.Волконский и его ближайшие сторонники были казнены. Большую роль в удержании власти над страной в то время играла Тайная канцелярия, возглавляемая А.Ушаковым. При Анне через
неё прошло около 10 тысяч человек. Понимая шаткость своего положения, Анна и её приближённые пошли навстречу требованиям дворянства. Стали расширяться их права и привилегии. Введённое Петром I в 1714 году единонаследие было отменено в 1731 году. Имения теперь признавались полной собственностью дворян. Срок службы дворян с пожизненного ограничивался 25 годами. К тому же дворянские недоросли с 1730 года приписывались к гвардейским полкам, но обучение могли проходить дома. После экзамена их производили в офицеры. Крестьяне были поставлены в полную зависимость от дворян. В 1731 году на дворян был возложен сбор подушных денег от крестьян. Дворянин-помещик получил право устанавливать наказание за побег крестьянина. С 1736 года заводские рабочие пожизненно прикреплялись к заводам и не могли быть проданы отдельно от них.
Внешняя политика России вплоть до 1735 года была миролюбивой, более того, уступчивой по отношению к Персии. В 1732 году по Рештскому договору Россия передала Персии Мазендаран, Астрабад и Гилян. А после победы персов над турками в войне в 1730-36 годов Россия уступила Персии все земли вплоть до Терека. Невозможность их защищать была очевидной, а затраты на содержание Низового Корпуса огромными, так как там было сосредоточено 17 пехотных и 7 драгунских полков, что составляло около четверти всей вооружённой силы страны. Заключённый в 1735 году договор между Россией и Персией предусматривал не только передачу Персии указанных выше территорий, но и обязательство, по которому Персия должна была вступить в войну с Турцией на стороне России.
Основания для заключения такого договора с Персией были веские. После поражения в Европе Турция перенесла свои завоевания в Азию, в основном, против Персии. Но не оставляла в покое и Россию. Этому способствовало возвращение Азова и ликвидация оборонительных укреплений на Днепре. В 1725-35 годах набегам крымчаков неоднократно подвергались территории Правобережья и Левобережья Днепра, донские территории. Это ещё раз доказывает, что главная задача - защита южных территорий России при Петре I решена не была, а все его воины вели к отсрочке решения этой главной задачи. После заключения в Гяндже договора 1735 года между Россией и Персией и своих поражений в войне с Персией турецкий султан решил подключить конницу крымского хана к войне на востоке. Передвижение крымской конницы на восток естественным образом приводило к разорению российских поселений на Тереке.
Российский посланник в Константинополе И.Неплюев заявил визирю: «Я не ручаюсь за последствия, если татары не переменят своей дороги и коснутся земель Её Величества». Но крымцы своей дороги не переменили, прошли через российские владения, нанеся им большой ущерб и имея столкновения с гарнизонами редких крепостей и острогов. Вскоре стало известно о новом походе 70-тысячного
крымского войска против Персии. Осенью 1735 года, когда орды Каплан-Гирея двигались к Дербенту, корпус генерала М.Леонтьева спешно был двинут в Крым. Плохо подготовленное российское войско еле двигалось. Потеряв тысячи людей и лошадей от болезней и голода, генерал М.Леонтьев, не дойдя до Перекопа, повернул назад.
В 1736 году войска возглавил фельдмаршал Б.Миних. Поход был неплохо подготовлен. На пути к Перекопу были оборудованы укреплённые пункты. Оставив резерв в Казыкермене, фельдмаршал построил свою армию численностью свыше 50 тысяч человек в громадное каре, с обозом посредине, и двинулся к Перекопу. Ему приходилось постоянно отбивать слабые налёты крымцев. В начале мая 1736 года Миних подошёл к Перекопу, защищать который было некому, так как главные силы крымского хана были на Кавказе. Оставив у Перекопа гарнизон, фельдмаршал двинул армию вглубь полуострова. Вскоре ему удалось взять Бахчисарай и Султан-Сарай. После этого стала ощущаться нехватка продовольствия и воды. Не рискуя оказаться запертым в Крыму возвращавшимися с Кавказа крымцами, Б.Миних покинул Крым. За время похода он потерял около 25 тысяч человек, что составляло почти 50% его армии.
Однако в этом же году, кроме похода армии Миниха в Крым, развернулась также осада Азова. В марте были взяты две наблюдательные каланчи на берегах Дона и форт Лютик. Затем два месяца около 20 тысяч российских солдат возводили осадные укрепления. После возведения этих сооружений начался обстрел крепости из осадных орудий. К середине июня часть укреплений крепости была взята россиянами. Комендант Азова Мустафа-ага, не имея подкреплений, сдал крепость на милость победителя. Взятием Азова вновь были созданы предпосылки для наступления на Тамань и постепенного продвижения к Крыму. Но иностранные полководцы думали не об успехах общего дела, а о собственном прославлении.
Поэтому они вновь предпринимают походы в Крым и Причерноморье. В 1737 году Б.Миних с 90-тысячной армией осуществил поход к Очакову и взял его ценой огромных потерь. Из-за вспыхнувших болезней войска пришлось отвести. В этом же году другой военачальник П.Ласси с 40-тысячной армией, перейдя вброд и на плотах Гнилое море (Сиваш), вторгся в Крым. После ряда сражений ему удалось взять Карасу-Базар. Однако жара и отсутствие воды вынудили П.Ласси оставить Крым. В 1738 году П.Ласси вновь прорвался в Крым и вновь вынужден был отступить. Тем временем Б.Миних со 100-тысячной армией предпринял поход за Днестр, который закончился неудачей, и фельдмаршал отошёл к Киеву. В конце лета 1738 года в Причерноморье разразилась эпидемия чумы, российские гарнизоны оставили Очаков и Кинбурн.
В это время Франция вмешалась в войну между Турцией с одной стороны, Россией и Австрией с другой. Успехи под Азовом, взятие
Очакова и Кинбурна Россией, а также успехи австрийцев в Боснии и Валахии встревожили Францию. Естественно, она включилась в дипломатическую подготовку войны Швеции против России. Весной 1739 года состоялась очередная попытка России и Австрии оружием добиться мира на их условиях. Армия Миниха двинулась через Черновцы к Хотину. 17 августа под Ставучанами она встретила войско Вали-паши. Сражение было выиграно в значительной степени благодаря умелым действиям корпуса генерала А.Румянцева. Вскоре был взят Хотин. Российская армия вступила в Молдавию, которая приняла российское подданство.
Тем временем Австрия терпела одно поражение за другим. В результате, она заключила с Турцией сепаратный мир, изменив союзу с Россией. В условиях надвигающейся войны со Швецией и разрыва союза с Австрией канцлер А.Остерман отдал Турции почти всё, что было завоёвано ценой огромных жертв солдат и офицеров России. Очаков, Кинбун, Хотин, Молдавия вновь были отданы Турции. За Россией оставался только Азов. Но все его укрепления по мирному договору были срыты. Россия не имела права держать корабли на Азовском море. Вновь с юга Россия оказалась не защищённой.
Касаясь стратегии ведения войны, следует сказать, что только на первом этапе она преследовала национально-государственные интересы России. Походы к Очакову и в Молдавию этим интересам абсолютно не соответствовали. Они обеспечивали защиту австрийской армии от ударов конницы крымского хана. Впрочем, эта война России с Турцией как бы повторяла войны Петра I против неё как по целям, так и по результатам. Дурной пример заразителен. Тем не менее, мирный договор с Турцией мог быть иным. Если бы канцлер А.Остерман не преувеличивал опасности со стороны Швеции, которая уже не обладала силами, способными серьёзно угрожать России.
Однако канцлер А.Остерман на такую стратегическую прозорливость не был способен. Он был человеком австрийской партии. В то время при российском дворе сильные позиции занимали австрийская и французская партии. Начинала усиливать позиции прусская партия. Поэтому никакой собственной национальной внешней политики Россия не имела. Фактом усиления прусской партии явилось заключение союза с Пруссией под давлением фельдмаршала Б. Миниха. Последний был обижен на австрийцев за выход из войны с Турцией и уговорил канцлера А.Остермана заключить союз с Пруссией. Тем более, что прусский король Фридрих II, решив отторгнуть от Австрии Силезию, сам предложил заключить этот союз. В декабре 1740 года этот союз был заключён. Но ещё до его заключения Фридрих II вступил в Силезию.
Фридрих II, как всякий выдающийся государственный деятель, не особенно полагался на договоры. Поэтому он, наряду с Францией, подталкивал Швецию к войне с Россией, чтобы не допустить её вме
шательства в войну Пруссии и Австрии из-за Силезии. С захватом Силезии Пруссией австрийская партия активизировалась. Канцлер А.Остерман осознал свой личный просчёт. К тому же стала известна двойная игра Фридриха II. Б.Миних был отстранён от дел и ушёл в отставку. Канцлер А.Остерман вновь поддержал австрийскую партию и вновь стал главным лицом в государстве. Но это была лишь первая неудача прусской партии, которая ещё вовсе не означала её полного поражения.
В это же время усиливает своё влияние французская партия, Французскому посланнику маркизу де Шетарди удаётся наладить связи с царевной Елизаветой Петровной, после чего он начал готовить дворцовый переворот, чтобы устранить проавстрийскую партию от власти и добиться отказа России от завоеваний Петра I в Прибалтике. 27 июля 1741 года Швеция объявила войну России. Фридрих II в связи с изменением внешнеполитического курса Петербурга отказал России в помощи. Шведские войска вступили в Финляндию. 20 тыс. корпус П.Ласси в августе 1741 года разбил шведов. Однако эта война продолжилась уже в царствование Елизаветы Петровны.
Царствование Анны Ивановны со всей очевидностью показывает, что Россия была превращена в средство внешней политики Австрии, Франции и Пруссии для реализации ими своих национально-государственных интересов. Интересы нашей страны отстаивались только благодаря мужеству и самопожертвованию лучших людей России. Единственным положительным, но крайне запоздалым было принятие решения в 1734 году о строительстве на Южном Урале города-крепости Оренбурга для поддержки кайсакского хана Абулхаира, возглавлявшего Младший жуз. К этому царские власти подтолкнули начавшиеся между джунгарами и кайсаками войны. А также раздоры в самой Кайсакской Орде. С началом строительства Оренбурга начала активно строиться Яицкая оборонительная линия, состоявшая из 14 крепостей: Переволоцкой, Рассыпной, Илецкой, Яицкой, Сахарной, Калмыкова, Кош-Уральской, Кулагина, Тополева, Баксаева, Гурьева. Эта оборонительная линия была соединена рядом укреплений с Орском и Оренбургом. Она разделила владения калмыков и кайсаков, обеспечив поддержку хану Абулхаиру.
Кутежи императрицы, неудачи в войне с Турцией, засилье немцев во власти, их непомерное мздоимство и воровство — всё её царствование озлобляли российское дворянство, которое желало устранения фаворита императрицы Бирона и возврата власти в свои руки. Выразителем этой оппозиции стал кабинет-министр А.Волынский, составивший проект государственных реформ под названием: «Генеральный проект о поправлении внутренних государственных дел». Его поддерживали А.Хрущёв, П.Мусин-Пушкин, П.Еропкин, Ф.Соймонов. Его деятельность натолкнулась на противодействие Бирона, который стал защищать двух немцев, уволенных А.Волынским. После того, как Волынский в ответ на жалобы написал императрице письмо, в котором осудил безобразия двора, на него и его сторонников начались гонения. Окончательный разрыв произошёл после того, как Волынский не согласился выплачивать чрезмерную компенсацию полякам за проход российских войск через их территорию. Бирон же требовал выплаты этой компенсации. Бирон поставил после этого перед императрицей вопрос ребром: «Либо он, либо Я». Вскоре А.Волынский был арестован и казнён. Казнены были также П.Еропкин и А.Хрущёв. П.Мусина-Пушкина, Ф.Соймонова и многих других отправили в ссылку и на каторгу. Однако эти люди были только частью недовольных. Другая, более мощная оппозиция Бирону объединялась и усиливалась вокруг царевны Елизаветы Петровны.
После смерти Анны в 1741 году, при активном содействии французских и шведских дипломатов, чрезвычайно заинтересованных в переориентации внешней политики России против Пруссии, состоялся очередной переворот. Гренадёры Преображенского полка возвели на престол дочь Петра I Елизавету. При восшествии на престол она обещала не применять смертную казнь в России и слово своё сдержала. В результате, приговорённые к четвертованию Б.Миних и А.Остерман оказались в ссылке. При Елизавете главные роли при дворе стали играть: братья Разумовские, Шувалов, Воронцов, Бестужев-Рюмин. Был провозглашён курс на восстановление основанных Петром I учреждений. Сенат, Берг и Мануфактур-коллегии, Главный магистрат были восстановлены. Кабинет министров был упразднён, а при дворе создана Конференция. Тайная канцелярия стала заниматься, в основном, слежкой и поимкой шпионов других государств.
В отношении крестьянства политика оставалась прежней. С 1746 года за дворянами было закреплено право владения землёй и крестьянами. С 1760 года поместные дворяне получили право ссылать непокорных крестьян в Сибирь. Крестьянам было запрещено без разрешения помещика вести денежные операции. К тому же помещики стали выполнять по отношению к крестьянам полицейские функции. Когда официальные российские историки пишут, что золотой век русского дворянства начался с Петра III и длился сто лет, то они показывают свою плохую осведомлённость. Золотой век российского дворянства начался с Елизаветы и длился до Павла I всего 55 дет.
Было бы грубой ошибкой полагать, что с восшествием на престол Елизаветы Петровны внешняя политика России обрела национальные черты. Этого не произошло, так как при дворе продолжали действовать проавстрийская и профранцузская партии. При императрице Елизавете в профранцузскую партию входили французский посланник маркиз де Шетарди и её личный врач лейб-медик Г.Лесток. Проавстрийскую партию возглавил вице-канцлер А.Бестужев. Поэтому позиция России колебалась в зависимости от влияния этих партий и их взаимодействия, так как сама императрица государственны
ми делами, кроме наследственных, почти не занималась. Весёлая, красивая