Каменев С.С. Тридевять сестер.

Каменев С.С. Тридевять сестер.

Каменев С.С. Тридевять сестер.

О древнерусских вилах сохранилось очень мало сведений. В основном это всевозможные поучения против язычества, некоторая переводная литература. Фактически, всё что о них известно "умещаеться" в одной цитате. Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере (XI в.): "верующих в вил которых числом тридевять сестер, как говорят невежды, и мнят их богинями, и так кладут им требы, и кур режут." [1]

Куда больше информации дают косвенные данные - контекст в "поучениях" а также фольклор и этнография южных славян у которых культ вил дожил до наших дней:

Вилы

Вилы имеют человеческий облик: как правило это высокие, стройные, красивые молодые девушки с длинными распущенными волосами, в светлых одеждах или покрывалах. Имеют крылья — средоточие их сверхъестественной силы.

Могут оборачиваться разными животными, чаще всего - лошадью, коровами, собаками, птицами (лебедь и др.).

Места обитания вил — горы, скалы, горные пещеры и ямы под землей; горные озера и источники, реже — небо, тучи (особое значение имеет их связь с водой).

Они знают обо всех полезных свойствах растений и считаются их покровительницами. Особое свойство Вил — музыкальность: они постоянно поют, водят хороводы, играют.

Вилы в целом добры к человеку: они приносят счастье, урожай, одаривают людей золотом, серебром; помогают в хозяйственных делах, заботятся о детях, лечат, врачуют раны.

Вместе с тем вилы могут вредить людям, карать их за причиненный вред или неправедное поведение; могут насылать болезни, калечить и даже убивать людей. [2]

Тридевять

Особенно интересно количество вил в древнерусских источниках - тридевять, 27. Есть ли этому объяснения?

Самое удачное на наш взгляд решение предложил О.Ф.Жолобов (Загадки древнерусского счета: девяносто) [3]:

"27-дневный месяц, складывающийся из трёх 9-дневных недель, соответствует периоду, в течение которого Луна проходит зодиакальный круг."

"Древнеславянские контексты с упоминавшимися ранее "тридевятью сестреницами" вполне могут быть родственными ведийской традиции, в которой 27 дочерей бога Дакши, персонифицирующие сидерический месячный цикл, были отданы в жены богу Соме, связанному с Луной, растительностью и влагой. Эти атрибуты присущи и славянским берегиням или вилам, а индоевропейская параллель проясняет их происхождение и функциональность"

"Итак, значение данного выражения в мифологической традиции состояло в следующем: числительное '3 х 9', или '27', восходящее к счету дней сидерического (звездного) месяца, выражало идею полносчетного множества, которое обладало магической силой, вобравшей в себя магические возможности каждого из 27 "божественных" покровителей."

Насколько это обосновано и что из этого следует?

Вилы, Макошь и рожаницы в Лунном свете

Действительно, как было сказано, южнославянские вилы тесно связаны с водой, реками, источниками, дождем. Тоже самое можно сказать и про Луну-Месяц.

В текстах поучений вилы почти всегда идут вместе с Макошью что дает основания думать об общих функциях и даже иерархичности: множественные вилы выступают как "свита" единственной летописной Богини.

Самым интересным в доказательном плане является "Слово св. отца нашего Иоанна Златоуста (XIII в.) [4]":

"Люди приступили к идолам и начали поклонятся молнии и грому, и солнцу, и луне. А другие - Перуну, Хорсу, вилам и Макоши "

Молния и гром здесь явно соответствуют Перуну, солнце - Хорсу, а луна - вилам и Макоши.

Каменев С.С. Тридевять сестер

Соединение вил и небесных тел известно и на южнославянском материале:

"Время их (вил) появления и контактов с человеком — ночь, сумерки, предрассветные часы, новолуние или полнолуние" [5].

Интересно хорватское предание повествующее о созвездии Плеяд как об обиталище семи вил.

Сама Макошь тоже не чужда небу:

В "Слове об идолах" Макошь отождествляется с греческой Гекатой, которая в классический период считалась богиней луны, - "мажють Екатию богыню, сию же деву творять, и Мокошь чтуть...". [6]

В старинных азбуковниках в статье про рожаниц Геката представлена как одна из семи планет (-рожаниц), а именно Луна. С ней, как и с другими планетами-божествами, связывают астрологические "суеверия":

Рожаницами "еллиньстии звездословцы наричють седмь звезд, глаголемых планиты, и кто в кую планиту родится — и по той планите любопрятса предвозвещати нрав младенца или к коим похотем естеством уклонителен будет." [7]

Такое сближение Макоши и вил с рожаницами не случайно. Макошь (как и вилы) непосредственно связана с прядением, гаданиями, предсказаниями - судьбой.

Слово от святого Евангелия (список XIV в.):

" душевные грехи: учиться астрономии, и веровать в метание ... и во встречу, и в Мокошь " [8]

В представлениях южных славян рожаницы очень близки вилам - у них те же одежды, место жительства, фигурируют в одних и тех же сюжетах, хотя, конечно, сохраняются и различия. Афанасьев упоминает хорутанские сказки в которых вилы отождествляются с рожаницами.

Всё это напрямую связано с культом луны - самым заметным (после Солнца) и быстро изменяющимся небесным телом. Положение луны, её цвет, фаза - всё это имело огромное значение для народной "астрологии". Луна определяла не только распорядок дня, сельскохозяйственных и прочих работ, но и прямо влияла на человека, на его судьбу. Всё это учитывается и современными астрологами при составлении гороскопов.

Берегини

Важно отметить что "тридевятость" прилагалась и к другим мифическим существам, еще более загадочным чем вилы, - берегиням.

"Берегини (др.-рус. берегыни) — мифологические персонажи, известные по оригинальным вставкам в древнерусских текстах XIV-XV вв., переводных с греческого: в «Слове св. Григория» (шесть раз в разных списках) и в «Слове св. Иоанна Златоуста» (один раз), посвященных теме «како первое погании веровали въ идолы». Одни «погании» поклонялись молнии, грому, солнцу, луне, «а друзии перену (Перуну?), хоурсу, виламъ и мокоши, оупиремъ, берегынямъ, ихъ же нарицають три девять сестриниць... а друзии огневи и камению и рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и въ дрова» (Софийский сборник XIV в.). Берегиням «клали требы», ибо веровали «упиремъ и младенцы знаменают мертвы и берегенямъ» (Чудовский список XVI в.)" [9].

Исследователи давно уже отождествляют берегинь с поздними русалками. На то есть причины: связь с водой (упоминаются вместе с реками и источниками); берегини идут всегда в связке с упырями, иногда и с младенцами и мертвецами - все эти существа связаны с культом "заложных покойников"; русалками (у некоторых южных славян - самовилами) становились умершие некрещеными младенцы, дети, самоубийцы и т.д.

На Русском Севере берегинями называли резные изображения русалок-фараонок, полудев-полурыб.

Всё это заставляет некоторых исследователей отождествлять вил с берегинями. Однако в древнерусских источниках берегини и вилы часто располагаются одновременно в одном и том же тексте - их соседство не предполагает их тождества.

Стоит вспомнить одно из существенных отличий южнославянских вил от восточнославянских русалок - их крылатость. В переводе Георгия Амартолы вилы отождествляются с сиринами: "Яже и сирины наричутся, рекше вилы ..." [10]. (у них схожий орнитоморфный облик, общие свойства (например, очаровательное пение), локализация у водоёмов и др.)

Каменев С.С. Тридевять сестер

Сирин. Известны южнославянские сказки взаимозаменяющие жар-птиц и вил.

Это дает право предполагожить что популярные на Руси сирины отчасти наследники вил.

Южные славяне в свою очередь выделяли особый класс вил - "водяных", полудев-полурыб - видимо это и есть древнерусские берегини, наследниками которых стали безкрылые русалки, мавки. Различать в русалках черты берегинь и вил нереально, так как уже в Древней Руси это были по-видимому очень близкие "по духу" и образу существа. По этому признаку можно условно определить мифологические "приоритеты": вилы больше "тяготеют" к небесным водам (дождь и т.д.), а берегини к земным (источники, реки и т.д.).

Солнце мёртвых

Как видится, культ древнерусских вил/берегинь, как и русалок, тесно связан с культом мёртвых, точнее с культом заложных покойников. Стоит уделить немного времени специфике этого явление.

Заложный покойник - это умерший не своей смертью человек (или связанный с нечистой силой). Считалось, что каждому человеку при рождении даётся определенный запас жизненной силы: "неправильная", не "своя" смерть приводит к тому, что часть неизрасходованной жизненной силы остается у мёртвеца - с её помощью он может влиять на происходящее в мире живых, делать как "добро", так и "зло" [11]. С этой точки зрения вилы (ср. veles (лит.) - "тени усопших"), берегини и русалки являются душами мёртвых, навьями (ср. разновидность русалок - навки).

У славян, как и у многих других народов, известно верование, что умершие души отправляются на месяц. В этом свете "приписка" вил и берегинь к луне кажется логичной и правильной:

"Луна, месяц — небесное светило, устойчиво ассоциирующееся в народных представлениях с загробным миром, с областью смерти" [12].

Более того, Месяц сам выступает иногда как заложный покойник. Одна из русских этиологических легенд повествует как 12 братьев убили тринадцатого и тот стал Месяцем; каждый из братьев-убийц носит его в течение месяца [13]. Насильственная смерть - верный признак заложного покойника. "Характер" у месяца/луны соответствующий:

"Лунный свет считался у всех славян опасным и вредным, особенно для беременных женщин и новорожденных"

"У белорусов некоторые детские болезни объяснялись тем, что "месяц засветил ребенка".

Иногда месяц предстаёт и вовсе натуральным "упырём": так, сербы и македонцы считали, что луна "пьет" жизнь человека. [14]

В итоге

Мы не стремились показать культ вил/берегинь во всей полноте. Целью было осветить связи этих мифологических персонажей с луной.

Также мы не склонны полагать, что вил/берегинь всего 27. Как любые природные духи они многочисленны и не поддаются точному подсчету, но, видимо, только 27 были определены в лунные богини.

В некоторых списках количество вил или берегинь определяется как 30. Должно быть, это связано с переходом от лунного календаря к солнечному, который начался еще в языческую эпоху, но не был завершен еще в средневековье. Мы и сейчас называем уже солнечный месяц - "месяцом", видимо тогда было так же, и, вследствие увеличения числа дней в месяце с 27 до 30 было "механически" увеличено и количество вил/берегинь.

Вилы и берегини являются очень схожими существами, которых в данном контексте следует рассматривать заодно.

Макошь может напрямую соотносится с луной, в то время как тридевять вил/берегинь покровительствуют (и "олицетворяют") 27ми дням сидерического месяца, 27ми положениям луны в зодиакальном цикле.

Ассоциация с луной во многом опосредовано наличием у вил/берегинь и Макоши связи с судьбой, гаданием.

Важным общим свойством луны-месяца и вил/берегинь (наверняка и Макоши) является их родство с миром смерти, культом мёртвых и заложных покойников.

Другим общим свойством является связь с жидкостью, водой, молоком, и растительностью.