Каргопольская игрушка. Архангельская область

Каргопольская игрушка. Архангельская область

Далеко на севере, в Архангельской области, расположен старинный русский город Каргополь. Жизнь течет в нем размеренно и тихо, и в этой тишине его жители создали особый вид художественного народного промысла, который существует в Каргополе и его окрестностях.

С давних времен, возможно с тех самых пор, когда на севере только стали появляться русские поселения, в этих местах люди занимались этим несерьезным, как кому-то может показаться, делом. Считается, что гончары, устававшие от однообразной работы — лепки горшков и глиняной посуды, искали выход своей творческой энергии. В результате на свет появлялись забавные глиняные игрушки. Они были сделаны из цельных кусков глины, которую мастера вытягивали и удлиняли, пока не получались фигурки людей, животных. Детали гончары создавали с помощью острых палочек. Затем глина обжигалась, ее покрывали сажей или мелом, красками наносили символы.

Каргопольская игрушка выглядит примитивной и излишне простой. Иногда мастера доходят до такого обобщения, что сани, например, сливаются с головой коня, а тройка составляет единое целое.

Однако именно в «наивности» и состоит основная притягательная сила каргопольской игрушки. Даже неискушенному в народном искусстве видно, сколько любви и заботы в нее вложили мастера. В каждой игрушке чувствуется не только талант мастера, но и частичка его души. Несмотря на схематичность фигурок людей, птиц, зверей, каждая игрушка кажется живой, лишь застывшей на короткое время.

В этом суровом северном крае, в условиях лютых стуж и короткого лета, среди дремучих лесов и непроходимых болот люди создавали не только необходимые для хозяйства предметы и обустраивали жизнь вокруг себя, но и делали игрушки. Более того, делали эти игрушки с выдумкой и чувством.

Каргопольская игрушка отличается от игрушек любого другого уголка России своей выразительностью, эмоциональностью, самобытностью, а также своеобразными сюжетами. Несмотря на их простоту, игрушки можно разглядывать бесконечно и каждый раз находить что-то новое и интересное.

Ведь каждая фигурка является предельно условной, и ее образ точно передается еще до раскрашивания, в процессе лепки. Сделать глиняного человечка и с гораздо большим количеством черт, и даже с рисунком, может любой желающий. А вот придать ему удивительную выразительность всего двумя-тремя мазками, углублениями или штрихами может только по-настоящему талантливый мастер.

Поэтому сохранившаяся в течение столетий традиция создания каргопольской игрушки привлекает значительное внимание не только специалистов, но и простых людей.

Отголоски глубокой старины

Каргопольская игрушка отличается простотой и условностью. Кроме сажи и мела, для ее росписи могут использовать совсем немного красок. Самые распространенные — красная, синяя, черная, их наносят в виде немногочисленных отдельных линий. Вместе с тем, несмотря на кажущуюся примитивность, настоящая каргопольская игрушка очень выразительна. Более того, она самобытна и практически не испытала на себе влияние «города», как, например, дымковская игрушка. Именно поэтому так интересно находить в фигурках из Каргополя следы исторического прошлого нашего народа.

Говорят, что в древние времена каргопольская игрушка выполняла роль оберега. В ее назначении угадывались отголоски языческого и даже первобытно-общинного прошлого русского народа. Женские фигурки «отвечали» за плодородие и семейное счастье. На них наносили символы солнца, зерен и т.п., которые имели особое значение в представлении наших предков. К сожалению, конкретное значение каждого из этих символов уже давным-давно забыто, однако тем интереснее угадывать их скрытый смысл.

Впоследствии культовый характер фигурок уступил место их предназначению в качестве игрушки. Появились бытовые мотивы, фигурки лепили для создания целых сценок из повседневной жизни крестьян Севера России. Вот пары пляшут кадриль, а поодаль стоит гармонист, вот целая семья готовится сесть в телегу. Женские фигурки, олицетворявшие божества славянского пантеона, превратились в обычных женщин и девушек, несущих корзинки, держащих младенцев, прядущих нить, готовящих угощение. Появляются фигурки крестьян с бородами-лопатами, которые пашут землю, сеют зерно, куют железо. Множество фигурок посвящены праздничным сюжетам — бородатый мужик играет на балалайке, подвыпившие крестьяне плывут в лодке.

Живая природа

Интересно, что каргопольским мастерам свойственно очеловечивать природу — популярными сюжетами являются козел, кующий железо, бараны, правящие «тройкой», медведь, играющий на гармонике.

Специально к шумным ярмарка делали утушки-свистульки.

Особенный персонаж каргопольской игрушки — Полкан — мифический герой, получеловек-полуконь. Трудно сказать, связан ли как-то его образ с древнегреческими мифическими кентаврами, или Полкан был «изобретен» местными мастерами — ведь каргопольские мастера не боялись объединить сани с лошадью или слить трех лошадей в одно существо. Считается, что Полкан олицетворяет силу русского богатыря-крестьянина.

Талантливые от природы мастера, создававшие каргопольскую игрушку в далеком прошлом, остались безымянными. Большинство из них были обычными крестьянами, которые в условиях суровой северной природы от зари до зари занимались своим хозяйством — пахали, сеяли, собирали урожай, ходили за скотиной, а в свободное время сидели за гончарным кругом.

Немного истории

Большинство каргопольских игрушек дореволюционного времени не сохранились — ведь очень долго мастера просто не осознавали масштаба своего дарования и отдавали свои творения детям на забаву.

Известно, что в 19 в. большинство мастеров каргопольской игрушки проживало в деревне Печниково. Однако еще до революции этот художественный промысел стал постепенно исчезать. В 30-е гг. одним из немногих мастеров каргопольской игрушки оставался потомственный гончар Иван Дружинин, работы которого считаются до сих пор «классическими». В 50-е гг. каргопольскую игрушку лепила и вовсе одна только Ульяна Бабкина. Именно благодаря ей Союз художников РСФСР, наконец, заинтересовался каргопольскими глиняными фигурками.

Особую роль в деле возрождения каргопольской игрушки сыграла семья Шевелевых, которая теперь гордо именуется династией, основанной потомственным гончаром Дмитрием Васильевичем Шевелевым (1907–2000).

Еще в 1967 г. Союз художников РСФСР предложил создать в Каргополе гончарный цех. Возглавил его Александр Петрович Шевелев, который сумел возродить традиционную каргопольскую игрушку и создал много новых сюжетов. Тем же делом занимался Валентин Дмитриевич Шевелев, который большое внимание уделял особой технике создания каргопольской игрушки, когда горячую глиняную фигурку опускают в хлебный раствор. Продолжали возрождение старинных традиций и другие члены семейства Шевелевых — Анна Федоровна, Елизавета Владимировна, Николай Петрович, Василий Валентинович, Виталий Дмитриевич, Владимир Дмитриевич, Галина Федоровна Шевелевы.

Сегодня в Каргополе открыт музей семьи Шевелевых, в котором собраны материалы, посвященные традициям и истории каргопольской игрушки, ее прошлому, настоящему и будущему.

Наталия Первова