✅ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ТЕМА: СИБИРЬ ПЕРИОДА ПРАВЛЕНИЯ...

✅ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ТЕМА: СИБИРЬ ПЕРИОДА ПРАВЛЕНИЯ...

✅ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
ТЕМА: СИБИРЬ ПЕРИОДА ПРАВЛЕНИЯ ЦАРЯ А.РОМАНОВА

Пока царское правительство на западе бездарно вело войны с Речью Посполитой и Швецией, а также беспощадно подавляло восстание собственного народа, в Сибири дела шли почти в отрыве от этих событий. Сибиряки продвигались на восток по двум направлениям. Первое направление в сторону Чукотки и Камчатки, второе в сторону Амура. В 1646 году И.Игнатьев плавал на восток от реки Колымы, но встретил льды. Пробираясь между берегом и льдами, он дошёл до Чаунского залива, где вступил в торговые отношения с чукчами, затем вернулся на Колыму. В июле 1647 года казак С.Дежнёв вместе с холмогорцем Ф.Алексеевым на четырёх кочах (судах) пытались из устья Колымы по морю доплыть до устья реки Анадырь, но льды заставили их возвратиться.
Однако С.Дежнёв на этом не успокоился. 20 июня 1648 года С.Дежнёв, с 210 промышленниками на 7 кочах (судах) из устья реки Колымы двинулся на восток. Во время плавания по морю четыре кочи вместе с людьми пропали без вести. Три оставшиеся под началам С.Дежнёва, Г.Алкудинова и Ф.Алексеева обогнули мыс Шелагский, который назвали Святым носом. Здесь разбилась коча Г.Анкундинова. Спасшиеся промышленники пересели в кочи к С.Дежневу и Ф.Алексееву. 20 сентября, когда они пристали к берегу, им пришлось вступить в бой с чукчами. Затем они обогнули Чукотский мыс, который является оконечностью Азии. Здесь во время шторма разбилась коча Ф.Алексеева. Коча С.Дежнёва была выброшена на берег за устьем реки Анадырь в губе Олюторской.
В этом же году казак С.Шелковник на реке Охте поставил зимовье, на месте которого в 1649 году был построен Косой острожек, ставший позднее городом Охотском. В этом же году С.Дежнёв и его товарищи добрались до реки Анадырь, где встретились с другими российскими промысловиками. В 1650 году казак Мотора сухим путём прошёл от реки Аиюя до устья реки Анадырь. В 1652 году была организована экспедиция во главе с И.Ребровым для отыскания се-верного материка. Сохранившиеся сведения о Да`арии. видимо, тогда волновали, людей не меньше, чем сейчас. Эта экспедиция, выйдя в море из устья реки Лены, безследно исчезла. В 1655 году на Чукотке
гиляки перебили отряд из 30 казаков под началом Логинова. Но на Чукотку прибывали вес новые и новые партии промысловиков, поэтому сопротивление гиляков и чукчей было сломлено, и она вошла в состав России.
Не менее успешно продвигались россияне и в сторону Амура. В 1649 году казацкий атаман Е.Хабаров, возглавив сотню промысловиков, отправился из Якутска по рекам Лене, Олекме, Тунгиру и Урку к Амуру. Ему удалось достичь этой великой реки. Там он построил ладейную флотилию и начал завоевание окрестных мест. В ходе завоевания казаками были разрушены все даурские городки. За два года он отвоевал почти всю реку Амур. В 1651 году им был основан острог Албазин. Название острогу было дано по имени даурского князя Албазы, владевшего ранее этими местами. Этот острог стал центром столкновений с манчжурами и китайцами. Эти столкновения продолжались почти 40 лет.
Весной 1652 года манчжуры напали на Ачанский Городок, находившийся за устьем реки Сунгари, где зимовал Е.Хабаров. Но их нападение было отбито. В 1653 году Е.Хабаров был вызван в Москву, где над ним был устроен суд за самовольный уход на Амур. Суд признал его невиновным. Более того, за присоединение земель по Амуру его пожаловали в сыны боярские и назначили государевым приказчиком над поселениями по реке Лене. Его место на Амуре занял О.Степанов. Узнав о присоединении Даурии к России, жители Илимского острога самовольно туда ушли.
По распоряжению енисейского воеводы А.Пашкова, казачьим сотником Бекетовым в 1654 году на левом берегу речки Нерчи основан Нерчинский острог. В это же время шло интенсивное переселение россиян на берега рек Амура и Зеи, а также укрепление Албазина. В 1655 году казаки под началом О.Степанова выдержали осаду манчжурского войска в выстроенном в 1654 году Комарницком остроге. Тогда манчжурское правительство Китая велело всем жителям Приамурья оставить этот край и уйти за реки Сунгари и Наун. Россий-ские промысловики, прибывавшие сюда в большом числе с Лены под влиянием рассказов Е.Хабарова, оказались лишёнными средств для существования. Тогда они разделились на отряды и разошлись в разные стороны, но вскоре все были перебиты манчжурами и китайцами.
В 1658 году погиб и сам О.Степанов. С этого времени Амур на несколько лет оказался потерянным для России. В 1665 году сотня беглых преступников под предводительством Н.Черниговского восстановила Албазинский острог. За это они были прощены, после чего занялись у острога земледелием. В 1666 году основан Селенгинский острог. В 1667 году князь киданьского племени Гантимур со всем своим племенем переселился из Китая на реку Амур и был принят в российское подданство. Китай долго требовал его возвращения, но кидани отказались возвращаться обратно.
Присоединение новых территорий на востоке сопровождалось закреплением территорий Центральной и Западной Сибири и расширением связей с восточными странами и народами. В 1646 году томский воевода Б.Зубов направил казачий отряд на Алтай против телесов, которые после смерти князя Мандрака прекратили платить дань. Телесы в нескольких столкновениях были разбиты. Многие из них попали в плен. Потомок Кучума Девлет-Гирей продолжил свои нападения на российские поселения в Тарском и Тюменском уездах. В 1647 году казачий атаман В.Колесников заложил Ангарский острог.
В этом же году боярский сын И.Похабов, собрав ясак с бурят, кочевавших по реке Иркуту, перешёл Байкал по льду и вышел на южный берег. Там он установил дружеские отношения с монгольским князьком Турукаем. Благодаря его помощи И.Похабов даже достиг Урги, столицы Монголии, и встретился с её правителем Сецен-ханом. Это смелое предприятие И.Похабова способствовало отправке послов Сецен-хана в Москву. В том же году отправлено посольство к джунгарскому тайше Ердени-Батуру.
В 1648 году боярским сыном И.Галкиным основан Баргузинский острог, а также положено начало городу Нижнеудинску. В этом же году верхоленскис буряты подняли восстание и осадили острог. На помощь осаждённым в Верхоленском остроге приплыли из Илимска около 200 вооружённых промысловиков под началом В.Нефедьева. Они разгромили бурят и двинулись вслед за ними на Ангару. Томский воевода уведомил Посольский приказ о прибытии в Томск монгольского посла с жалобой. Жалоба была вызвана тем, что посылаемые от Алтын-хана послы не только задерживаются в России, но и отправляются в ссылку, так как не желают исполнять требования царских стольников.
В 1649 году буряты перебили казаков Удинского острога и в большом числе собрались на берегах реки Ии, чтобы дать россиянам отпор, если они попытаются на них напасть. Однако на бурят вначале напали не россияне, а монголы. Борьба с бурятами затянулась. В этом же 1649 году пришло второе послание из Китая. В 1650 году калмыки вновь перекочевали с Волги в Сибирь. Большой падёж скота вызвал среди них голод. В 1651 году буряты, не имея возможности противостоять россиянам, двинулись на юг по реке Ангаре. Потомок Кучума Абугай, объединившись с калмыками, грабил Барабу, а теленгуты нападали на окрестности Кузнецка.
В 1652 году казачьим старшиной боярским сыном И.Похабовым в верховьях Ангары основано Иркутское зимовье на Дьячем острове, позднее ставшее городом Иркутском. В этом же году россиянам удалось рассеять бурятские дружины и подчинить их России. В 1653 году боярским сыном Д.Фирсовым основан Балаганский острог в месте, богатом железной рудой и плодородной почвой. Вскоре туда было переселено 60 семей крестьян.
В 1654 году состоялось первое российское посольство в Китай. 2 февраля было предписано боярскому сыну Ф.Байкову отбыть в Китай, в город ХАНБАЛЫК (так тогда называли ПЕКИН), с грамотой царя А.Романова к китайскому богдохану Шунь-чжи. Российский посол, кроме грамоты, привёз в Китай подарки. Однако это посольство оказалось неудачным, так как у Байкова возникли споры с мандаринами по поводу церемониала, принятого при китайском дворе. Ф.Байкова выпроводили из Пекина. В 1655 году сын Ердени-Батура Джунгарского Сенге пытался подчинить себе теленгутов.
В 1656 году в Сибирь был сослан протопоп Аввакум. Но царь вскоре вернул его назад, так как положение и влияние христианской церкви в Сибири было тогда неустойчивым и слабым. Ослаблять его ещё и усилением влияния старообрядцев было крайне нежелательно для царской власти. В 1657 году в Сибири запрещается пользоваться медными деньгами, обесцениванием которых особенно пользовались иноземные (бухарские) купцы. В 1658 году буряты вновь восстали вследствие притеснений балаганского воеводы И.Похабова.
Буряты перебили собиравших ясак казаков и ушли в монгольские владения. В Китай из Тары были отправлены гонцы боярский сын И.Перфильев и бухарец С.Аблин с торговым наказом и подарками от российского царя. В ответном послании богдохана царю А.Романову наряду с прочим было написано: «дань, которая от тебя послана, мы приняли и против того посылаем к тебе от нас жалованье и милость». Этот ответ ясно показывал, что в лице китайской стороны самодержавно-христианский мессианизм и патернализм столкнулся с китайским мессианизмом и патернализмом.
В 1659 году сменивший И.Похабова дворянин Тургенев за всеобщий бунт бурят, отправил И.Похабова под стражей в Енисейск. Однако И.Похабов от стражи сбежал, добрался до Илимска и вновь вошёл в доверие к воеводам. Потомок Кучума Абугай с торгоутами вновь грабил Барабу. В 1660 году в Тобольске сформирован солдатский полк в тысячу человек. В этом же году был сослан в Сибирь старообрядец Иосиф Истомин, который во время поездки в ссылку в Енисейск приобщил многих христиан к старообрядчеству. Власть оказалась в данном случае менее дальновидной, чем в случае с Аввакумом.
В 1661 году по решению енисейского воеводы Ржевского Иркутское зимовье перенесено на правый берег реки Ангары и сделано острогом. На Байкале буряты захватили и убили российского посла Заболоцкого. В Сибирь был сослан серб Юрий Крыжанич. В 1662 году для усмирения бунта башкир был отправлен солдатский полк из Тобольска. В 1663 году основана слобода ЦАРЁВО ГОРОДИЩЕ, ставшее позднее городом КУРГАНОМ. Название дано в честь кургана, который находится в черте города. На этом кургане до прихода Кучума находился воинский стан князей Сибирского татарского княжества. Поэтому этот курган называли Царёв Курган.
Джунгарский тайша Сеиге сообщает томскому воеводе о подчинении теленгутов Джунгарии. В этом же 1663 году вышел указ о ссылке в Сибирь навечно фальшивомонетчиков вместе с семьями. В 1664 году в подданство России принят монгольский хан Лоузан, сын Алтын-хана. Ему позволено было называться монгольским царём. В 1665 году киргизы-кайсаки вновь грабят окрестности Кузнецка, требуя выдачи своих князей. В 1668 году состоялась вторая посылка в Пекин тобольского бухарца С.Аблина с разведывательной и торговой целью.
В 1669 году в Иркутске построена крепость, состоящая из двух укреплений: внутреннего и внешнего. Внутреннее укрепление называлось Кремлём и имело четыре башни и стены. Внешнее укрепление называлось Палисад, имело вал и деревянную стену. Город ТАРА из-за наводнения перенесён на возвышенное место в 30 верстах от прежнего. В 1670 году из Нерчинска в Китай посольство было отправлено, состоящее из шести человек, во главе с боярским сыном И.Миловановым. Оно отвезло в Пекин царскую грамоту с ответными претензиями на старшинство и покровительство. Но это послание царя А.Романова осталось без ответа. На левом берегу реки Ишим основана деревня Коркино, ставшая позднее городом Ишимом.
В 1675 году в Пекин отправлен послом переводчик Посольского приказа Н.Спафарий. В Цицикаре он имел спор с мандаринами о церемониале и добился некоторых уступок. Но договор с Китаем ему заключить не удалось, несмотря на согласие, чтобы инородцы по Амуру и Зее подчинялись Китаю. Причина неудачи состояла в том, что Россия отказалась выдать Китаю князя киданей Гантимура. Н.Спафарий пробыл в Китае до 1678 года и составил подробное описание Китайского государства на русском языке, а также пути от Тобольска до границы с Китаем. В том же году был отправлен в Индию посол М.Касимов.
Как видим, закрепление Сибири за Россией и продвижение на восток происходило во многом по инициативе самих сибиряков. В Сибирь приглашались, как правило, начальные и приказные люди, да незначительное число переселенцев. Какой-либо серьёзной помощи воинскими силами не было. Даже наоборот, сформированный в Тобольске солдатский полк был отправлен для подавления бунта башкир. Царское правительство на востоке желало присоединения новых народов и новых стран для сбора дани, пополнения казны и усиления своей власти. Всё остальное её почти не интересовало.
В последние четыре года своего правления царь А.Романов усиленно занимался искоренением «ереси» и реформой вооружённой силы. При расследовании причин восстаний и церковного раскола выяснилось, что старообрядцы, и особенно староверы, защищая свои взгляды, опирались не только на церковные книги, но и на родовые книги, сохранившиеся тогда ещё в среде россиян, особенно в Поморье, Сибири и на Верхнем Дону. Именно в них было сосредоточено то знание, которое противоречило греко-византийским писаниям. Чтобы окончательно искоренить эту «ересь», царь А.Романов распорядился собрать и сжечь церковные книги старообрядцев и родовые книги славян. Всё это осуществлялось уже в 1676 году, в царствование Ф.Романова.
Войны с Речью Посполитой и Швецией, а также восстание С.Разина показали, что вооружённая сила России не годится для ведения серьёзной войны. Царь А. Романов понял это и начал реформу вооружённой силы, делая ставку на иноземцев, полки нового строя и новое оружие. Стрельцы окончательно превращались в сторожевой компонент войска, исполняющий охранные функции. В конце жизни царя А.Романова Москву наводнили иноземцы, быстро занявшие важные посты при дворе. По существу, страна окончательно была развёрнута на запад. Там теперь царская власть искала опору во всём. Но на проведение реформ нужно было время, а его катастрофически не хватало. Своему сыну Фёдору он оставил страну ослабленной, едва способной противостоять внешней агрессии, которая не заставила себя долго ждать.