МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В НАРОДНОМ ТАНЦЕ

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В НАРОДНОМ ТАНЦЕ

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В НАРОДНОМ ТАНЦЕ

Сейчас народный танец воспринимается как платочки-сарафанчики, девушки задирающие ноги, мужички в сапогах, отчебучивающие присядку... Только медведя с балалайкой не хватает.
Но это - "сценический народный танец", в котором хореография давно убила всё народное, весь смысл танца, как его понимали наши предки.

А ведь народный танец очень просто и глубоко воспроизводит традиционный уклад. Просто наглядное пособие по теме "как видели мир русские люди". Наглядны в народном танце и традиционные взаимоотношения мужчины и женщины.

Суть народного пляса и танца - проявление души через тело. Такая избитая фраза, а в ней скрывается понимание человека как тела, души и духа. Причём очевидна иерархия этих частей: душа телом правит и через него проявляется, а не наоборот.

Обратите внимание, как пляшут в деревнях. Гармонист заиграл, а все стоят, мнутся, жмутся, переглядываются, переминаются, но на пляс не выходят, нееет! Почему? Потому что душа как огонь, должна заняться, разойтись, загудеть охотой. Без охоты - какой пляс? Не покатит. Вот стоят и набираются жару, охоты. И вот сперва брови повелись (да-да, именно с них пляс начинается, как у царя морского от гуслей Садко), потом ножки подтопывать стали, руки "зачесались", а потом только ноги "сами" в круг выходят.

Очень важно, что первыми в круг плясать выходят парни (этих зажигать долго не нужно - возраст такой, что вспыхивают сразу), потом мужики (эти поосновательнее будут, потяжелее на подъём). Начинается перепляс: друг друга подыначивают, поддевают, выпендриваются: я вот так сплясал, а ты? - а я почище твоего, слабо так? Постепенно втягиваются самые скромные и тяжёлые, раззодоренные и раздразнённые пляшущими. Вот душа зажглась, пошла движуха. Заодно таким переплясом приводят в порядок тело: суставы разогревают, снимают напряжение похлопыванием ладоней (а вы думаете эти ладошки просто так?), тело наполняют движением.

А девки тем временем примечают удальца, с которым охота весь вечер танцевать. Девка может выйти в круг и плясом показать, к кому расположена. Или подождать, посидеть выразительно, пока избранник сам не додумается и пригласит. Но первый шаг делает парень! Он зачинает приглашением их танец! С мужика всё начинается и всё тут. Девушка при этом может и отказать, если парень не по нраву. Но такую позовут-позовут да и оставят в покое - будет со своим нравом в одиночестве доживать жизнь досиживать вечер.

С замужними женщинами (бабами значит) иначе. Обычно они танцевали со своими мужьями, хотя при определённых условиях (муж в отлучке или танцевать не может) можно было и с чужими - назывались почётники (они почёт оказывали женщине, особое внимание, но только на время танца).

Как только пары определялись тут и начинались танцы. В танце всё просто: парень-мужик ведёт (задаёт движение), а девка-баба идёт за ним (позволяет себя вести). Как и в семье: мужик берёт себе жену и любит, а та идёт по жизни за мужем без разговоров о равенстве полов и указаний, что ему делать. При этом парень или мужик, беря на себя полную ответственность за свою, должен понимать куда они идут, зачем, должен чувствовать и блюсти свою, чтобы она не отстала, не отбилась, не стала тянуть невесть куда. Кстати, свою берут правой рукой, а левой - чужую (отсюда "ходить налево"). Ну а девке-бабе при таком раскладе нужно не брыкаться и радоваться тому, как её водят, какая она лёгкая, красивая, любимая, счастливая. Тогда она вся наполнена своим мужиком и никакая дурь ей в голову не лезет!

Сам замечал, что если парень водит девку ровно, а не рывками, кружит её легко и широко, то она сполна отдаётся ему и просто плывёт над землёй, буквально испытавая ... блаженство. Обычно так водят всё-таки мужики - они-то "в поросятах знают толк", - но и парни бывают те ещё молодцы.

И вообще, на мужике весь Танец держится (ну вы поняли - вся жизнь)!
Вот я написал: мужик задаёт движение. А означает эта короткая фраза вот что...
Мужик взялся идти до конца сам и вести свою. Он знает танец от и до, а если не занет, то на лету учится у других. Он умеет задавать движение так, чтобы оно доходило до бабы и она кружилась именно так, как он задумал, а не "как получится". Мужик отслеживает свои помехи и своей спутницы (напряги в теле, мыслишки левые, вылезшую не кстати дурь) и тут же их устраняет, иначе движение общее сбиваться будет. Он же натяжку (ощущение единства в паре) поддерживает: взглядом, мыслью, ласковым словом, скрипом сапог, особым притопом. И она понимает его без слов. Вот вам и идеальное управление!

Вот это ощущение, что на тебе весь мир, что от тебя зависит будет ли у вас танец или какие-то странные извивания, что ты можешь помочь избраннице почувствовать себя самой счастливой, и есть мужик! Это только Интернет-мальчики заглядывают в рот девахе и смешно бегают вокруг неё в танце, а мужик едва перебирая на месте ногами, кружит свою девку так, что у неё и ноги, и душа от земли отрываются.

У женщины в танце, как и в жизни, всего две задачи: идти за своим и ждать его.

С первым делом - уже понятно, а вот со вторым...

Мужик жив не столько бабой и семьёй, сколько Делом - он созидает большую Жизнь, бьётся и строит. В большинстве русских народных танцев мужики "выходят в мир" (в круг, на противоположную сторону, переплясываются с другими мужиками, обходят всех девок и женщин), а затем возращаются к своим. А она смотрит за своим и поддерживает в себе жар приплясывает, готовая в любой момент встретить своего так, будто их танец не прерывался ни на секунду. Своему мужику, повидавшему мир, она становится несказанной радостью, отдохновением! Только чтобы это почувствовать хотя бы разок стоит научится танцевать по-русски.

Кстати, в народном танце особенно важно, что все хоть разок встречаются со всеми остальными. Перемены пары, проходки, здоровканья, даже поцелуи (для молодёжи), частушки в адрес кого-то и многое другое нацелено на то, чтобы со всеми было тесное общение, телесный контакт. Нехитрая штука, но позволяет не держать в себе что-то заветное да запретное к кому-то (любовь там или неприязнь), а выговорить, выплясать, передать взглядом и прикосновением, движением шеи, мановением руки, мелкой дробью... В танце всё это схватывается на лету и не нужно часами рассказывать о своих чувствах, писать длинные письма или лезть в чужую постель.

Кто-то скажет, что такое было давно, в деревне. Что настоящий смысл танца утрачен и возродить его, тем более в городе, невозможно.
А вот фиг!
Народный танец хорош тем, что он очень прост! Стоит только начать танцевать, пусть неумело, пусть смешно, и любой реальный пацан или отборный интеллигент через раз-другой почувствует как у него получается. Как в нём пробуждается руский мужик! И заблудившаяся в городских джунглях девушка может ощутит рядом с таким неожиданно проснувшимся мужиком свою красоту.