ЕСЛИ ИСПОВЕДУЕМ ГРЕХИ НАШИ, ТО

Ох, просто не знаю с чего начать…Мысли мечутся. сталкиваются, разлетаются по сторонам…СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ УЖЕ НЕ ДАЁТ ПОКОЯ ТЕМА ИСПОВЕДИ И ПОКАЯНИЯ. Так хочется разложить всё по полочкам! Ведь вроде всё ясно и понятно, во всяком случае, так называемым воцерковлённым христианам. Да, мы все грешники, «нет праведного ни одного», но, отвечая в церкви на призыв к покаянию, каемся, просим прощения у Бога, признаём Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, приглашаем Его войти в наше сердце и жизнь, тем самым становясь Его дитём, веря, что наши грехи омыты Его святой кровью. Да, мы теперь прощённые грешники, « некогда не народ, а ныне народ Божий, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный свой свет. …. ныне помилованы.»( 1 Петра 2:9, 10). Да, через эту молитву мы становимся свои Богу, все грехи прошлой жизни смыты, на небесах в книге жизни записано наше имя, и наша жизнь теперь пишется по-новой. Так выходит, мы теперь не грешим? Ну, сможет ли кто этим похвастаться? Вот Иоанн Богослов в 1 главе пишет, что «если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.» Да, это так. То мысль какая – то негодная пролетит, то слово сорвётся, то Имя Господа всуе скажешь, то глаз позавидует ( я, правда, завидую пожилым или старым парочкам, которые идут, держась за ручки или просто рядышком), - тоже грех. Да, мало ли ещё чего в жизни бывает…Но радость в том, что « если бы кто и согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом. Иисуса Христа, Праведника: он есть умилостивление за грехи наши». (1Иоан. 1гл. 2:1, 2.) Важно вынести грех на свет, признаваться друг перед другом в проступках и молиться, тогда Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха. И «ЕСЛИ ИСПОВЕДУЕМ ГРЕХИ НАШИ, ТО Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».(Иоанн 1:9) ВОТ ОН – КЛЮЧ СПАСЕНИЯ!
Наверное, потому, что мне уже немало лет, и у меня есть время посидеть в тишине и одиночестве, картины моей прожитой жизни появляются перед глазами с самого раннего детства до сегодняшнего дня. Видимо, Дух Святой производит во мне какую-то чистку. Да я всегда каялась, всегда выворачивала перед Богом всю свою душу, всегда говорила с Ним предельно открыто (что скрывать – Он и так всё знает), буквально в слезах и соплях молилась, всё выкладывая, говорила Ему, как самому близкому человеку …а вот сейчас, после смерти мужа, моё общение стало гораздо ближе. Я постоянно говорю с Господом. Он незримо со мной. Он напоминает мне многое забытое, ситуации, о которых надо каяться. И я только и говорю себе: как я могла так сказать, как я могла так поступить, почему, зачем, как так можно? И тому подобное…и прости, прости, прости… Но каяться Богу, я думаю, легче, чем «обнажать» себя перед людьми. Ведь всегда хочется выглядеть получше. Но без исповедания нет покаяния. Нужно найти в себе силы раскрыть грех или братьям-сёстрам во Христе, или исповедаться духовному наставнику, (если он есть), или идти к священнику на исповедь. « Человек не освободится от греха, пока не раскается; не раскается, пока не осудит себя, не осудит себя, пока не познает грехов своих и их значения и не пронесёт Богу плода своего покаяния.» (Павел Рогозин «Откуда это всё появилось»).
Очень многое в этом вопросе мне открылось из книги «Флавиан» автор А. Торик, где говорится об исповеди. Вот уж где происходит полнейшее, можно сказать, драматическое очищение, освобождение души. Тут не просто перечисление грехов – перечислил, и пошёл опять в ту же степь…на такой исповеди воистину рождается новая тварь во Христе Иисусе! Я «воткну» 2 – 3 куска из этой книги, советую продолжить чтение. Здесь про грехи, которые я обнаружила в себе, как-то не считая или не замечая их за собой.

— Алексей! То, к чему ты сейчас приступаешь, называется — Таинством Покаяния. Состоит это Таинство из трёх этапов или составных частей. Первое: кающийся должен умом понять, осознать — в чём он согрешил против Заповедей Божьих, чем оскорбил Божественную к нам Любовь. Собственно, покаяние с греческого и переводится как — изменение ума. Следующий этап: умом осознав свои грехи, христианин должен «опустить их в сердце», где собственно и происходит само Таинство Покаяния — сжигание греховной скверны в «огне» искреннего сердечного сокрушения. Сердце должно покаяться, то есть — переболеть, оплакать свою нечистоту, умилиться всепрощающей Божьей милости и вынести из себя твёрдое решение вести непримиримую борьбу с врагами — греховными страстями и помыслами. Третий и завершающий этап — исповедь. Исповедовать — в переводе с церковно-славянского — открыто признавать, открывать. Осознанные умом и оплаканные сердцем грехи христианин исповедует — открыто признаёт перед Господом при свидетеле — священнике. Помни, Алёша, что с нами третьим сейчас будет Христос, и, именно к Нему обращай свои мысли, слова и сердце. Начнём.
Флавиан раскрыл свою книжку, вздохнул, перекрестился широким размашистым крестом и произнёс — «Благословен Бог наш, всегда — ныне и присно и вовеки веков!»
Слегка повернувшись ко мне в наклоне кудлатой головы, он приготовился слушать.
— Батюшка! Отец Флавиан! Я понимаю, что я грешен, чувствую это, только не знаю, как это сказать, какими словами называются мои грехи. Ты мне помоги, пожалуйста! Я вот только одно точно понимаю, что я во многом виноват, хотя, вот опять же, не могу это сформулировать… Помоги мне!
— Хорошо, Алёша! Давай вот с чего начнём. Ты знаешь, что когда-нибудь умрёшь. Представь себе, что это произошло с тобой сейчас. Вот, ты только что вышел из тела, сбросив его как старую одежду, и твою душу повели на мытарства.
— Сразу на мытарства? Мытарства — это такие мучения?
— Нет. Мытарства это, буквально — таможни, при прохождении которых ты должен уплатить пошлины за несомый тобою багаж. А, багаж твой — грехи, что ты собирал всю жизнь.
……………………………………………………………………………………………………………..
Лёша, идём дальше — мытарство осуждения и клеветы. Грешен?
— Осуждения? Что значит — осуждение?
— Осуждение-то? А ты вспомни, что ты говоришь, находясь за рулём по адресу «подрезавшего» тебя водителя, нагрубившего тебе начальника, валяющегося на пороге подъезда пьяного, что ты мысленно произносишь в адрес многих современных политиков, когда смотришь какие-нибудь «парламентские новости» — вот это, как раз, и есть — осуждение.
— Так ведь я же справедливо так говорю или думаю, ведь они же и вправду продажные хамелеоны, я про политиков, или за рулём — ну, если он «козёл» и чужими жизнями рискует, так я и говорю — «козёл», или «баран»! Что ж я неправду что ли говорю?
— Правду. Но — свою, человеческую, такую как ты её видишь и понимаешь. Но, поскольку видим-то мы далеко не всё, а понимаем и ещё меньше, то Господь и предупреждает нас не лезть осуждать, размахивая этой своей правдой, чтобы самим не вляпаться ещё сильнее (а так, обычно и бывает). Наша «правда» основана на неполной информации и, потому, не может быть настоящей правдой. Тогда как Бог видит и действия, или слова, человека, но, в отличие от нас, видит и мысли и внутренние побуждения совершившего эти действия или сказавшего эти слова. Поэтому Его суд объективен и справедлив, а наш — всегда несовершенен. Господь, заповедуя нам не судить никого, как раз и предупреждает нас от опасности стать судьями необъективными, неправедными и тем навлечь на себя праведный суд Божий.
— Слушай, отец Флавиан! Как мне теперь вспомнить всех, кого я осудил, им же нет числа, как в этом покаяться? Я осуждал всех, кто чем-нибудь мне не нравился, всех, кому завидовал, всех, кто был лучше меня, умнее меня или — наоборот — глупее. Я осуждал всех, я, наверное, даже Бога осуждал, за то, что Он сделал мир не таким, как бы мне хотелось… Господи! Прости мне этот грех, Ты Сам, Господи, не осуди меня!
………………………………………………………………………………………………………………
ДА, ВОТ ОСУЖДАТЬ-ТО МЫ ВСЕ МАСТЕРА! Я постоянно претыкаюсь на этом. То машины во дворе стоят так, словно они тут главные пешеходы, то мусор с пикника засунули в нашу урну для стаканчиков, то вот, мол, идёт в штанах с дырками, да ещё и кривоногая, нет бы юбку длинную надела, и т. д. и т. п. Теперь как-то стараюсь не ругаться, а прошу Бога вразумить этих людей, но иногда опять «сваливаюсь в ту же канаву».
………………………………………………………………………………………………………………
Мытарство гордости. В чём совесть упрекает?
— Ни в чём! Гордым я никогда не был, этим-то я уж точно не грешен!
— Грешен, Лёша, ещё как грешен!
— Почему?
— Да, потому что гордость — мать всем тобою перечисленным грехам, и ещё не перечисленным!
— Это как? Объясни, батюшка! Что такое вообще — гордость?
— Объясняю. Сегодня гордость выражается словами — «я крутой!», причём — Я - с большой буквы. Гордость это ощущение себя как нечто лучшее других, причём, если не всех вообще, то, уж точно — многих. Гордость многолика. Она маскируется и под «чувство собственного достоинства», и под «элементарное самоуважение», «нежелание поступаться своими принципами». Гордость самая сильная из всех страстей, а слово «страсть» означает — «непреодолимое желание», то есть желание, с которым человек сам, без помощи Божьей, не может справляться. В случае с гордостью, эта страсть выражается в желании постоянного самоутверждения. Причём, в отличие от тщеславия, которое обязательно ищет публику и жаждет рукоплесканий, гордость — самодостаточна. Тщеславному человеку необходимо, чтобы другие люди видели и признавали, что он — «крутой», а гордому достаточно самому осознавать свою «крутость». Вот тебе простенький тест на гордость; посмотри, сколько раз в разговоре с другим человеком ты произносишь слова — «я знаю». Заметь, произносятся они не в качестве ответа на вопрос — «знаешь ли?», а просто, как ненужная вставка в речь собеседника, подтверждающая твою компетентность в обсуждаемом вопросе.
— Да, я всё время так говорю!
— Ну, вот! Видишь? А ведь подтекстом этих слов — «я знаю» — является — «я тоже в этом понимаю не хуже тебя, а, может быть ещё и получше… Я САМ — КРУТОЙ!» Именно гордость не позволяет тебе признать, что в чём-то ты можешь быть хуже (или хотя бы — хуже разбираться) чем другой.
………………………………………………………………………………………………………………
ВОТ ЗДЕСЬ Я И ОБНАРУЖИЛА, ЧТО ТЩЕСЛАВНА И ГОРДА.
Тщеславие моё выражается в том, что я хочу, чтобы меня похвалили. Да, я действительно хорошо спела или сшила, или вот в контакте написала, и я ХОЧУ, ЧТОБЫ МЕНЯ ОЦЕНИЛИ! Вот уж не думала, что это грех! Теперь каюсь, не нужна мне никакая хвала – вся слава Богу!
А насчёт гордости – вообще смех! «Я ЗНАЮ!» это выражение я частенько говорю, сидя на проповеди, да ещё добавляю, мол, этот псалом я твержу каждый день, и пора бы давно знать его наизусть, а пастор читает! Или тоже: «Да знаем мы это сто лет уже!» Да, вот она, гордость –то где вылезла! Господи, прости!
………………………………………………………………………………………………………………
— Слушай, отец Флавиан, а ведь — точно! Примерно так я и ощущаю, когда говорю эти слова, именно так!
— Заметь, в основе гордостного самоощущения всегда лежит это — Я САМ! А, знаешь, кто первый произнёс эти слова?
— Не, знаю… Ленин, что ли?
— Гораздо раньше, как раз тот, которому Ленин исправно служил — сатана! Именно он, будучи первым по приближённости к Богу из ангелов, не вместив осенявшей его Божественной славы, счёл себя самого этой славы достойным и произнёс, погубившие его слова — Я САМ — бог!
— Как же это могло случиться, он что забыл, что это Бог его сотворил, а не наоборот?
— Знаешь, Алексей, мне несколько раз приходилось видеть, как приближённые к какому-нибудь важному лицу (даже на областном уровне), секретари какие-нибудь, или референты, пребывая в «славе» своего «босса», ощущают себя едва-ли не «круче» хозяина (и ведут себя с людьми соответственно). Так, что наблюдая подобное в людях, нетрудно представить — как это происходило с ангелами. Ты ведь и сам, наверное, видал подобные «картинки»?
— Видал, ох, видал отец Флавиан! Особенно у… не буду называть, референт по международным связям — «силён»! Такое ощущение, что своего «босса» он рядом с собой героически терпит, и то — по каким то необъяснимым гуманитарным причинам!
— Вот, вот, на этом сатана и «погорел». Ощутив себя «самодостаточным», он предложил и другим Ангелам «поменять хозяина», мотивируя тем, что если они останутся с Богом, то будут исполнителями воли Его (собственно, слово — Ангел — переводится как — вестник, посланник или служитель). Тогда как, пойдя за Денницей (таково было первое имя сатаны, до падения) они получат власть ТВОРИТЬ ВОЛЮ СВОЮ, то есть каждый станет САМ этаким «маленьким богом». Как известно, часть Ангелов злоупотребила данной им от Бога свободной волей и, возжелав «обожествления», превратилась в скопище бесов. Так вот, каждый человек, допускающий в своё сердце гордый бесовский лозунг «Я САМ!», этим же бесам и уподобляется, разрывая свою связь с источником истинной Славы — Богом. Как учат Святые Отцы Церкви, человек, совершивший любой грех, то есть сознательно нарушивший Закон Божий и Его заповеди, прежде совершения этого греха сперва возгордился, сказав в себе — Я САМ устанавливаю для себя закон и заповеди, и никакие другие мне — не указ! То есть, только предварительно впав в грех гордости, можно совершить любой другой грех. А, ещё очень легко определяется наличие гордости в душе человека по его отношению к критике со стороны окружающих. Гордость не выдерживает и малейших упрёков или укоризны и сразу производит в душе возмущение и недовольство, вплоть до раздражения, гнева и ярости.
— Это всё про меня, отец Флавиан! Теперь понимаю какую змеюку я вырастил в своём сердце. Господи! Прости меня! Я грешен абсолютной нетерпимостью к критике и упрёкам, Тьфу! Противно вспоминать! А, уж выпендривался и в одежде, и в манере разговора — этакой слегка свысока, даже в походке, якобы спортивной… Всё самоутверждался… А, сейчас это самоутверждение стало уже характером, частью личности, «имиджем». Чтобы выжить в современной московской жизни, гордыню свою надо не просто любить — культивировать, питать, накачивать! Надо быть «крутым» и ещё чтобы все это видели, понимали, что ты достоин своего «места под солнцем» и не дерзали его занять. И я, дурак, именно так и старался — «крутеть, крутеть и крутеть» — как завещал сатана рогатый! Господи! Прости меня, покажи мне — как жить без всего этого! Помоги мне исправить свою душу, стать таким, каким Ты хочешь меня видеть!
………………………………………………………………………………………………………………
Господи, прости меня! Отец Флавиан, и ты прости меня, сколько я на тебя гадости сейчас вылил, противно небось и смотреть на меня!
— Я радуюсь, Лёша! Радуюсь, что смог ты себя побороть и всю эту гадость сейчас из себя вывалить. Радуюсь, потому, что вижу что каешься ты искренне, с болью, от души. Радуюсь, потому, что верю — принял Господь твоё покаяние, очистит тебя и даст тебе силы для новой жизни, с Богом, с Церковью. А, за меня не беспокойся, после первых же двух-трёх лет духовной практики, священника смутить какой-либо исповедью крайне сложно — столько всего выслушать приходится. Да, потом, как и осуждать-то кого, если слушая чужие грехи, их как в зеркале в своей душе обнаруживаешь, только и остаётся что прошептать — и меня за это прости, Господи!
…………………………………………………………………………………………………...........
Я думаю, понятно, насколько важно исповедовать свои грехи, вот только , где бы взять такого неравнодушного и понимающего человека. Да ещё такого, который бы не осудил и не разболтал «по секрету – всему свету». Но есть ТОТ, КТО И ВЫСЛУШАЕТ, И ПОЙМЁТ, И ПРОСТИТ, И ПОДДЕРЖИТ. КТО сказал: «Я, Я САМ изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну». (Ис. 43:25)
(На эту тему есть ещё «статьи»: «Хочу поделиться из 7-ой главы книги..», и «Вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего…И видео: «Он был на том свете, он видел ад».