✅ ВОЛОГДА ИЗНАЧАЛЬНАЯ - 3. ГДЕ В НАШЕМ ГОРОДЕ БЫЛИ ДРЕВНИЕ СВЯТИЛИЩА? Говоря о...

✅ ВОЛОГДА ИЗНАЧАЛЬНАЯ - 3. ГДЕ В НАШЕМ ГОРОДЕ БЫЛИ ДРЕВНИЕ СВЯТИЛИЩА? Говоря о...

✅ ВОЛОГДА ИЗНАЧАЛЬНАЯ - 3. ГДЕ В НАШЕМ ГОРОДЕ БЫЛИ ДРЕВНИЕ СВЯТИЛИЩА?

Говоря о дохристианской Вологде, можно сделать предположение о существовании в ней славянских святилищ (капищ), которые, вероятно, были осквернены и безжалостно уничтожены по примеру Новгорода и Киева. Радикальность первых поборников христианства ни в чем не уступала (а порою и превосходила) атеистический порыв воинствующих безбожников. Напомню, что в Киеве Перуна привязали к конскому хвосту, и по Боричеву ручью сволокли (не отсюда ли ругательное - "сволочь"?) в Днепр, при этом 12 "мужей" колотили его жезлами. В Новгороде ситуация повторилась, с той лишь разницей, что дорога, по которой Перуна волокли в Волхов, была предварительно вымазана человеческим калом...
Главным славянским Божеством был Перун-Громовержец. Стремясь вытравить из народной памяти образ этого Верховного Божества, христианская церковь заменила его культом Ильи Пророка, передав последнему все функции славянского Громовержца. С той же самой целью день памяти св. (Ильин день) был преднамеренно наложен на день Перуна (Перунов день) - 2 августа.
В строгом соответствии с церковным каноном первые христианские церкви ставились непосредственно на месте разрушенных славянских капищ. Сокрушив и осквернив славянский пантеон, Владимир Святославович "повеле рубити църкви и поставляти по местам, идеже стояху куммиры". Судя по тому, что традиция эта строго соблюдалась и в других древнерусских городах (Новгород, Псков, Вязьма, Ростов и т. д.), с известной долей уверенности можно предположить, что аналогичные события имели место и в Вологде. Не исключено, что капище Перуна-Громовержца располагалось в так называемом КАМЕНЬЕ.
В пользу этой версии прежде всего говорит то, что именно на этом возвышенном месте в глубокой древности был основан монастырь во имя христианского "двойника" Перуна - Ильи Пророка, просуществовавший до 1738 года. Ильинская церковь, после упразднения обители ставшая приходской, в документах значилась как церковь Ильи Пророка в Каменье" или "... в Горах". Это также свидетельствует о возможной связи с ее капищем Громовержца, поскольку идолы Перуна обычно ставились на возвышенностях и холмах (горах). В окладной книге 1691 года среди прочих городских храмов упоминается, между прочим, церковь Преображения Господня у Ильинской горы.
Распространенная версия происхождения слова "каменье" от каменных запасов Иоанна Грозного, предназначенных для строительства крепости, кажется вполне убедительной. Однако нельзя исключить и другого - чисто славянского, ритуального и символического его значения, на что указывал в свое время А. Кузнецов. "Суть же скверные молбища их: лес и камение, и реки и блата (болота), источники и горы, и холмы..." - писал И. Грозному в 1534 году новгородский архиепископ Макарий. Кто может поручиться, что слово "каменье" не является отголоском существовавшего здесь некогда целого ряда каменных идолов, своего рода местного пантеона во главе с Перуном!
В качестве аналога можно привести РОЩЕНЬЕ - часть территории Вологды вдоль Советского проспекта (примерно от Детского парка до речного вокзала), в славянском происхождении которого не приходится сомневаться. Культ "рощений" (священных рощ) занимал в славянских верованиях наших далеких Предков особое место. Здесь славяне почитали своих Богов и совершали многочисленные культовые обряды. О почитании славян "рощениями" и "древесам" сообщают многочисленные источники XI - XVII веков: "рощением", кладезем и рекам жряху" (Лаврентьевская летопись), "или кто молится под овином, или во ржи, или в рощений, или у воды..." (устав князя Владимира Святославовича) и т. д.
С распространением христианства жертвами церковного варварства (иначе не назовешь) стали не только славянские капища и куммиры, но и священные - (заповедные) рощи, которые безжалостно вырубались почти на всей территории Древней Руси, Такая же участь, очевидно, постигла и вологодское Рощенье, от которого ныне, увы, осталось одно название. Упоминавшийся выше архиепископ Макарий организовал в 1634 году целую камланию по борьбе с славянством, сформулировав ее цели в окружной грамоте: "по всем чудским и ижорским местам, в селах, деревнях и лесах разорять и истреблять огнем славянские молбища, дерева и камни".
Одним из наиболее почитаемых на северных окраинах Руси (особенно в лесной зоне) являлся, как известно, культ Волоса (Велеса) - "скотьего Бога", именем которого наряду с Перуном клялись русские дружинники при заключении договоров с Византией. Памятуя о христианском обычае ставить церкви на месте разрушенных капищ и освящать их во имя подходящего "двойника", вполне логично предположить, что святилище Волоса находилось на месте церкви Власия Севастийского в Обухове (угол Кирова и Челюскинцев). Кроме славянского сходства (Волос - Влас), христианский святой унаследовал от своего предшественника функции "скотьего Бога": иконописцы изображали его верхом на белом коне в окружении лошадей, коров и овец.
О том, что "волосов день" пользовался на Вологодчине особым почётом, свидетельствуют многие исследователи: М.К. Герасимов, Н. Д. Иваницкий, В. И. Чичеров, И. П. Сахаров. Последний в "Сказаниях русского народа", между прочим, упоминает коровье "воложное масло", которое приносили Власию (Волосу) поселянки. Упоминается это масло и у В. И. Даля - "волога".
Если мы немного отвлечемся и вспомним о том, как широко простирались некогда границы славянского мира, то найдем на карте современной Германии не только город Дрезден, который, в глубокой древности назывался Дроздянами, и не только Бранденбург, именовавшийся ранее Бранибором, но и город Вольгаст, первоначальное название которого - Вологоща.
Любопытно, не правда ли? Вольгаст, Вологоща, воложное масло, волога, Волос... Есть в этом что-то общее и такое до грусти знакомое... Да, список этот могла бы удачно дополнить всеми нами любимая Вологда. Учитывая тесную связь северных окраин Древней Руси с культом Волоса и несомненное почитание вологжанами этого славянского Бога, почему бы не допустить еще одну версию происхождения топонима Вологда с учетом позднейшего наслоения форманта "гда"?
Ярославская Гда, ивановская Судогда, владимирская Шижегда, вологодская Шогда и Вычегда (чем черт не шутит - может быть, и иракский Багдад) не оставляют сомнений в целостности форманта и разрушают версию о "Волок-де". В Вологодском районе, в Вотчинском сельсовете есть деревня с славянским названием Волшницы ("волшница" - место, где совершается предсказание жрецом-прорицателем). Академик Б. Рыбаков проводит параллели между "Волосом", "волхвом" и "волохатым" (волосатым). Но не менее весома, как мне кажется, и версия Григория Глинки о связи имени "скотьего Бога" со словом "володеть", т. е. владеть, обладать. Вологда, как мы знаем, всегда была чьим-то владением: ростовским, новгородским, московским...
В пользу версии о вологодском капище Волоса можно привести и еще одно соображение. Как известно, в состав Владимирова пантеона Волос, несмотря на его официальный культ, не входил, и куммир его в Киеве стоял не на Княжьей горе близ теремного двора, а на Подоле, у торговых пристаней Почайны. Определив местонахождение Власьевской церкви в древней Вологде, мы увидим, что она также располагалась на отшибе, т. е. в некотором удалении от первоначальной городской застройки. Объясняется это тем, что культ Волоса - покровителя удачной охоты, торговли и скотоводства - был более близок простому народу в отличие от княжеско-дружинного культа Перуна.
И, наконец, являясь торговым центром, Вологда не могла не иметь своего "торгового" божества. Таким божеством в дохристианской Руси была МАКОШЬ - Богиня плодородия, судьбы, мать хорошего урожая, покровительница торговли и женского рукоделия. В христианском пантеоне ее, как известно, сменила св. мч. Параскева Пятница. Одной из самых древних улиц нашего города была Пятницкая, а в детинце Иоанна Грозного существовали Пятницкие ворота, возле которых располагался рынок. Улица получила название от стоявшей на ней Пятницкой церкви, которая находилась на углу нынешних улиц Мальцева и пр. Победы. Здесь же, очевидно, располагалось и капище Макоши.
Но обратим внимание еще на один любопытный факт: храмы во имя Параскевы Пятницы чаще всего ставились на торжищах (торжках), базарных площадях, рынках, покровительницей которых она и являлась. Храмы Параскевы Пятницы на торгу существовали в Новгороде, Чернигове, Москве, Полоцке, Дмитрове и т. д. Впору задаться вопросом: а не мог ли здесь, возле Пятницкой церкви, располагаться в глубокой древности упоминавшийся мною выше Большой Торжок?
Почти все местные краеведы однажды писали о самой узкой улице Вологды - Числихе, однако только двое из них - А. Миров и А. Мухин - сделали предположение о происхождении ее названия. Цитирую: "На пребывание монголо-татар в нашем городе указывает название местности - Числиха, от слова "число". Название как бы напоминает о татарской переписи населения в крае". Версия эта представляется мне довольно оригинальной, хотя и недостаточно убедительной. Разумеется, название Числиха произошло от слова "число", но трудно поверить, что вологжане решили увековечить переписную акцию в честь этого события.
В славянских верованиях наших Предков Божество течения времени воплощалось в образе двуликого ЧИСЛОБОГА, жрецы которого следили за солнечными и лунными часами, ведя подсчет дней, месяцев, лет.