970-971 ГОДЫ – ВТОРОЙ БОЛГАРСКИЙ ПОХОД КНЯЗЯ СВЕТОСЛАВА

970-971 ГОДЫ – ВТОРОЙ БОЛГАРСКИЙ ПОХОД КНЯЗЯ СВЕТОСЛАВА

«… не посрамим земли Русские, но ляжем костьми, мертвые бо срама не имут…»
Светослав воинам перед битвой с ромеями

Освободив от христианских правителей Болгарию в первый болгарский поход, князь Светослав направляет взор на давнего русского врага – Ромейскую империю, являющуюся важной частью «Запада» в борьбе с Ведическим миром.
Весной 970 года войско Светослава в союзе с русами-болгарами, русами-печенегами и мадьярами общей численностью в 10 тысяч человек подошло к Аркадиополю, где засел ромейский гарнизон численностью от 12 до 15 тысяч воинов под началом лучшего ромейского полководца Варды Склира. Ромеи, не желая находится в осаде, выступили ночью и атаковали русов у стен крепости. В ходе битвы им удалось хитростью заманить в ловушку отряд мадьяр и перебить его. Однако, русское войско в упорной битве сдержало натиск врага и, когда тот утомился, перешло в атаку. Враг был разбит, дорога на Константинополь открыта. После поражения Варды Склира ромейский император Иоанн Цимисхий, не готовый к серьезной войне, запросил перемирия. Одновременно с этим в Киеве вспыхнуло восстание, организованное христианами. Светослав дал согласие на перемирие с ромеями, приняв решение о подавлении христианского бунта. По поводу ослабленной Византии Светослав произнес: «зачем брать сегодня то, что всё равно нам будет принадлежать завтра».
В 971 году, воспользовавшись передышкой и отходом Светослава, император Иоанн Цимисхий, поддерживаемый «Западом», предоставившим ему средства и наемников, собрал огромное войско* и осадил Переяславец, где находился 8-тысячный русский отряд воеводы Свенельда. В неравном бою Переяславец был взят, болгары-христиане переметнулись на сторону ромеев. Сам Свенельд после упорного сопротивления с несколькими десятками воинов сумел вырваться и дойти до сил Светослава.
Опьяненный победой, Иоанн Цимисхий после взятия Переяславца подвел 160-тысячную армию к Доростолу 23 апреля, где засел Светослав с 22-тысячным войском. Несмотря на неравное соотношение сил, русы встретили ромеев у города. Рассчитывая смять немногочисленные русские ряды, западная армия перешла в атаку. Русские витязи стойко отбили 12 вражеских атак и только к ночи, когда против них была кинута вся ромейская конница, отступили в город. Ромеи разбили лагерь и блокировали город с реки, началась затяжная осада. Гарнизон производил боевые вылазки, вырыл глубокий ров и дал три крупных сражения под стенами крепости. После второго сражения, в котором ромеи вновь были отброшены, они перешли к длительному обстрелу города. Пока русы укрывались в городе, где начались проблемы с продовольствием, враг соорудил осадную башню. 19 июля 20

Светослав поставил задачу отряду из 500 воинов пробиться к башне и уничтожить ее, на что отозвались женщины-воительницы, сохраняя оставшихся мужей. Воинственные женщины пробились к башне и сожгли ее, но, будучи окружены, погибли. Русские витязи жаждали отмщения, а ромеи, утомленные неудачами, упали духом. Осада длилась три месяца, на что враг не рассчитывал. В его лагере начались голод, болезни и дезертирство. 22 июля Светослав вывел воинов на решающую битву и атаковал ромеев. Под натиском отчаянно бьющихся витязей лишенные боевого духа ромеи окончательно надломились и начали отступать. Ромейский император был вынужден задействовать катафрактариев, чтобы поддержать пошатнувшееся войско. Русские витязи, истекая кровью, с непоколебимой волей сокрушали греков и наемников сотнями. Исход продолжительной битвы решил обрушившийся на поле боя ливень с грозой – знак Перуна. Светослав остановил обескровленное войско, видя пошатнувшегося врага и не усугубляя собственные потери. Русы прекратили бой и отступили в город. Произошедшее ромеи приняли за чудо, спасшее их от разгрома.
Тем временем, пока ромейские войска были стянуты у Доростола, воевода Претич с войском подошел на кораблях к Константинополю и осадил ромейскую столицу, где оставался малочисленный гарнизон, неспособный оказать серьезного сопротивления. Совершено неожиданно империя стала на грань гибели. Тайный план Светослава по заманиванию врага в ловушку под Доростолом описан в арабских хрониках. Светослав стянул вражескую армию на себя и выиграл время, за которое Претич достиг Константинополя. Обескураженный неприступностью Доростола и осадой столицы, Иоанн Цимисхий простился с мечтами о победе и пошел на перемирие. Была одержана великая победа и «Запад» отчаянно начал разжигать смуту в самих землях русского князя, опираясь на христиан. В Киеве поднялся новый христианский бунт под предводительством Ярополка, что вынудило Светослава, потерявшего немало воинов, оставить побежденную Византию, чтобы двинутся на усмирение восстания. Он не мог занять враждебные просторы Ромейской империи, не укрепив положение в родных землях Гардарики**. По пути в Киев Светослав был убит христианами. Потери его войска в битве за Доростол были значительными.
* - Ромейской империи при сборе армии против Светослава, уничтожившего иудейскую Хазарию, была оказана значительная поддержка всеми латинскими государствами и даже арабами, несмотря на то, что у части арабов были союзнические отношения со Светославом. Помимо самих ромеев и ополченцев, при сборе которых практически из всех ромейских поселений были стянуты гарнизоны и рекруты-стратиоты, в ромейскую армию вошли отряды франков, болгар-христиан, армян, арабов, среди которых было множество сирийцев, и прочих наемников. 160-тысячная армия насчитывала 30 тысяч отборных латинских воинов и 10 тысяч катафрактариев (тяжелых конных латников). По сути, была собрана христианско-мусульманская армия против ведического русского войска. Иерофанты руками ромеев хотели покончить со Светославом и отомстить за потерянное детище в лице иудейской Хазарии.

** - Могут возникнуть закономерные сомнения в Светославе, не подготовившим собственные земли для принятия плодов таких подвигов, какой был совершен под Доростолом. Здесь стоит сказать, что христиан в Киеве тогда было немало, что было обусловлено приходом в киевские земли множества беженцев из Хазарии, прошедших через Тмутараканьское княжество. Поскольку иудеи насаждали порабощенному населению христианство, то хазарские беженцы были христианами. Но не все они являлись абсолютными предателями и врагами. Часть из них скрывала свои истинные убеждения и князь даже после усмирения первого бунта не решился на массовое убийство своих же кровных братьев, попавших под религиозное влияние. Также стоит учитывать временное влияние темного цикла (Ночи Сварога), когда темное жречество имеет большие силы и значительное влияние на события. Это отдельная тема и мы ограничимся лишь ее упоминанием. Светослав делал все, что мог, хотя со вторым христианским бунтом допустил крупную ошибку, поскольку «Запад» оперся на массу христиан, организовав смуту и приведя к власти в Гардарике кровавого убийцу – представителя болгаро-хазарской династии Владимира, не являющегося сыном Светослава.