Ростовщичество в современном мире.

Ростовщичество в современном мире.

Ростовщичество в современном мире.

«Самыми непростительными поступками для человека являются оговор, предательство, зависть, желание чужого добра и лихоимство»
Волхв Велимудр

«Жалка участь ростовщика: своими доходами он мостит себе дорогу в ад»
Абу Муин Насир Хосров

К вопросу о сделках, совершенных с целью, противной основам нравственности и правопорядка

Проблемы деловой этики являются максимально важными как показатель соответствующей традиции, то есть как индикатор сложившихся обычаев и традиций делового стиля ведения бизнеса. Общество и деловая общественность не могут игнорировать те проблемы, которые влияют на характер формирования бизнеса. В целом, безусловно, здесь есть и историческая, и моральная подоплёка, которая заключается в то, что бизнес, фактически, обречён на вырождение или тяготеет к разрешению проблем вне юридического поля их решения. Подход к рассмотрению нравственности как фактора правового пространства и рассмотрения сущности современных проблем является неким интегративным и междисциплинарным аспектом, к которому необходимо, что очень важно, найти не морализаторский характер рассмотрения. Мораль олицетворяется с определённым социальным носителем. Но сегодня является образцово-показательным совокупность фактов моральной ответственности руководителей практически всех уровней. В этом проявляется соответствующая моральная норма для подражания как руководителей более низкого звена, так и всего общества. Учитывая, что фактически открыто обсуждается вопрос о том, какие чиновники обладают особым правовым статусом, можно задать очень простой вопрос: насколько корректной является ситуация негласного наличия такого особого правового статуса чиновников? Моральные нормы исполняются в силу их общего признания социальным большинством. Но общество, всё же является неодномерным в моральном плане. Известно, что непризнание общей системы моральных норм присуще криминальной культуре. Но парадоксально, что чиновники могут являться носителем латентной криминальной культуры. Здравый смысл и адекватный социальный разум диктует необходимость отказаться от двойных моральных стандартов.

Как отмечается в литературе, нравственность – термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда – этики. В более узком значении нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле –в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида (см., напр.: 1, 2).

К сожалению, в широкий обиход в России и в других странах СНГ в последние 20 лет прочно вошли сделки, которые совершаются с целью, весьма противной основам нравственности наших народов.

Речь идет о сделках ростовщических. Чтобы не возвращаться впоследствии к понятию этого противного основам нравственности явления, сразу дадим его определение. Ростовщичество (или более древнее – лихоимство (см. 3)), то есть занятие ростовщика - требование и взимание процентов со ссуды. Таким образом, ростовщическая сделка – это ссуда денег с условием возврата не только этой же суммы, но и денег (процентов) за ее получение. С точки зрения экономической – это отдача капитала в ссуду за вознаграждение.

В двадцатом веке значение слова «ростовщичество» под влиянием могущественных лиц, которые им занимались, несколько изменилось, не изменив его сущности. Так, «умная» Википедия гласит: «Ростовщи́чество – предоставление денег в долг под проценты (в рост). В современном языке ростовщичеством называют дачу средств в долг под «чрезвычайно высокий» процент (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или под залог вещей». Заметим, что Википедия и целый ряд других словарей уже не определяют, что ростовщичество – это предоставление денег в долг под проценты, а только при условии - «под «чрезвычайно высокий» процент (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или под залог вещей». Выражение – «чрезвычайно высокий» – Википедия излагает в кавычках, да еще и с оговоркой – «в современном языке». И это далеко не случайно, так как этот термин – «чрезвычайно высокий» – чрезвычайно оценочный и не поддающийся точному определению. Но самое главное – такие «ангажированные» словари фактически оправдывают такое опасное явление «как предоставление денег в долг под проценты (в рост)», не называя его ростовщичеством. Суть ростовщичества не меняется от того, что процент «считается чрезвычайно высоким», так же как женщине нельзя быть чрезвычайно беременной, а воде нельзя быть чрезвычайно мокрой, а вору – чрезвычайно вороватым. Оговорка - «под «чрезвычайно высокий» процент» - призвана ввести людей в заблуждение и оправдать теорию и практику ростовщичества.

Теперь давайте проанализируем, каково отношение нравственности в России к ростовщической сделке. Начнем с религиозной нравственности, поскольку в России влияние четырех мировых религий весьма велико. И все они… порицают ростовщичество. И это еще мягко сказано, так как они относятся к ростовщичеству с ненавистью.

В истории одним из главных противников ростовщичества выступила и выступает христианская церковь, позиционирующая себя первоначально как религия бедных. В Евангелии от Луки читаем: «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо он благ и к неблагодарным и злым» (Лук. 6: 34-35).

В Библии ростовщичеству уделено огромное внимание. В книге Сирах читаем: «Хлеб нуждающихся есть жизнь бедных: отнимающий его есть кровопийца. Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание <…> Когда один строит, а другой разрушает, то что они получают для себя кроме утомления? Когда один молится, а другой проклинает, чей голос услышит владыка? Когда один умывается от осквернения мертвым и опять прикасается к нему, какая польза от его омовения?» (34: 21-25).

«Строящий дом свой на чужие деньги- то же, что собирающий камни для своей могилы» (21: 9).

«Если ты выгоден для него, он употребит тебя, если обеднеешь, он оставит тебя. Если ты достаточен, он истощит тебя, а сам не соболезнует <…> Своими угощениями он будет пристыживать тебя, доколе два или три раза не ограбит тебя, не насмеется над тобою, наконец» (13: 1, 8).

«Какое общение у волка с ягненком?.. Какой мир у гиены с собакой? И какой мир у богатого с бедным? Ловля у льва - дикие ослы в пустыне. Так и пастбища богатых - бедные» (13: 21-23).

Из Ветхого Завета (Второзакония) видно, что люди знали о воздействии процентной системы на социальные механизмы угнетения и власти, их чрезмерность от роста процентов. Об этом говорит Неемия (наместник Иудеи 445 до Р.Х.): «Мы желали либо достать хлеб и кормиться и жить. Были и такие, которые говорили: <…> поля свои, виноградники свои, и дома свои мы закладываем, чтобы достать хлеба от голода <…> Мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших <…> Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля и виноградники наши в руках у других <…> Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?»

Поэтому раз в семь лет признавался «Святой год» - год прощения долгов, под контролем старейшин общины.

В 1139 году Второй Латеранский собор постановил: «Кто берёт проценты, должен быть отлучён от церкви, и приниматься обратно может только после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей процентов нельзя хоронить по христианскому обычаю». В 1179 г. папа Александр III запрещает процент под страхом лишения причастия. В 1274 г. папа Григорий X применяет более строгое наказание - изгнание из государства. В 1311 г. папа Климент V вводит в качестве наказания отлучение от церкви.

В дальнейшем, в течение многих веков подряд церковь строго запрещала ростовщичество и объявляла взимателей процентов опаснейшими еретиками. Свой вклад в это богоугодное дело внесли такие представители церковной мысли как святой Фома Аквинский (1225-1274), святой Бернардин Сиенский (1380-1444), святой Антонин Флорентийский (1389-1459).

Святой Хризостом (Chrysostom), присоединяясь к мнению Отцов церкви, говорил: «Что может быть более безрассудным, чем засеивать без земли, без дождя, без плугов? Все, кто это творит, должны пожинать только пустоту. Давайте же остановим это чудовищное рождение золота и серебра, давайте остановим этот отвратительный обычай!»

«Деньги детей не рожают и не должны это делать - формула, которую столько раз будет повторять Фра Бернардино и повторит Тридентский собор в 1563 г: деньги не порождают деньги (pecunia pecuniam non parit) <…> Борьба, которую вели папство и церковь, велась со всей суровостью, тем более что ростовщичество, конечно, не было воображаемым злом» (Ф. Бродель).

Фома Аквинский осуждал ростовщичество («постыдное ремесло»): «Если ты <…> владеешь каким либо товаром, то ты можешь искать честной прибыли; но только в такой мере, чтобы это было по-христиански, и чтобы твоя совесть была чиста, и чтоб не было вреда душе твоей». Давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют проценты как плату за время, предоставляемое им заемщику. Время, считает Ф. Аквинский, это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения.

Реформация провозгласила в лице Лютера новые подходы в борьбе с ростовщичеством, в том числе церковным. В 1543 году основатель немецкого протестантизма Мартин Лютер написал трактат «О евреях и их лжи», где глубоко затронул проблемы ростовщичества.

До XVI в. взимание процентов было осуждено 17 римскими папами и 28 соборами, в том числе 6-ю вселенскими. В Англии на ростовщическую деятельность был наложен запрет светских властей в 1341 г., во Франции — в 1312 г. В 1286 г. в Пизе постановлением городской общины было запрещено ростовщикам проживать в городе, судьям — выслушивать их жалобы, а гражданам — давать им у себя приют. Статут города Вероны гласил: «...ростовщикам вход в город и его окрестности запрещается». В Голландии вплоть до 1657 г. ростовщики не допускались к причастию, то есть церковь отделяла их от сограждан (Кулишер М. И. Очерки сравнительной этнографии и культуры. СП б., 1887. С. 232).

В Кельнский собор был запрещен вход «горбатыми, согбенными, одноглазыми, хромыми, глухими, заиками, паралитиками или отмеченными каким-либо другим физическим пороком, убийцами или клятвопреступниками, или когда-то объявленными вне закона, или ростовщиками» (Постановление кёльнского епископа по поводу спора между бургграфом и фогтом Кёльна (1169 г.). [1164 г.] // Средневековый город. №7, 1983).

В христианском мире нового времени папа Бенедикт XIV подтвердит в булле Vix pervenit от 1 ноября 1745 года старинные запреты по поводу займов под проценты. А в 1769 году ангулемским банкирам, затеявшим судебный процесс, было отказано в иске к недобросовестным должникам под тем предлогом, что «они ссужали тем деньги под процент». В 1777 году постановление Парижского парламента запрещало «любой вид ростовщичества, осуждаемый священными канонами», и французское законодательство будет неустанно его официально запрещать как преступление вплоть до 1789 года.

Рассмотрим ислам. Его религиозные догматы напрямую направлены на борьбу с ростовщичеством. В Коране находим аяты, осуждающие ростовщиков, лихву (риба). Коран выступает против процентов, когда за одалживаемую монету берут две, а то и четыре. С этим он обращается и к тем ростовщикам, которые приняли ислам: «О вы, которые уверовали! – читаем в 3-й суре. - Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне, и бойтесь Аллаха, - может быть, вы окажетесь счастливыми!» (3: 125). И далее: «...бог позволил прибыль в торговле, а лихву запретил <...> Верующие, бойтесь бога и оставьте то, что достается вам лихвой, если вы верующие. Если не сделаете того, то знайте, что у бога и посланника его война с вами. Но если вы покаетесь, то в ваших руках останется капитал» (2: 276, 278-279).

Эти мотивы, связанные с осуждением ростовщичества, взимания лихвы, прибыли, есть и в других аятах. Так, читаем: «Давай же близкому его право, и бедняку, и путнику. Это - лучше для тех, которые желают лика Аллаха. <…> То, что вы даете с прибылью, чтобы оно прибавлялось в имуществе людей, - не прибавится оно у Аллаха. А то, что вы даете из очищения (по-арабски «заката» - своего рода подоходного налога с мусульман), желая лика Аллаха, - это те, которые удваивают» (30: 37-38) (свою посмертную «долю»).

«Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: “Воистину торговля - то же, что и лихва”. Но торговлю Аллах дозволил, лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха, и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи» (Коран, Сура 2: 275).

«Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Увлекла вас страсть к умножению, пока не [чтобы] навестили вы могилы. Так нет же, вы узнаете! Потом нет же, вы узнаете! Нет же, если бы вы знали знанием достоверности. <…> Вы непременно увидите [адский] огонь! Потом непременно вы увидите его оком достоверности!» (Коран, Сура 102. Охота к умножению).

Осуждение ростовщичества находим и у Конфуция: «Благородный человек знает только долг. Низкий человек знает только выгоду», и в буддизме: «Царь. Проститутка, демон, огонь. Вор. Юноша и нищий не могут понять страдания других. Восьмым в этой категории является сборщик налогов и ростовщик» (Афоризмы мудреца Чанакьи, М.: Иамуна Пресс, 1996.)

И даже в иудаизме ростовщичество порицается в отношении своего народа и рассматривается, ни много ни мало … как средство для захвата власти в иностранном государстве или другом народе:

«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост, иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Второзаконие, 23: 19);

«…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать] (Второзаконие 28: 12);

«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их служить тебе, народ и царства, которые не захотят служить тебе — погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (Исайя 60: 10-12).

В дохристианский период на Руси (точнее – в Рассении) лихоимство также осуждалось. Весьма показательно в этом отношении «Слово Мудрости Волхва Велимудра» – одно из древнейших pyкописных источников, coкровенного Славяно-Арийского Ведического Знания, сохранившееся до наших дней, благодаря многим Славянским и Арийским Родам исповедующих Старую Веру Первопредков – Инглиизм (которая сейчас называется славянским язычеством).

Существует несколько вариантов записи «Слова Мудрости», это Глаголические Харатьи, то есть тексты на пергаменте, записанные глаголицей; Словенские Харатьи, то есть тексты на пергаменте, записанные полуруническим словенским уставом; Святорусские Волхвари, то есть тексты на дoщeчкax из дуба, березы, кeдpa или ясеня, записанные святорусским руническим письмом, ныне почему-то называемого Велесовицей, очевидно из-за того, что этим письмом записана «Книга Велеса».

«Слово Мудрости» хранится и передается из поколения в поколение среди Православных Староверов-Инглингов, не только для постижения бесценного Древнего Жизненного Родового Опыта и Уклада наших Предков, а для того, чтобы лучше понять современную действительность, ибо прошлое миллиардами нитей связано с настоящим, из кoтоpoгo берет начало будущее.

В данном памятнике сказано: «Самыми непростительными поступками для человека являются оговор, предательство, зависть, желание чужого добра и лихоимство».

На Руси с приходом христианства, ростовщичество считалось серьезным преступлением против заветов Господа Бога. В древности среди русских ростовщиков почти не было, занимались ростовщичеством в основном пришлые люди, в эпоху расцвета культуры и мощи Киевской Руси и оживленной торговли с Византией и Западом, в Киеве появилось большое к