Технологии Древнего Египта.

Технологии Древнего Египта.

Технологии Древнего Египта.

Для начала стоит напомнить читателю, что современная египтология отказывает древним строителям пирамид даже в знании колеса и железа, считая этот период «бронзовым веком» и объясняя технологические успехи этой цивилизации простым механическим использованием огромного количества рабочей силы. Однако, если такой подход способен отчасти объяснить строительство мегалитических сооружений, то вряд ли приемлем для объяснения имевшегося в Древнем Египте уровня математических и астрономических знаний, а также высочайших образцов архитектуры и искусства...

Технологии Древнего Египта ТЕХНОЛОГИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Для начала стоит напомнить читателю, что современная египтология отказывает древним строителям пирамид даже в знании колеса и железа, считая этот период «бронзовым веком» и объясняя технологические успехи этой цивилизации простым механическим использованием огромного количества рабочей силы. Однако, если такой подход способен отчасти объяснить строительство мегалитических сооружений, то вряд ли приемлем для объяснения имевшегося в Древнем Египте уровня математических и астрономических знаний, а также высочайших образцов архитектуры и искусства...

В Каирском музее, как и во многих других музеях мира, находятся образцы изделий из камня, найденные внутри и вокруг знаменитой ступенчатой пирамиды в Саккаре, известной как пирамида фараона III династии Джосера (2667-2648 до н.э.). Исследователь египетских древностей У. Петри нашел осколки подобных изделий и на плато Гиза.
В отношении этих каменных предметов существует целый ряд нерешенных вопросов. Дело в том, что они несут на себе несомненные следы механической обработки – круговые борозды, оставленные резцом при осевом вращении этих предметов во время их производства на неких механизмах типа токарного станка. На левом верхнем снимке эти бороздки особенно хорошо видны ближе к центру предметов, где резец на заключительной стадии работал интенсивнее, также видны бороздки, оставшиеся при резком изменении угла подачи режущего инструмента.
Подобные следы обработки видны и на базальтовой чаше на правом снимке (Древнее Царство, хранится в Музее Петри).

Эти каменные сферы, чаши и вазы – не только бытовая утварь древних египтян, но и образцы высочайшего искусства, когда-либо найденные археологами. Парадокс заключается в том, что наиболее впечатляющие экспонаты относятся к самому раннему периоду древнеегипетской цивилизации. Они изготовлены из самых разнообразных материалов – от мягких, типа алебастра, до самых «трудных» в категориях твердости, типа гранита. Работа с мягким камнем, например, алебастром, по сравнению с гранитом относительно проста. Алебастр можно обрабатывать с помощью примитивных инструментов и шлифовки. Виртуозные же работы, выполненные в граните, вызывают сегодня массу вопросов и свидетельствуют не только о высоком уровне искусства и ремесла, но, возможно, и о более передовой технологии додинастического Египта. Петри писал по этому поводу: «…Токарный станок, кажется, был столь же привычным инструментом в четвертой династии, как и в сегодняшних заводских цехах». На снимках вверху: сфера из гранита (Саккара, III династия, Каирский музей), чаша из кальцита (III династия), ваза из кальцита (III династия, Британский музей).

Изделия из камня, подобные этой вазе слева, изготавливались в самый ранний период Египетской истории и в более позднем уже не встречаются. Причина очевидна – прежние навыки были потеряны. Некоторые из ваз изготовлены из очень ломкого камня типа schist (близкого к кремнию) и – что самое необъяснимое – всё-таки завершены, обработаны и отполированы до состояния, когда край вазы сходит почти на нет до толщины бумажного листа – по сегодняшним меркам это просто экстраординарный подвиг древнего мастера. Другие изделия, вырезанные из гранита, порфира или базальта, «полностью» пустотелые, и при этом с узким, порой очень длинным горлом, наличие которого делает малопонятной внутреннюю обработку сосуда при условии ручного изготовления (справа).

Нижняя часть этой гранитной вазы обработана с такой точностью, что вся ваза (приблизительно 23 см в диаметре, полая внутри и с узким горлом), будучи поставлена на стеклянную поверхность, принимает после покачивания абсолютно вертикальное положение по осевой линии. При этом площадь соприкосновения со стеклом ее поверхности не больше, чем у куриного яйца. Необходимое условие для столь точной балансировки – полый каменный шар должен иметь идеально ровную, одинаковую толщину стенок (при столь крошечной площади основания – менее 3,8 мм2 – любая ассиметрия в таком плотном материале как гранит, привела бы к отклонению вазы от вертикальной оси). Подобные технологические изыски способны привести в изумление сегодня любого производителя. В наши дни выполнить подобное изделие даже в керамическом варианте очень сложно. В граните – практически невозможно.

В Каирском музее выставлено достаточно крупное (60 см в диаметре или больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно напоминает большую вазу с цилиндрическим центром 5–7 см в диаметре, с внешним тонким ободом и тремя пластинами, равномерно расположенными по периметру и загнутыми к центру «вазы». Это древний образец удивительного мастерства.

На этих снимках показаны только четыре образца из тех тысяч предметов, найденных внутри и вокруг ступенчатой пирамиды в Саккаре (так называемой пирамиды Джосера), которая, как сегодня считается, является самой древней каменной пирамидой Египта. Она – первая из всех построенных, не имеющая никаких сравнимых аналогов и предшественников. Пирамида и ее окрестности – уникальное место по количеству найденных образцов искусства и бытовой утвари из камня, хотя фрагменты подобных изделий исследователь Египта Уильям Петри находил и в районе плато Гиза. Многие из находок Саккары имеют на поверхности выцарапанные символы с именами правителей самого раннего периода египетской истории – от преддинастических царей до первых фараонов. Судя по примитивному письму, трудно представить, что эти надписи были сделаны тем же мастеровым-виртуозом, который создал эти изящные образцы. Скорее всего, эти «граффити» были добавлены позже теми людьми, кто так или иначе оказался их последующим владельцем. Так кто же их изготовил? И как? И где? И когда? И какие события происходили с теми людьми, чья бытовая утварь была захоронена в самой старой из египетских пирамид?

На снимках – общий вид восточной стороны Великой пирамиды в Гизе с укрупнением плана. Квадратом выделен участок базальтовой площадки со следами применения распиливающего инструмента.

Обратите внимание, что следы распила на базальте четкие и параллельные. Качество этой работы свидетельствует, что пропилы были сделаны идеально устойчивым лезвием, без каких-либо признаков начального «рыскания» полотна. Невероятно, но, кажется, что распиливание базальта в древнем Египте было не очень трудоемким делом, ибо мастера с легкостью позволили себе оставить лишние, «примерочные» следы на скале, которые при условии ручного распила будут являться избыточной тратой времени и сил. Такие «примерочные» распилы – не единственные здесь, несколько подобных следов от устойчивого и легко режущего инструмента можно найти в радиусе 10 метров от этого места. Наряду с горизонтальными имеются и вертикальные параллельные борозды (см. ниже).

Недалеко от этого места мы можем увидеть также пропилы (см. выше), проходящие по камню, что называется, вскользь, по касательной линии. В большинстве случаев заметно, что эти «запилы» имеют чистые и гладкие, последовательно параллельные борозды, даже в самом начале контакта «пилы» с камнем. Эти следы в камне не демонстрируют никаких признаков неустойчивости или колебания «пилы» , которые могли бы ожидаться при распиле длинным полотном с продольно-возвратным ручным ходом, особенно при начале распила в столь твердом камне как базальт. Есть вариант, что в данном случае была срезана какая-то выступающая часть скалы, выражаясь проще, «бугор», что весьма труднообъяснимо без большой начальной скорости «врезания» лезвия. Еще одна интересная деталь – использование в древнем Египте такой технологии как сверление. Как писал еще Петри, «высверленные каналы варьируют в пределах от 1/4 дюйма (0,63 см) до 5 дюймов (12,7 см) в диаметре, и биением от 1/30 (0,8 мм) до 1/5 (~5 мм) дюйма. Наименьшее же отверстие, найденное в граните, имеет диаметр 2 дюйма (~5 см)». Сегодня уже известны высверленные в граните каналы до 18 см в диаметре (см. ниже).

Щелкните на миниатюре для того, чтобы посмотреть увеличенное изображение

Показанное на снимке гранитное изделие, высверленное трубчатым сверлом, демонстрировалось в 1996 году в Каирском музее без какой-либо сопровождающей информации и комментариев сотрудников музея. На фотографии хорошо видны круговые спиральные бороздки на открытых участках изделия, абсолютно идентичные друг другу. Характерный «вращательный» рисунок этих каналов, кажется, подтверждает наблюдения Петри о методе удаления части гранита путем предварительного высверливания своеобразной «цепочки» из отверстий. Впрочем, если приглядеться к древним египетским артефактам, то становится понятно, что сверление отверстий в камнях, даже самых твердых пород – не составляло для египтян какой-либо серьезной проблемы. На следующих фотографиях вы видите каналы, сделанные предположительно методом трубчатого сверления.

В большинстве гранитных дверных проемов в храме Долины, расположенном около Сфинкса, хорошо заметны каналы от трубчатого сверла. Синие круги на плане справа показывают расположение отверстий в в храме. При строительстве храма отверстия использовались, видимо, для крепления дверных петель при навешивании дверей.

На следующих снимках можно рассмотреть еще нечто более впечатляющее – канал диаметром порядка 18 см, полученный в граните с помощью трубчатого сверла. Поражает толщина режущей кромки инструмента. Невероятно, чтобы это была медь – при имеющейся толщине торцевой стенки трубчатого сверла и предполагаемом усилии, приходящемся на его рабочую кромку, это должен быть сплав невероятной прочности (на снимке показан один из каналов, открывшийся при расколе гранитного блока в Карнаке).

Наверное, чисто теоретически, в самом наличии отверстий подобного типа нет чего-то запредельно невероятного, чего нельзя было бы получить древним египтянам при огромном желании. Однако, сверление отверстий в граните – занятие весьма сложное. Трубчатое сверление – это достаточно специализированный метод, который не будет развиваться без реальной необходимости иметь отверстия большого диаметра в твердых породах. Эти отверстия демонстрируют высокий уровень технологии, развитый египтянами, видимо, не для «навешивания дверей», но уже вполне сложившийся и продвинутый к тому времени уровень, потребовавший бы как минимум нескольких столетий для своего развития и предварительного опыта применения. Могли ли древние египтяне самостоятельно возвести свои гигантские пирамиды и дворцы? Люди, которые лишь читали об этих сооружениях, полагают: да. А вот те, кто бродил, например, по долине Гиза, сомневаются. И дело не в гигантских размерах построек, на которых трудились десятки тысяч рабов. Дело в неприметных иногда технологических нюансах. Которые необъяснимы.
Российский исследователь Андрей Скляров, который неоднократно бывал в Египте, утверждает, что большинство местных памятников истории создано представителями древнейшей земной працивилизации.
– Можно называть их атлантами, можно инопланетянами, можно как-то по– другому, но их следов их пребывания в Египте неимоверное количество. Даже странно, что египтологи раньше не обращали на это внимания. Хотя сейчас у меня создается впечатление, что современные египтяне о чем-то догадываются, но тщательно скрывают тайну.
Подтвердение тому – загадочный Великий сфинкс. Классическая египтология утверждает, что он был построен во времена фараона Хеопса или его сына – примерно 2,5 тысячи лет до нашей эры. Утверждение строится на основании лишь того, что по своим «художественным особенностям» его можно отнести к той эпохе. Но еще полтора столетия назад в Гизе была найдена так называемая «Инвентарная стела», на которой удалось прочесть, что Хеопс повелел только отремонтировать поврежденную статую. Отремонтировать, а не возвести!

Знаменитая «Инвентарная стела»
с надписью о «реставрации» сфинкса.

Когда эту запись прочли, стела была тут же упрятана в запасники Каирского музея, хотя до этого она была выставлена на всеобщее обозрение, а вместо нее поставили другую. В ответ на расспросы о той стеле смотрители музея только недоуменно пожимают плечами.

Египтологи проводят время в спорах, как же рабочие ворочали многотонные каменные блоки, из которых сооружали пирамиды и храмы, строят версии, проводят эксперименты, – рассказывает Андрей Скляров. – Мы же пошли по другому пути: если имеются миллионы тонн камней, то надо разобраться, как их обрабатывали. Мы прошлись вдоль исторических памятников с одной целью: проанализировали методы и способы обработки материала, из которого они сооружены. Порой результаты оказывались удивительными!

На снимке вверху представлена плита из черного базальта. В ней виден след от дисковой пилы, которая, как известно, работает на гидравлическом, пневматическом или электрическом приводе. Но у египтян не было ни первого, ни второго, ни третьего. Заметно и то, что при распиловке следом шло шлифование. Если, как считается, строители работали ручными медными пилами, то остались бы заметные царапины, а их нет. Аналогичную шлифовку оставляют только современные пилы с алмазным напылением, движущиеся с огромной скоростью.

Это ворота храма в Карнаке. Хорошо виден пропил, сделанный чем-то вроде «пилы-болгарки». Видно, что пропил очень узкий и в конце уходит от вертикали – вильнула рука мастера с инструментом.

Это фрагмент обелиска в Карнаке. Лежит в 10 метрах от туристической тропы. На нем видны отверстия диаметром 1 см, а глубиной около 10 см. Их делали, чтобы крепить к камню какие-то декоративные элементы: золотые или медные. Их в граните сверлили так же легко, как мы сверлим дырки дрелью в мягком дереве. Какое же сверло у древних египтян могло входить в гранит, как в масло?

Это обелиск, лежащий около знаменитого жука-скарабея на берегу священного озера в Карнаке. Видна декоративная полоска шириной ровно 3 мм и глубиной ровно 1 см. Как гвоздем процарапали... В граните? Ювелиры сегодня, пожалуй, могли бы это повторить, но только с современными инструментами.

Артефакт из южной Саккары, куда не пускают туристов. Очень показательный блок из черного базальта. Дальняя от нас часть торца у него отпилена: виден ровный след большой дисковой пилы.

Гранитные камни с идеальным сверлением. Внутри отверстия видны риски, идущие по спирали. Растояние между рисками – 1 миллиметр. Значит за один оборот сверло проходило такое расстояние вглубь! Но блок сделан из красного гранита – одной из самых твердых пород на Земле. У нашей цивилизации и по сей день нет таких инструментов.

Ворота в закрытой части Карнакского храма. На вехней гранитной плите сделано отверстие, как считается, для шарнира огромных ворот. Диаметр отверстия около 50 см. Скол камня позволяет рассмотреть его стенки – это идеальный цилиндр. Станки, способные вырезать такие отверстия, появились лишь 10 – 15 лет назад.

Асуанские каменоломни. Шурфы, уходящие на несколько метров вглубь. Диаметр чуть больше ширины тела человека. Как такие ямы долбить? Разве что головой вниз... И таких шурфов множество. По версии египтологов, они предназначены, чтобы смотреть, как идут трещины в основном массиве. Но это совершенно бессмысленное занятие, потому что направление трещин можно определить и с пооверхности. Есть другая гипотеза: строители попросту брали пробы гранита. Допустим, но тогда ими использовался некий инструмент, который позволял не тратить на эти пробы много времени. Похоже, что працивилизация в этом случае демонстрирует нам, что работали они с гранитом, как с пенопластом...

Ровный каменный пол разрушенного храма в южной Саккаре. Уложили камни разной толщины, а потом кто-то их идеально их выровнял, пройдясь сверху неким аппаратом. Очень похоже на то, как в наше время циклюют полы. Но это не дерево, а гранит! Слева виден не до конца счищенные блок