✅ О ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКАХ И НЕ ТОЛЬКО…. ЧАСТЬ 12. СИНЯЯ АРДА – НЕИЗВЕСТНАЯ...

✅ О ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКАХ И НЕ ТОЛЬКО…. ЧАСТЬ 12. СИНЯЯ АРДА – НЕИЗВЕСТНАЯ...

✅ О ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКАХ И НЕ ТОЛЬКО…
ЧАСТЬ 12. СИНЯЯ АРДА – НЕИЗВЕСТНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ

Военный округ Славяно-арийской, теперь уже Ардынской Державы Синяя Арда занимал, примерно, территорию современной Украины и часть Белоруссии. Ставка округа находилась в крепости Торговице на реке Синюхе (ныне село в Кировоградской области Украины в окрестностях Новоархангельска). Отсюда и название – Синяя Арда. Войска округа должны были пресечь сепаратистские амбиции южнорусских удельных князей и обеспечить мирную духовную жизнь населения этой части Державы.
Дружескую помощь Синей Арде оказал «батя» Белой Арды Ярослав Всеволодович. В 1239 г. он взял город Чернигов, в котором княжил своенравный князь Мстислав, а в 1240 г. взял под свой контроль бесхозный на тот момент Киев. Далее Ярослав совместно с войсками Синей Арды осадил и взял Галич, Владимир, Каменец, Ладыжин и множество других городов, восстанавливая древние границы славяно-арийской Державы. Сепаратист Данило Галицкий был вынужден признать власть Арды, а себя – зависимым вассалом.
Волынский князь Данило был самым ярым противником диктатуры Арды, жаждавшим расширять свой удел. Он был самым активным князем в битве на Калке. Он первым форсировал Калку и самозабвенно сражался, не замечая, что ранен в грудь. Он настойчиво боролся со своими родственниками-конкурентами за расширение своего удела. В 1234 киевский князь Владимир Рюрикович призвал Данилу на помощь против черниговского князя Михаила, пришедшего с войском под стены Киева. Вместе они разбили черниговского князя, разорили черниговскую землю, но взять Чернигов не смогли. Более того, по инициативе Владимира они атаковали половцев, воинов Арды, и потерпели жестокое поражение. Владимир попал в плен, а Данило едва выбрался на раненном коне и вернулся восвояси почти без войска. Через пять лет он отбил Киев у смоленских князей, но княжить в нем не остался, понимая, что его сила – в соединенном уделе Галицко-Волынском.
В 1245 г. Данило окончательно разгромил своих соперников и создал могущественное Галицко-Волынское княжество. Но из ставки Синей Арды последовало требование вернуть Галич тому, кто имеет на него ярлык. Ставка не могла допустить чрезмерного усиления Данилы, зная его непомерные претензии и агрессивный характер. Князь Данило вынужден был покориться силе Арды, но не смирил гордых претензий в уме своем.
В 1251 г. князь Андрей Ярославич, люто завидовавший своему брату, бывшему Великим князем и «батей» Белой Арды, поднял против него мятеж. Князь Данило Галицкий немедленно заключил с ним союз для борьбы с Ардой. Но Андрей был разбит и бежал в Швецию, а Данило искал нового союзника. Он заключил союзы с Венгрией, Польшей, Тевтонским Орденом и Римским Папой, который даровал Даниле в 1253 г. королевский титул в обмен на утверждение церковной унии с Римом. Он был первым из окраинных князей, коронованный королем. За иллюзорный титул короля он поступился и родиной, и верой. Однако Папа не смог помочь Даниле в борьбе с Ардой, не смог организовать крестовый поход, как ни настаивал Данило. Сказались два поражения крестоносцев от Александра Невского.
Зато ставка Синей Арды организовала несколько походов против сепаратизма Данилы, разгромила его и заставила срыть укрепления в городах его княжества.

В Синей Арде наступил мир и покой на целый век. Мирное население пасло скот, кочуя от Дона, до Днестра в степях Северного Причерноморья, при этом люди жили по законам славяно-арийской Державы. Их образ жизни демонстрировал непривязанность кочевников-пастухов к материальному комфорту и являл собой продолжение исторических традиций ариев-скотоводов Зеленой Кашмирской долины Раджастана, а также киммерийцев, скифов, сармат, языгов, алан, гуннов, хазар, славян, печенегов, половцев.
В 1360 г. во главе ставки Синей Арды встал казак Мамай. Этот процветающий край Ардынской Державы был завуалирован историками-фальсификаторами под Великое княжество Литовское, созданное по тому же сценарию, что и Великая Монгольская империя. Литовский князь Ольгерд описан как объединитель земель, прилегавших к Литве в ХІV в.: полоцкой, туровской, витебской, полесской, волынской, киевской, черниговской, северской, подольской, причерноморской. Пишется, что он разгромил монголо-татарское войско в битве на Синих Водах (то ли на реке Синюхе, то ли севернее, на реке Синеводь) и освободил Великое княжество от ордынского ига на целый век раньше, чем это произошло в других русских землях.

Мамай превращен историками в монгольского ставленника и командира, наместника хана Золотой Орды в Крыму и Северном Причерноморье. Непонятно только, за что его образ так овеян любовью народной, что портрет его вплоть до ХIX в. висел чуть ли в каждой малоросской хате. Ставка Мамая находилась близ города Укек в низовьях Днепра. А Синей Ордой обозначено восточное крыло Монгольской Державы в Центральной и Средней Азии. Такова мифологема Великого княжества Литовского, Мамая и Синей Орды.
Малоросскмй историк Дмитрий Ващук отмечает, что, несмотря на большое количество специальных исследований, точно не установлено ни время битвы на Синих Водах, ни её место, ни то, была ли она вообще. Кроме того, получается, что князю Ольгерду пришлось одновременно сражаться на четыре фронта: с Тевтонским Орденом, Московским княжеством, Золотой Ордой и местным населением подчиненных земель. Это мало похоже на правду, но таковы шаблоны искаженной истории.
Образ казака Мамая поистине загадочен и чуден. Откуда, казалось бы, у коренного ардынца привычка сидеть, скрестив ноги по-восточному? А этот слегка расфокусированный и устремленный вдаль взгляд человека, настроенного не воинственно, а скорее, философски. Здесь оружие, боевой конь, а лицо героя при этом исполнено неземного спокойствия и умиротворения. В руках у него бандура, еще больше усиливающая впечатление, что перед нами поэт, философ, мудрец. Идею восточного происхождения образа казака Мамая разделяют многие украинские исследователи. Полнее всего она раскрыта в работах украинского академика Платона Белецкого, который открыл в портретах Мамая еще одну особенность. На большинстве портретов казак изображен с бандурой, но встречается среди них также сюжет «Казак – душа правдивая», где тот же герой держит руки на груди в малопонятном жесте, мудрено изогнув пальцы. Этот жест в точности повторяет жест индийских святых, называемый на санскрите «дхьяна-мудрой». Мудра – на востоке жест, способствующий более глубокой медитации.

В 1378 году московский князь Дмитрий, лично командовавший отрядом воинов, разбил на реке Воже большой отряд ордынцев под предводительством татарского мурзы Бегича. Бегич был убит. Это была первая военная победа Дмитрия над ордынцами в борьбе за свое самовластие. Тогда с юга подтянулись войска казаков Синей Арды во главе с Мамаем.
Войско Мамая состояло этнически из ясов (осетин), аланов (сармат), половцев, печенегов, черкас (днепровских казаков), фрягов (генуэзцев, основавших свою колонию в крымском Судаке). Все они были профессиональными воинами, воспитанными в славяно-арийской воинской традиции, то есть казаками. Современная история называет их татарами-чужеземцами, дикими кочевниками-захватчиками, враждебными Руси, а Мамая – татарским ханом.
И хотя обитали они совсем рядом – возле озера Палюсмеотис (Азовского моря), – в век Кали нередко вчерашних соседей-родственников объявляют ненавистными врагами. Чтобы избавиться от контроля Арды и окончательно утвердиться в самовластии, костромской и московский князь Дмитрий начал собирать рать против войск казака-царя Мамая.
Как свидетельствует «Сказание о Мамаевом побоище» с Дмитрием выступили рати земли Московской во главе с двоюродным братом Дмитрия Владимиром Андреевичем, земель Владимирской, Суздальской, Ростовской. Здесь были два брата Ольгердовичи: Андрей Псковский и Дмитрий Брянский, а также князь-воевода Боброк Волынский. Летопись гласит, что у Дмитрия набралось тогда 150000 воинов. Если это число и преувеличено, то все-таки ополчение было очень большим, – комментирует Н. Костомаров.
Битва произошла на поле Куликовом рядом с Москвой, которая тогда представляла собой небольшое селение: каменную крепость, построенную князем Дмитрием, окруженную небольшим посадом за дубовой стеной. На краю поля Куликова был построен Симонов монастырь для захоронения павших. Действительно, впоследствии на территории монастыря было обнаружено огромное захоронение со множеством скелетов молодых (судя по крепким зубам) людей. Теперь все это находится практически в центре Москвы (Кулешки). На территории московского завода «Динамо» до 60-х годов ХХ в. сохранялись могилы Пересвета и Осляби, затем таинственно исчезнувшие.
Доказательной иллюстрацией битвы как эпизода гражданской войны является старая икона «Сергий Радонежский: житийная икона», выставленная в экспозиции Художественного музея города Ярославля и раскрытая в 1959 г., т.е. очищенная от старой потемневшей олифы.
Внизу под фигурой Сергия происходит битва, подписанная: «Сказание о Мамаевом побоище». Лица воинов с обеих сторон одинаковы, одинаковы и одежды, и вооружение, одинаковы знамена и изображения Спаса. Самое интересное, что на иконе изображена переправа через реку воинов Мамая, причем вброд.
Еще ниже текст: «Семен Малик поведал князю великому «Уже Мамай-царь на Гузин брод пришел и одна только ночь между нами, ибо к утру он дойдет до Непрядвы».
Гузин брод – брод через современную реку Яузу в Москве. Река Непрядва – Напрудная или Неглинная в Москве.
По свидетельству историка Н. Костомарова передовые полки обоих войск сцепились между собой, и сам Дмитрий выехал вместе со своею дружиной «на первый суйм» – открывать битву. «По-старинному прадедовскому обычаю, – пишет Н. Костомаров, – следовало, чтоб князь, как предводитель, собственным примером возбуждал в воинах отвагу».
Со стороны же Дмитрия это был просто показательный фарс. «Побившись недолго с татарами, – продолжает Н. Костомаров, – Дмитрий вернулся назад, устраивать полки к битве».
Но поединок все же состоялся. Из полков Мамаевых выехал Темир-мурза (по другим сведениям, печенег Челубей) и в духе кшатрийской традиции стал вызывать сильнейшего соперника из рядов северного ополчения. Наконец ему навстречу выехал инок Пересвет из монастырской обители святого Сергия Радонежского. Поединок был честным и равным. Оба воина пали замертво.
В первом часу началась сеча, кровь лилась рекой. В московской рати было много новичков неопытных в битве, твердят все историки, поэтому через два часа битвы на них напал страх, и они пустились в бегство. Воины Мамая начали преследовать беглецов, разя их наповал. Казалось, битва северянами проиграна. Увидев бегущих, предводитель засадного полка московский князь Владимир Андреевич, порывался ударить на врагов, но рассудительный князь Боброк удержал его до тех пор, пока рать Мамая, преследовавшая убегающих, не оказалась спиной к засаде. «Вот теперь час пришел», – сказал Боброк, и засадный полк ударил в спину преследующих.
В итоге войско Синей Арды потерпело поражение, ответственность за которое лежит полностью на Мамае. Ослепленный легким и неотразимым успехом, он пренебрег правилами древней славянской боевой тактики и не защитил фланги и тыл своего наступающего войска специальными отрядами боевого охранения.
Интересное свидетельство приводит летопись: «Безбожный же царь Мамай, увидев свою погибель, стал призывать Богов своих: Перуна, Салавата, Хорса, Раклия (Семаргла) и Магомета».
Итак, Мамай по современным понятиям славянский язычник, и в войске его было множество воинов, не принявших христианство или принявших мусульманское вероисповедание. Характерно и то, что и летописец, и Семен Малик называют Мамая царем, а не ханом, как принято это в современной истории.
Продолжение следует…
Николай ПОСЕВИН