✅ ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА. ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА – комплекс несложных (и...

✅ ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА – комплекс несложных (и нестрашных) упражнений, которые (в отличие от традиционной гимнастики) предполагают активное включение вестибулярного аппарата ребёнка. Он не просто лежит на столе, и вы что-то такое делаете с его ручками и ножками – ребёнок в буквальном смысле «летает» около вас, вращается вокруг своей оси и время от времени повисает вниз головой. Это может казаться пугающим только на первый взгляд, и только тем, кто привык считать младенца тепличным растением. Надо отметить, что динамическая гимнастика имеет несколько уровней сложности и может быть легко освоена родителями и ребенком. Она является доступной формой физической тренировки, которая даёт разнообразные положительные эффекты для тела и психики. Как и всякое действие с ребёнком, динамическая гимнастика предполагает тесный эмоциональный контакт обеих сторон (наверное, не нужно объяснять, что ребёнок, ещё не умея говорить, очень хорошо чувствует психологическое состояние окружающих). Поэтому важно, чтобы, приступая к занятиям, прежде всего, сам родитель был убеждён в их полезности и получал удовольствие от этой формы времяпрепровождения (впрочем – и вряд ли кто будет спорить с этим – общая уверенность и благое намерение являются залогом успешного исхода любого мероприятия.). ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ Большинство детей даже при естественных мягких родах испытывает колоссальные перегрузки во время прохождения по родовым путям, и нередко в разных частях тела ребенка могут фиксироваться напряжения. На первый взгляд они могут быть незаметны, и здесь динамическая гимнастика может стать хорошей профилактикой развития более серьёзных осложнений – в условиях регулярных, постепенно нарастающих симметричных нагрузок небольшие отклонения могут быть исправлены. С медицинской точки зрения динамическая гимнастика позволяет корректировать целый ряд отклонений в развитии детей, таких как гипертонус или гипотонус, ассиметрии, косолапее, кривошею. Она активизирует перистальтику кишечника, помогает при запорах и скоплении газов; она воздействует при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. В результате снимается избыточный мышечный тонус. Кроме того, эти упражнения укрепляют сердечно-сосудистую и иммунную систему, адаптируют организм к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды. В плане физического развития ребенка динамическая гимнастика весьма универсальна. С её помощью достигается не только эффективная тренировка скелетно-мышечного аппарата, но и оказывается благотворное воздействие на все системы организма. Высокие энергозатраты ребенка при выполнении упражнений активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов. Занятия динамической гимнастикой развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, что способствует психическому развитию. Важна также роль динамической гимнастики в профилактике детского травматизма, так как она значительно укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации. Динамическая гимнастика прекрасно совмещается с закаливающими процедурами. Во время занятий ребенок обычно обнажен, а если упражнения делаются на улице, то попутно может получать и солнечные лучи. При выполнении упражнений на холодном воздухе холодовая экспозиция может быть значительно больше обычной, что способствует выработке более мощной термоадаптационной реакции. Во время занятий динамической гимнастикой ребенок испытывает массу разнообразнейших ощущений, его нервная система загружена потоком сигналов, необходимых для координации работы всех систем организма в условиях высоких и быстро меняющихся нагрузок. Динамическая гимнастика с древних времен была известна и широко применялась для воспитания будущих воинов.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
1. Уверенность и позитивный настрой Вы уверены, что без динамической гимнастики вам не обойтись? Или для вас это просто дань моде или повинность? Зачем это вашему ребёнку, как вы полагаете? Задайте себе эти и другие подобные вопросы. Осознайте, для чего вам это нужно. Поймите сам принцип воздействия этой, не скрою, серьёзной физической нагрузки на вашего ребёнка. Проникнувшись симпатией к этому виду спорта, вы будете выполнять упражнения спокойно и уверенно, это ваше отношение непременно почувствует и ребёнок. При этом на первых порах советуют избегать присутствия на занятиях посторонних, которые не разделяют подобных взглядов на оздоровление ребёнка, ведь дети очень тонко чувствуют умонастроения окружающих. Хуже всего, если это кровные родственники – под причитания своей родной бабушки закапризничать может даже самый жизнерадостный малыш. Лучше исключите все эти «ахи», «охи» и «ой-какой-ужас». По крайней мере, на первое время, пока вы не приобретёте достаточно уверенности, чтобы сохранять спокойствие в любой обстановке.
2. От простого к сложному Конечно, начинать следует с самых простых упражнений, соблюдая закон постепенности нарастания нагрузки. Первое, с чем вы познакомите ребёнка, - это безопасный захват. Потом будете поднимать его за ручки. Затем раскачивать. Потом раскручивать, и так далее. Неделю за неделей увеличивайте темп, амплитуду и время занятий.
3. Не переутомляйте и поощряйте Воздействие динамической гимнастики являетсястрессогенным для ребенка.
Важно чувствовать меру – находясь в постоянном зрительном, эмоциональном контакте с ребёнком вы не пропустите момент, когда он устанет или испугается.
Скорчил гримасу сомнения и вот-вот захнычет? Остановитесь, прижмите ребёнка к себе, сделайте несколько ритмичных раскачиваний вместе с ним.
Упражнения, которые ребёнок полюбит больше всего, чередуйте с теми, на которые он реагирует сдержанно.
Во время занятий может возникнуть сопротивление – вы отметите мышечное напряжение, испуг или недовольство ребёнка.
В этом случае целесообразно задержаться на достигнутом или даже спуститься на более низкую ступень. У каждого ребенка свой темп овладения упражнениями.
Иногда требуется приостановить занятие, с тем, чтобы вновь продолжить, но без надрыва.
На каждом занятии создавайте предпосылки для более сложных упражнений. Не стоит совсем отказываться от занятий лишь потому, что вам «жалко малютку» - просто, скорее всего, вы предлагаете ему нагрузку, к которой ваш крошка не готов. Продолжайте делать гимнастику, сделайте её частью дневного распорядка.
4. Регулярность тренировок Заведите ритуал. Рекомендуют делать гимнастику ежедневно в первой половине дня, лучше – после пробуждения и в комплексе с другими оздоровительными процедурами. Проснулись – разделись, сделали массаж, потом динамическую гимнастику, потом поплавали и закончили обливанием. После всех «заслуженных трудов» вручите ребёнку грудь – он поест с аппетитом и крепко заснёт.
Несколько слов о половых различиях
Обычно родители с удовольствием осваивают динамическую гимнастику с мальчиками, видя положительные результаты усилий, однако нередко сомневаются в целесообразности ее для девочек, опасаясь за формирование их фигур. Эти опасения абсолютно неосновательны. Гимнастика не приводит к существенному наращиванию мышечной массы, а оказывает основное воздействие на суставы и сухожилия, и совершенно не нарушает мужского или женского телосложения.
В какое время проводить занятия? Лучшим временем для физической нагрузки считается первая половина дня, а кроме того, физкультурой вредно заниматься сразу после еды. Исходя из этих нехитрых условий, вы сами сможете выбрать для ребёнка время проведения занятий, ведь в каждом возрасте у малыша свой распорядок дня. Так, в возрасте четырёх-пяти месяцев дети спят обычно три раза в течение дня, и разумнее проводить занятия перед первым (утренним) сном.
Впрочем, после динамической гимнастики не обязательно сразу укладывать его спать – если он не был нагружен ещё и водным тренингом, и обливанием, то вполне возможно, даже «перекусив» после гимнастики, он не захочет сразу спать. Не настаивайте – в конце концов, динамическая гимнастика это не только средство утомления ребёнка, но и просто форма вашего совместного досуга.
Когда начинать… Есть разные точки зрения. Сторонники одной из них полагают, что чем раньше начать загружать ребёнка, тем лучше. Мол, крепче и здоровее будет, да и адаптивные способности у ребёнка тем выше, чем он меньше. По другой версии, напротив, до полутора месяцев (или – по другим данным – до 40-го дня жизни) у ребёнка идёт адаптация к окружающей действительности, не случайно в этом возрасте он спит до 20-ти часов в сутки. Природа предусмотрела механизм предохранения от психических перегрузок. И напротив, периоды бодрствования резко увеличиваются после 1,5 месяцев жизни – тогда-то и советуют начинать динамическую гимнастику …и когда заканчивать
Кроме шуток! Если подкидывать в воздух трёх- и даже пятикилограммовую детку не составляет большого труда, то шестимесячного «верзилу» вертеть не так-то просто. Между тем, дети динамические тем и отличаются, что чем они тяжелее, тем им веселее, но, увы, тем сложнее вам. Когда ребенок становится тяжелым, рекомендуется переводить ребенка на спортивный комплекс.
ХОРОШИЙ ВКЛАД В БУДУЩЕЕ
Нельзя не отметить и ещё несколько приятных «побочных» эффектов динамической гимнастики, которые проявятся позднее: - умение правильно группироваться при падениях, сводя к минимуму возможные травмы; дети, которых крутили и подбрасывали в младенчестве, хорошо чувствуют своё тело в пространстве, так, в полтора года они почти не падают с качелей, а если и падают, то получают минимум синяков и шишек. - даже во дворе с минимальным набором лесенок и «лазилок» такой малыш не заскучает: он охотно «импровизирует» на самых простеньких «снарядах», проявляя удивительную самостоятельность и изобретательность; - они, что называется, знают меру и не заберутся на такую высоту, откуда не смогут спуститься самостоятельно: это следствие, в том числе, и того безопасного захвата, который рекомендуется для выполнения упражнений – ребёнок чувствует ответственность за себя, и не будет делать больше своих возможностей. Что приятно: гуляя с таким ребёнком на детской площадке, маме нет необходимости стоять внизу возле крутой лесенки, держась за сердце с криками «Слезай, упадёшь!!!» Впрочем, такая фраза сама по себе неуместна в устах родителей, которые практиковали динамическую гимнастику. Просто они знают, что любые упражнения закончатся хорошо – это и есть то самое базовое доверие к миру, которое испытывают и сами такие родители, и их «динамические» дети.
И ТАК, НАЧИНАЕМ…
Вы выставили за дверь пугливых бабушек;
Вы выбрали место и время;
Ваш малыш не голоден, но и не сыт;
Он ещё не устал, но и не только что проснулся;
Вы проветрили помещение (низкая температура стимулирует двигательную активность);
И раздели ребёнка (ползунки и распашонки не только будут вам мешать, они ещё и небезопасны во время занятий);
Ваши руки тёплые;
Вы никуда не торопитесь и ничего не боитесь;
Ребёнок лежит перед вами на спине…
1. Начните с мягкого прикосновения к коже ребёнка, посмотрите ему в глаза, мысленно пошлите ему добрый сигнал. Ваши поглаживания придадут ему уверенности.
2. Вложите большие пальцы в его ладошки (он с удовольствием за них уцепится), задайте лёгкое движение вверх, стимулируя его поднять головку (попытаться сесть)
3. Дайте ему крепче зажать палец в ладошке, а своей ладонью обхватите его кулачок. Потяните вверх, поднимите его в воздух целиком – «обезьянка висит». Вот и первое упражнение!
4. Если ничего страшного не произошло – продолжайте висеть до тех пор, пока «обезьянке» нравится. Сохраняйте зрительный контакт, подбадривайте малыша, хвалите, шутите. Лёгким раскачивающим движением переносите вес тела ребёнка с одной ручки на другую. Позднее вы будете раскачивать его то за одну руку, то за другую. Ещё позже он будет то же самое вытворять один – на кольцах или на турнике.
5. Из того же положения выполняется упражнение «Крестик». Подбрасывая ребёнка вертикально вверх, разводите его ручки в стороны. Не забывайте разговаривать с ребёнком!
6. Когда ваш малыш освоит висы на руках лицом к вам, вы можете перейти к упражнениям лицом от вас с висом на руках:
- Прижмите тело ребёнка спинкой к себе, вложите указательные пальцы в его ладошки и затем обхватите своими руками его кулачки. Это – безопасный и активный захват. Начните с переносов веса тела с одной руки на другую и, с нарастанием вашей уверенности, переходите к раскачиваниям из стороны в сторону.
- Плавным круговым движением кисть левой руки подводите к локтю правой и наоборот, задавая телу ребёнка вращение вокруг вертикальной оси .
- Позднее из этого положения вы будете выполнять боковые «забросы»: задавая телу ребёнка вращение вокруг вертикальной оси, вы одновременно подбрасываете его немного вверх и в сторону вращения таким образом, чтобы животиком он «приземлился» на ваше предплечье .
- Теперь начните раскачивать ребёнка вперёд-назад. Увеличивая амплитуду раскачиваний вперёд, вы в конечном итоге можете забросить ребёнка вверх настолько, что его ягодицы «приземлятся» к вам на грудь, а лицом он будет обращён в пол. Слегка подтолкните его попку своей грудью и возвращайте тело ребёнка в исходное положение .
- Позднее вы можете полностью прокрутить ребёнка (помня о мерах безопасности!): когда он «усядется» к вам на грудь, позвольте ему соскользнуть вниз, ОДНОВРЕМЕННО отпуская одну ручку. (Важно вовремя отпустить руку!) Он прокрутится вокруг второй руки и займёт исходное положение – спиной к вам.
7. Познакомимся с висами вниз головой. Сядьте на пол, положите ребёнка на животик на свои согнутые колени . Возьмите его руками за ножки в области щиколоток, на прямых руках поднимите в воздух – встретьтесь глазами (мои малыши любили в этот момент маму «клюнуть носом»)
- Продолжая удерживать зрительный контакт, переносите вес тела ребёнка с одной ножки на другую (некоторые дети в висах вниз головой засовывают кулак в рот и становятся очень сосредоточенными ). Опустите его обратно, грудью и животиком на ваши колени.
- После относительно щадящего знакомства с висами вниз головой лицом к себе можно подводить малыша к более активным упражнениям. Взяв ребёнка за голени, раскачивайте его вперёд-назад, постепенно увеличивая амплитуду. Когда он окажется в горизонтальной плоскости, пятками к вам, выполните «Пружинку» - толкните его вперёд, от себя , он согнёт колени и «спружинит». - Кроме того, из положения вниз головой, лицом от себя можно выполнять те же упражнения, что и в положении на руках: начинайте с раскачиваний из стороны в сторону, переносите вес тела с одной ноги на другую. Выполните «крестик» и вращение вокруг вертикальной оси.
- В положение вниз головой может использоваться и захват двух ножек одной рукой одновременно – указательный палец помещается между щиколоток ребёнка, рука обхватывает обе ножки сразу. При этом свободной рукой вы страхуете его под грудку. Из этого положения можно выполнять «пружинку вверх» - ребёнок выполнит в воздухе стойку отталкиваясь от одной вашей руки обеими пятками.
8. Теперь – боковые висы. Ребёнок по-прежнему к вам спиной (на первых порах хорошо, если перед вами есть ещё кто-то, кому можно улыбаться – ваши единомышленники, домашние животные, игрушки, а лучше всего зеркало). Вложите указательный палец правой руки в левую ручку ребёнка; левой рукой возьмите его за левую ногу, обхватив её в области щиколотки. Раскачивайте «обезьянку» из стороны в сторону, постепенно увеличивайте амплитуду так, чтобы в крайних положениях ребёнок оказывался головой либо вверх, либо вниз. Повторите то же с правой





Видеозапись «ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА - 2»:
https://www.youtube.com/embed/wRIOMs1x8eA?__ref=vk.api
Всеволод 8 месяцев




Видеозапись «ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА - 2»:
https://www.youtube.com/embed/wRIOMs1x8eA?__ref=vk.api
Всеволод 8 месяцев