"Капищее у озера" - 2.

"Капищее у озера" - 2.
"Славянское капище (Святилище)
Картины Всеволода Иванова.

Слова «капище» и «святилище» – синонимы. Обозначают они место проведения ведических обрядов, которые совершаются на открытом воздухе.
Когда же обряды проводятся в помещение, с крышей над головой, такое здание называем храмом (от слова «хоромы»). Корень «капь» в слове «капище» обозначает изображение божества, или предка, родовой столб.
Изображение (лик) бога (предка) могло быть вырезано из дерева. Размер капи мог быть самый разный, в зависимости от возможностей резчика и общины.
Если капище было расположено в глухом лесу, или в местности, в которой население с симпатией относилось к славянам, исповедующим веру предков, капь могла быть постоянной, могучей и высокой, хоть три метра высотой, и в три обхвата толщиной. Капи называют также родовыми столбами, чурами, истуканами, кумирами, идолами, и т.д.
На капище могло быть и несколько капей, например, Сварога, Перуна и Велеса, или Велеса и Мокоши, и т.д., это уже было на усмотрение жрецов общины.
Если община была молодая, и не было денег на оплату труда резчика, то такая община могла использовать в качестве капи при проведении обрядов какое-либо древо.
Например, сосна, кедр, ель или ясень может символизировать Бога Велеса, дуб –Бога Перуна, береза – Богиню Ладу. Любое дерево могло символизировать Мировое Древо. Выбрали красивое, здоровое, высокое дерево, отдельно стоящее, чтобы вокруг него можно было расположиться кругом, или полукругом.
На дерево повязывали славянский рушник, а у корней, на специальной подставке, или камне покрытых красивым рушником, раскладывали обрядовую утварь (братину с обрядовым напитком, топор, мешочек с зерном, чашу с водой, освящаемая еда, и так далее).
В зависимости от ландшафта местности, капью мог служить не только рукотворный идол или дерево, но и большой камень (или груда камней), который символизировал Мировой Камень – Алатырь.
О месте для крады.
Крада – это обрядовый костёр, сложенный колодцем. Во время обрядов в горящую краду клали жертвы (требы) богам и предкам. Крада располагается на линии, которую образуют капь и вход на капище, между капью и входом. Многие общины делали, посредством опашки, внешний круг. Вначале обряда члены общины входили во внутрь этого круга, жрец проходил посолонь и, помахивая топором и произнося заговоры, магически замыкал его, образуя защищенное на время обряда пространство для всех присутствующих.
О входе на капище.
Устанавливали ворота возле поляны, на которой расположено капище, через эти ворота все члены общины и гости заходили, по знаку жрецов, на поляну и располагались вокруг капища, вдоль внешней опашки, образуя круг, или полукруг. Проходя через ворота, все кланялись, касаясь земли.
Жрецы при проходе членов общины через ворота шли первыми и читали заговор, например: «Я вступаю в предел круга моего…», при этом били в бубен, люди повторяли слова заговора за жрецом.
Перед проходом членов общины и гостей через ворота, у столбов ворота разжигались очистительные костры (или факелы), таким образом, все присутствующие проходили между двумя огнями, а злые духи, которых они приносили с собой, пройти не могли, они оставались за воротами, и не мешали празднику.
Ворота капища украшали коловратами и другими славянскими обережными символами".