Детство без болезней

Детство без болезней

Детство без болезней

Желанный ребенок
Обычно не придают значения тому факту, желанным или нежеланным появляется на свет ребенок. А наука уже с уверенностью утверждает: психика нежеланного ребенка травмирована еще до рождения. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Степень и характер эмоционального контакта между матерью и еще не родившимся ребенком, возможно, являются самым решающим из влияющих на возникающую психику факторов.
Девять месяцев ожидания, раздумий о малыше, его будущем, то есть сосредоточенность матери на ребенке, – это ведь не только гормональное, но и биоэнергетическое взаимовлияние, пусть пока не до конца признаваемое нашей официальной наукой, но реально сказывающееся в жизни. Добрые мысли, видимо, помогают рождению добрых чувств, недобрые – делают сдвиги в иных направлениях. Говорят даже о том, что нежеланный ребенок может отказаться брать грудь матери и взять грудь чужой, но желающей его женщины. А сосредоточенность на мыслях о ребенке, когда он становится главным для будущей мамы, очень помогает ей самой. Она может тогда с полным правом считать, что всякие жизненные неурядицы, неприятности, которые ученые называют стрессовыми ситуациями, – это мелочи жизни, не стоит обращать на них внимание и придавать им большое значение.
Это, конечно, хорошо, но так бывает не сразу, не с самого начала новой жизни, и всем родителям надо помнить, что зародыш очень чувствителен к нервным стрессам матери. В первые месяцы беременности эти стрессы могут даже привести к уродствам плода – «заячьей губе», «волчьей пасти» (несросшееся небо) и другим. Последнее доказано в опытах над животными в лаборатории профессора И. А. Аршавского*. Удар током или страшный вой сирены часто приводили к таким результатам. Но существовал также срок, раньше и позже которого стресс оказывался для плода не столь опасным.
Поэтому задача мужа и близких родственников беременной женщины – быть особенно снисходительными к ней именно в первые три месяца и оберегать ее от конфликтных ситуаций.

Как питаться будущей маме
Во все времена женщины в период беременности ели то, что обычно, – выбирать не часто приходилось, и дети у них нормально развивались и рождались. Можно так и сказать: питайтесь, как всегда!
Но в последние десятилетия положение изменилось, возникло несколько опасностей. И одна из них, реально угрожающая сейчас матери и будущему ребенку, – переедание. Опасность эта стала намного страшнее оттого, что педиатры уже приняли ее за норму. Прибавка в весе на 10–15 килограммов приписывается здоровой женщине, тогда как оптимальная прибавка должна быть почти вдвое меньше (в США это 4,5–6,5 килограмма).
Я знаком с женщиной, прибавившей в период беременности только 2,5 килограмма. Но это была спортсменка, кандидат в мастера спорта по толканию ядра. У нее имелись довольно заметные запасы жира, которые за время беременности пошли на питание будущей дочурки, родившейся физиологически зрелой и крупной (в маму) – 4,1 килограмма. Знаком я и с мамой пяти ребятишек Татьяной Васильевной Дубининой. Ожидая четвертого – Дениса, – она прибавила 21 килограмм, но и здесь такая прибавка объяснялась просто: вся семья увлекалась моржеванием, и Татьяна Васильевна тоже до последнего бегала по утрам и купалась в проруби. Природа, защищая Дениса от холода (он родился в декабре), способствовала образованию у женщины необходимого слоя жира и большого количества околоплодных вод. Оба эти случая относятся к мамам, вынесшим большую (по сравнению с обычной) физическую нагрузку. Она-то и оказалась самым сильным фактором, обеспечившим детям естественную в таких случаях физиологическую зрелость.
А что же будет с женщинами, которые не занимаются спортом, не делают утреннюю пробежку и не ныряют в прорубь? Они будут прибавлять в весе и беречься, как советуют специалисты и знакомые, а дети будут рождаться все более незрелыми.
Наши предки, чтобы предупредить эту незрелость, советовали не прибавлять к концу беременности более 8–9 килограммов (норма – 6–7 килограммов). Но легко советовать, а реально сделать это труднее. Врачи, не доверяя опыту древних, не сохранили практически ни одного их совета, рецепта, предписания.
Остается один путь – пропускать завтрак или обед, а некоторые женщины, как я знаю, решались «поститься» весь понедельник (по Брэггу) и тем самым давать своим будущим малышам полноценные «занятия гимнастикой», чтобы они рождались зрелыми (8–10 баллов по шкале Апгар–Аршавского). Светлана Н. отважилась не только на понедельник, но на целую неделю «поста» в самом начале беременности. Все трое ее ребятишек здоровы, но двое младших имели при рождении вес 4,1 килограмма, что, конечно, многовато. Как это ни парадоксально, но такие «посты» иногда увеличивают вес ребенка. Конечно, нашей науке надо исследовать, когда и какой длительности «посты» полезны, с тем чтобы дать будущим мамам первое реальное средство управления физиологической зрелостью новорожденного. Необходимо выяснить, в каком периоде и какие «посты» увеличивают вес ребенка, а какие уменьшают, приближают к идеалу среднего, нормального человека.
Предвижу, что многие врачи, услышав о подобном, станут убеждать вас во вреде недостаточного питания беременной. Но напомним, что в средние века у многих народов «есть регулярно» означало принимать пищу один раз в день, и то далеко не каждый мог позволить себе такую роскошь. В современной Замбии и теперь еще два раза в день едят только зажиточные люди, однако и бедные женщины вынашивают и рожают детей нормально.
Нежелание есть в самом начале беременности наблюдается не только у людей. Известно, что в начале беременности едва ли не неделю ничего не едят кошки, а медведицы голодают во время зимней спячки, то есть во второй половине беременности. Утверждение специалистов, что «если в организм женщины в течение 8 часов не поступают углеводы, то это ведет к нарушению обмена...»*, не только далеко от действительности, но, на наш взгляд, следование ему вредно как для будущей мамы, так и особенно для ее ребенка.
Чтобы не портились зубы
«Сколько детей родила – столько зубов потеряла» – эту истину в старину знали пожилые женщины. Это естественно, так как природа отдает предпочтение новой жизни; и если не хватает материала для скелета малыша, то в дело идут мамины зубы (возможно, что используются и другие костные ткани). Значит, в это время следует добавить в еду материал для костей ребенка. Обычно врачи выписывают глюконат кальция, но надо точно знать, в какой период беременности следует его принимать, а мы пока нигде не нашли об этом сведений. И, во-вторых, глюконат кальция явно неполноценный материал для скелета, это лишь одна его составная часть. Логичнее посоветовать беременной женщине есть куриные косточки, хрящи, холодец и заливные блюда из рыбы. Правда, этот совет противоречит тому сдвигу к вегетарианству, который мы находим у индианок или японок (а он не лишен оснований).
К правильному решению, видимо, ближе внимательные и думающие женщины, которые считают, что вегетарианская пища действительно улучшает самочувствие, резко снижает вероятность всяких токсикозов, но что во второй половине беременности, примерно в течение 6–7-го месяца, надо погрызть сахарные косточки, хрящики, мелкую рыбку с костями (это может быть жареная килька, салака, рыба в томатном соусе и так далее).
Чтобы ребенок родился физиологически зрелым
Что надо для рождения идеального (физиологически зрелого) ребенка? Правильное питание позволяет достичь многого, но... только при условии достаточной подвижности матери.
А где эта подвижность в городской квартире, при развитом общественном транспорте, при наличии телевизора и тех рекомендаций, что дают медики? Японским врачам хорошо рекомендовать всем будущим мамам плавание – у них много теплых морей и спортивных бассейнов. У нас с плаванием сложнее. Но его можно заменить бегом, а уж где бегать можно найти всегда. Почитайте, как распространен бег у новозеландцев и американцев. Они нашли реальный способ преодолеть гипокинезию (недостаток движения), укрепить свое здоровье, а мы это рекомендуем для блага будущего ребенка. Ради него надо найти и силы, и совсем немного времени.
Лучше бегать вдвоем. Будущему отцу надо выбрать интересный маршрут, а будущей маме – задать темп бега, приятный для нее, такой, чтобы выдержать 30–40 минут (не с первого раза, понятно). Эта продолжительность выбрана не случайно. Сердечная мышца начинает укрепляться, если давать ей беговую нагрузку порциями не меньше 12–15 минут (тест Купера). После двух-трех сравнительно трудных недель будущие родители почувствуют, насколько меньше они стали уставать физически с тех пор, как начали бегать. Значит, они укрепили свое сердце.
Таких пробежек можно делать сколько хочется и утром, и днем, и вечером (когда удобнее и приятнее), но, видимо, не менее трех раз в неделю. Когда накопится опыт у будущих мам, решившихся бегать, мы узнаем и оптимальные величины как частоты пробежек, так и их длительности, а пока... пока надо искать их самим. Пробежки, конечно, хороши как средство преодоления гипокинезии, но не гиподинамии (недостатка силовых нагрузок). Последнюю преодолеть сложнее, особенно слабым женщинам.
Вообще же в наш век комфорта и малоподвижности женщине, готовящейся стать матерью, надо не только бегать, но и танцевать (вальс – особенно хороший стимулятор развития вестибулярного аппарата), ходить на лыжах, кататься на коньках, ездить на велосипеде, играть в волейбол и баскетбол. Не бойтесь подняться на вершину своих возможностей, блеснуть своими спортивными талантами, показать, какое это наслаждение – быстрый бег или красивый танец! Ведь будущий ребенок не только станет при этом заниматься собственной гимнастикой – чаще толкаться, но и вместе с мамой переживет, ощутит, что приятно, красиво, легко, хорошо. А папа – первый, кто должен, вдохновить женщину на это и помочь ей.
Но как же советы: «...умеренно двигаться, совершая прогулки на воздухе», «...противопоказаны занятия физкультурой, где имеют место прыжки, соскоки, резкие повороты, силовые упражнения...»? (БМЭ. Т. 3. С. 58, 160).
Успокойтесь, осторожные, напуганные врачами мамы и бабушки! Эти советы верны примерно на 20 процентов. Их можно слушать на восьмом, девятом и десятом месяце беременности*, но и тогда только сама женщина может решить, подойдет ли ей совет и насколько строго его выполнять.
Жизнь дает убедительные доказательства пользы и безопасности физических, даже спортивных нагрузок. В 1969 году Лариса Латынина стала чемпионкой мира по гимнастике. Она выступала... будучи беременной на пятом месяце. Благословил ее на участие в чемпионате профессор А. Ю. Лурье, когда узнал, что она продолжает тренироваться и мечтает завоевать почетное место: «Ну и выступайте!.. Только никому ни слова: начнутся комиссии, советы, сами напугаются и вас напугают».
И что же? Дочка Латыниной родилась совершенно здоровой, хотя нагрузки на мировом первенстве по гимнастике не сравнить с обычной физкультурой.
Вывод: бережение в житейском и медицинском смысле есть недопустимое ограничение подвижности женщины, вредящее не столько ей, сколько будущему ребенку. Рекорды ставить и выигрывать чемпионаты в период беременности не обязательно, но танцевать, бегать на лыжах и заниматься гимнастикой с наслаждением необходимо до восьмого, а может быть, и до девятого месяца. Точнее самой женщины это никто не определит.
Читаю в книге «Гигиена беременной» советы для будущих мам: «Нужно помнить о том, что после гимнастики не должна ощущаться физическая усталость, пульс должен быть в пределах нормы (60–80 ударов в минуту)» (с. 54). Да это же настоящий подрыв здоровья младенцев путем медицинской перестраховки! Пульс 60–80 может быть только при движении и передвижении без нагрузки или даже в покое, когда человек просто сидит. И женщина, которая всерьез примет этот вреднейший совет, действительно снизит свою двигательную активность до уровня лежания на больничной койке. Будущие мамы должны знать, что и в беге, и в играх, и в танце пульс у любой здоровой женщины свободно учащается вдвое и даже втрое в сравнении с пульсом покоя, то есть до 120, 150 и 180 ударов в минуту, что служит признаком здоровья и тренированности сердца. У стайеров на финише пульс бывает до 250–280 ударов в минуту, тогда как в покое 35–40, то есть увеличение в 6–8 раз. Если же нет учащения пульса, значит, нет и нагрузки.

Фрагмент из книги "Детство без болезней", Б. П. Никитин.