✅ ВОЛОГДА ИЗНАЧАЛЬНАЯ - 1. Наверное, большинство вологжан (во всяком случае...

✅ ВОЛОГДА ИЗНАЧАЛЬНАЯ - 1. Наверное, большинство вологжан (во всяком случае...

✅ ВОЛОГДА ИЗНАЧАЛЬНАЯ - 1

Наверное, большинство вологжан (во всяком случае, все, кто бывал в краеведческом музее) знает эту странную «каменную бабу» во дворе вологодского кремля. Каменная фигура, напоминающая женщину, дошла до нас из тьмы тысячелетий. Кто она? Причудливое создание природы, воды и ветра? Или идол, который был создан руками человека, - "великая Богиня", и её почитали? Или это создание природы, которое было "доработано" руками и фантазией человека? Ответа нет. Наша древность - наша тайна.
И одна из величайших тайн далекого прошлого – Вѣра Первопрѣдковъ. Это - не только вѣра с её многобожеством и почитанием природы, а особого рода образ жизни и взаимоотношения человека с миром. И, казалось бы, все это давно ушло, уничтожено христианством. Но парадокс нашего времени в том, что ныне Вѣра Первопрѣдковъ идейно как бы "воскресло" и вызывает большой интерес в обществе. Появились его многие сторонники. Они, конечно, ничего общего не имеют с вѣрцами прошлого, но, тем не менее, считают, что наши истоки - в славяно-арийском прошлом.
Эта тенденция возникла еще в начале века, во времена русского декадентства. К примеру, Дмитрий Мережковский считал, что духовность христианства следовало бы дополнить жизненной насыщенностью Вѣры Первопрѣдковъ, и такой синтез мог бы составить основу нового миропонимания.
В любом случае это наша предыстория. В том числе и вологодская. Но никаких исследований на эту тему в Вологде до сих пор не существовало. Серия статей А. Тарунина - первая попытка.
Владимир АРИНИН.
Изначальный: период истории Вологды изучен очень и очень слабо. Несколько новгородских грамот, "Летописец" Ивана Слободского да "Исторические и топографические известия..." А. Засецкого - вот и все, что имеют под рукой местные историки-краеведы. На протяжении последних двухсот лет отрывочные данные эти кочуют из издания в издание и в лучшем случае подвергаются несмелой интерпретации. Как это ни печально, приходится констатировать: со времени выхода в свет книги Засецкого о раннем периоде вологодской истории не сказано ровным счетом ничего нового.
"Лѣта 6655 (1147) въ 19 день, на память святого мученика Андрея Стратилата, прииде Преподобный отец Герасим от богоспасаемого града Киева, Глушенского монастыря постриженик, к Вологде реке, еще до зачала града Вологды, на великий лес, на средний посад Воскресения Христова Ленивыя площадки малого Торжку и сздал пречестен монастырь во славу пресвятыя Троицы; от реки Вологды растоянием на полпоприща".
С этих строк рукописного «Жития Герасима», как известно, начинается официальная история нашего с вами города, который в будущем году собирается отметить свое 850-летие. Автор повествования, никому не известный агиограф Фома, добросовестно выполнил указание архиепископа Маркела и, несмотря на почти полное отсутствие информации, сумел-таки создать мученический образ первого вологодского Чудотворца.
На какие источники он при этом опирался, нам неизвестно. Однако путем сопоставления "Жития Герасима" с творениями других агиографов можно предположить, что при его составлении Фома не преминул воспользоваться богатым опытом своих многочисленных предшественников. Учитывая тот факт, что между приходом Герасима и временем написания «Жития» прошло более 500 лет, едва ли следует упрекать Фому в чрезмерном разгуле фантазии в стандартном подборе чудес: именно этого и требовали от него в ту пору законы церковной канонизации.
Куда более важным является для нас вопрос о достоверности приведенных составителем "Жития" сообщений, поскольку именно они легли в основу всей вологодской историографии. Еще в прошлом веке известный исследователь жизнеописания вологодских святых Верюжский отметил, что Герасим не мог быть пострижеником Глушенского монастыря, поскольку "такого монастыря ни в XII веке, ни после не бывало в Киевской губернии".
Следующим противоречием составителя является сообщение о приходе Герасима "еще до зачала града Вологды" и в то же время - "на средний посад Воскресения Христова Ленивыя площадки малого торжку". И хотя некоторые вологодские историки выдвигали версию о том, что первая часть фразы относится ко времени прихода Герасима, а вторая - ко времени составления "Жития", окончательную точку в этом вопросе ставить, как мне кажется, рано.
Писцовые книги XVII века (того самого, в котором составлялось "Житие") дают нам четкое представление о разделении Вологды на четыре части: город и примыкавшие к нему посады - Верхний, Нижний и Заречный. Как видим, никакого "среднего посада", указанного в "Житии Герасима", во времена его составления не было, что заставляет хромать на обе ноги приведенную выше версию. Кроме того, как показывают исследования последних лет, ни один из северорусских монастырей не был основан в глуши и непроходимой чаще, как это пытались внушить нам церковные идеологи, а проходившие на Север "в поисках уединения" монахи-отшельники имели перед собой вполне конкретную цель: произвести скрытую разведку местности и подготовить дальнейший "крестовый поход" на славянские окраины.
Место для основания обителей выбиралось на обжитых местах, занимавших, как правило, ключевые позиции на данной территории: у скрещения торговых дорог, у слияния рек, на перевалочных пунктах, важных водных путях - одним словом, на перспективных для колонизации землях. Именно таким местом и была средневековая Вологда, географическое положение которой являлось чрезвычайно выгодным как в торговом, так и в стратегическом отношении, о чем свидетельствует многочисленные территориальные княжеские "разборки" того времени.
Таким образом, сообщение Фомы о приходе Герасима на "великий лес" (т. е. на необжитую землю), "еще до зачала града Вологды", выглядит весьма и весьма сомнительно, хотя вполне объяснимо: составление "Жития", как мы знаем, проходило под бдительным оком архиепископа Маркела и преследовало вполне определенную цель: подчеркнуть историческое значение прихода Герасима "на реку Вологду" и в целом прогрессивное влияние христианизации на экономическое и политическое развитие Русского Севера.
Если мы вспомним о том, с каким фанатизмом первые поборники христианства вырубали священные для наших Предков деревья и рощи, свергали кумиров, оскверняли святилища, глумились над местными верованиями и стремились во что бы то ни стало вытравить из народной памяти все следы прошлого, то полное отсутствие каких-либо документов по древнему, дохристианскому периоду истории Вологды станет вполне объяснимым. Уничтожалось все, что противоречило христианским догматам, любое сочинение, в котором упоминалось язычество. Информационный же вакуум заполнялся творениями агиографов и летописцев под строжайшим надзором религиозных цензоров.
Но остались ли какие-то следы от Вологды изначальной! Об этом поведем речь далее.