✔ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

✔ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

✔ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
ТЕМА: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. ПРАВЛЕНИЕ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО (1606-1610 ГГ.)
Нет сомнения, что Душой и главным организатором восстания был В.Шуйский. Человек, пострадавший от Б. Годунова, перешедший на сторону самозванца и первым обличивший его, организовавший восстание и переворот, был не
лишён властолюбия, стремился к нему и был, наконец, вознаграждён судьбой. Смерть Лжедмитрия открыла ему путь к царскому трону и возвела его на вершину власти. Не имея достойных со¬перников, Шуйский поспешил утвердиться на престоле немедленно. Не успели ещё утрястись впечатления от восстания, как его сторонни¬ки развернули бурную деятельность по избранию нового царя. На следующий день В.Шуйский собрал Думу и выступил с обдуманной и не оставляющей сомнения речью относительно кандидатуры буду¬щего царя. Все понимали, чего хотел Шуйский. Никто не противился его желанию. Однако многие утверждали, что без Великой Земской Думы нельзя решать столь важное дело.
Но сторонники В.Шуйского не прислушались к здравым и обосно¬ванным мнениям и настояли на немедленном избрании В.Шуйского царём. Дума согласилась. 19 мая, во втором часу дня, под звуки ли¬тавр, труб и колоколов бояре и знатные дворяне вывели князя В.Шуйского из Кремля на лобное место, где ратные люди, граждане, гости и купцы, по большей части его сторонники, приветствовали его как нового царя. Он, было, попытался поначалу избрать патриарха, вместо Игнатия, верно служившего самозванцу, но толпа закричала: «Государь нужнее патриарха для Отечества!» Тогда Шуйского проводили в храм Успенья, где митрополиты и епископы благослови¬ли его на царство. Это поспешное избрание исключало участие мно¬гих россиян, даже москвичей, в столь важной церемонии и не могло не послужить предлогом для новых измен и смятений, которые те¬перь ожидали В.Шуйского.
Тем временем очистили столицу от трупов, вывезли и схоронили их за городом. Тело П.Басманова отдали родственникам для погребе¬ния. Тело самозванца, служившее в течение трёх дней предметом лю¬бопытства и поношения, также было вывезено и схоронено за Серпу¬ховскими воротами в заброшенном доме. Но вскоре его оттуда доста¬ли. С 18 по 25 мая 1606 года в Москве случились жестокие морозы, сильно повредившие сады и посевы. Люди приписали это природное
явление злому волшебству самозванца. Чтобы пресечь различные слухи по этому поводу, его тело вынули из земли, сожгли на Котлах и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в сторону Литвы.
Ставший царём В.Шуйский был невысокого роста, толст, лицом смугл, имел суроный взгляд, красноватые и подслеповатые глаза, широкий рот. Он не обладал сановитостью и этим многим проигры¬вал. Он, без сомнения, уступал в способностях Б.Годунову, но, имея преклонный возраст, был достаточно опытен в государственных де¬лах, вполне начитан для того времени, часто высказывал здравые су¬ждения, так что его считали даже волхвом. В то же время он имел холодное сердце и чрезмерную скупость, ревностно соблюдал старые обычаи, был доступен, ласков в обхождении, зависим от внушения, склонен к легковерию и недоверчивости, тверд душой. Он искренне хотел добра России и ещё больше стремился угодить россиянам. Бу¬дучи свидетелем неограниченной самодержавной власти, В.Шуйский хотел искоренить её злоупотребления.
В момент своего воцарения, когда все клялись ему в верности, он, к общему удивлению, дал неслыханную присягу: не казнить никого смертью без боярского суда; преступников не лишать состояния и ос¬тавлять его в наследство жёнам и детям невинным; в доносах требо¬вать явных улик и наказывать клеветников тем же, чему они подвер¬гали винимых. Он хотел быть хранителем мира и тишины в государ¬стве. Этой клятвой В.Шуйский намного опередил время. Но совре-менники его не поняли. Вместо признательности, многие люди изъяв¬ляли недовольство и напоминали Шуйскому правило, установленное ранее, что не государь народу, а народ государю даёт клятву. Стрем¬ление В.Шуйского, без сомнения, было похвально, но в условиях того времени оно порождало слабость царской власти, чем и не пре¬минули воспользоваться его недруги.
Отменив нововведения Лжедмитрия и восстановив прежнюю Думу, В.Шуйский поспешил окончательно развенчать самозванца, разослав всюду своих чиновников, чтобы образумить народ и привес¬ти его к присяге. 1 июня 1606 года совершилось венчание в храме Ус¬пенья с соблюдением всех торжественных обрядов, но без расточи¬тельной пышности. Церковники и народ славили царя с усердием. Гости и купцы отличились щедростью в дарах царю. Однако с его стороны не было ни милостей, ни пиров, но были незначительные опалы. Они коснулись людей, верных самозванцу. Эта мягкость цар¬ской власти породила новое шагание в умах, своевольство и энергич¬ные действия недругов нового царя.
Стремясь устроить государственную власть, Шуйский ускорил из¬брание патриарха, которым стал казанский митрополит Гермоген. За¬тем собрал и распределил войско. Часть его была послана в Окраину, другая часть на Оку, чтобы быть в готовности для усмирения врагов. Сам же занялся внешними делами. Нужно было срочно решить вопро¬сы отношений с Литвой. Война была нежелательна, но и уступать что
либо было нельзя. В этом вопросе решили воспользоваться польскими пленниками, посему бояре обещали им не только безопасность, но и свободу, если король пойдёт на заключение мира с В.Шуйским. Для переговоров в Краков был отправлен князь Г.Волконский. Олесшекии и Госевский остались в Москве под стражей. Ю.Миншека и Мари¬ну отправили в Ярославль, Вишневецкого в Кострому, а их товарищей в Ростов и Тверь. Они получили разрешение писать к королю и писали миролюбиво, желая как можно быстрее освободиться из плена.
Король Швеции Карл IX, находившийся во вражде с Польшей, искал союза с Россией. Даже крымский хан Кази-Гирей уверял В.Шуйского в своей дружбе. Дружественное расположение Швеции и Крыма тогда было как нельзя кстати. Но успешно продолжить внешнеполитическую деятельность В.Шуйскому не удалось, так как вновь возобновились мятежные действия. Главной их причиной яви¬лось то, что В.Шуйский, присягнув народу, стремился выполнить свою присягу и даже к явным и последовательным сторонникам само¬званца оказывал доверие. В частности, необоснованное доверие было оказано любимцу самозванца князю Г.Шаховскому, который был по¬слан воеводой в Путивль, вместо князя Бахтиярова, человека честно¬го, но недостаточно смелого и расторопного.
В.Шуйский хорошо знал важность Путивля. Нигде граждане не оказали столько верности и усердия самозванцу, сколько в Путивле. Тем более, после его гибели многие сторонники устремились именно туда. И, несмотря на это, В.Шуйский вверяет этот город Г.Шахов¬скому. Чем он руководствовался - трудно сказать. Затмение разума, чрезмерная доверчивость, желание выполнить данную присягу, не подозревая никого без явного доказательства. Скорее всего, все эти моменты сыграли роль. В результате, случился новый мятеж и поя¬вился второй Лжедмитрий. При отправке в Путивль Г.Шаховский го¬ворил В.Шуйскому похожие слова, что и П.Басманов несчастному Ф.Годунову, и поступил так же.
Вкусивший власть и чины во времена Лжедмитрий, Г.Шаховский питал ненависть к виновникам его гибели. Уже в ночь московского восстания он сообразил, чем всё кончится. На следующий день похи¬тил государственную печать, чтобы иметь возможность от имени са¬мозванца поднять новое восстание. Кроме того, он сговорился с дво¬рянином Михаилом Молчановым, убийцей юного царя Ф Годунова, о том, чтобы М.Молчанов, выдавая себя за Дмитрия, распустил слух, что царь Дмитрий Иванович спасся, а в Москве убили другого человека. Затем Г.Шаховский помог бежать ему из Москвы с двумя охранниками и сообщниками. М.Молчанов и его сподвижники дви¬нулись к Путивлю и далее в Литву. По дороге везде они распростра¬няли слух о спасении Дмитрия.
Так что прибывший в Путивль Г.Шаховский без труда убедил гра¬ждан города в спасении царя Дмитрия и необходимости поднять вос¬стание. Народ не усомнился и восстал. Городам южной России, ока
залось, нужен был только пример. Следом восстали Моравск, Черни¬гов, Стародуб, Новгород-Северский, Белгород, Борисов, Оскол, Трубчевск, Кромы, Ливны, Елец. Граждане, стрельцы, казаки, бояр¬ские холопы, крестьяне толпами стекались к Г.Шаховскому и друго¬му ещё более знатному сановнику, черниговскому воеводе князю А.Телятевскому. Последний верно служил Б.Годунову и не пожелал перейти вместе с войском к самозванцу. Однако после воцарения В.Шуйского, враждовавшего с Б.Годуновым, не захотел ему служить и вступил на путь мятежа. Всех, кто не хотел изменять новому царю, убивали, вешали, сбрасывали с башен, распинали. Так погибли вое¬воды: князь Буйносов в Белгороде, Бутурлин в Осколе, Плещеев в Ливнах, двое Воейковых, Пушкин, князь Щербатый, Бартенев, Мальцов. Многих заточили в темницы.
Тем временем М.Молчанов добрался до Сандомира и оказался в окружении жены Ю.Мнишека, которая признала его своим зятем. Вместе с ним оказался один дворянин Заболоцкий, Но ему сразу же оказали содействие многие знатные россияне, в том числе князь Ва¬силий Мосальский - Новый Лжедмитрий внешне не походил на перво¬го. Он имел чёрные, кудрявые волосы, большие глаза, густые навис¬лые брови, бородавку на щеке, стриженые усы и бороду. Но так же, как и Г.Отрепьев, он твёрдо говорил на польском и понимал латин¬ский. Все это удалось узнать московскому послу князю Волконскому, находившемуся в Кракове. По причине несхожести он не пытался вы¬езжать из Галиции.
Имея государственную печать, Г.Шаховский от имени Дмитрия писал и рассылал грамоты и письма, призывал всю Россию соеди¬ниться с Окраиной. Эти грамоты, указы и письма доходили до Моск¬вы и волновали умы людей. Многие начали жалеть о весёлых днях правления Лжедмитрия. Легковерие некоторых ещё не могло изме¬нить общественное мнение москвичей, но оно порождало волнение и беспокойство народа, которое легко могло перестроиться под воздей¬ствием внешних обстоятельств. Эти обстоятельства вскоре появились и начали расти. Под влиянием деятельности Г.Шаховского и А.Телятевского рать изменников значительно усилилась. Наступило время, и она выступила в поход.
Появился и достойный вождь для этой рати. Им оказался бывший холоп князя А.Телятевского Иван Болотников. В своё время он по¬пал в плен крымчакам, ими был продан в неволю туркам, но затем выкуплен немцами в Константинополе, некоторое время жил в Вене¬ции, а потом в Польше, где услышал о Дмитрии и захотел вернуться в Россию. В Польше он отыскал нового Лжедмитрия, предложил ему свои услуги и с его письмом явился к Г.Шаховскому в Путивле. И.Болотников имел сметливый ум, неплохо знал ратное дело, был смелым до дерзости и мужественным человеком. Рассказами о себе привлёк любопытных и вскоре стал первым атаманом в мятежном войске. К нему пристали двое князей Мосальских и М.Долгорукий.
В.Шуйский, видя разрастание мятежа, велел ратям идти к Ельцу и Кромам. Возглавляли войско князья Воротынский и Трубецкой. Воротынский вблизи Ельца рассеял отряды мятежников. Но у Кром И.Болотников внезапно напал на 5 тысяч царских всадников во главе с князем Трубецким. Царская рать бежала. Воротынский у Ельца уз¬нал об этом и тоже бежал. Бежавшие воеводы перепирались, обвиняя друг друга, и не решились прибыть в столицу. Разъехались по домам, сложив с себя воеводские полномочия.
Тем временем И.Болотников шёл вперед и брал города один за другим. Ему сдались Орёл, Мценск, Тула, Калуга, Венёв, Кашира. Вся Рязанская земля пристала к мятежникам. Рязанцы вооружились и избрали себе предводителей: венёвского сотника Истому Пашкова, рязанского воеводу Григория Сунбулова и рязанского дворянина Прокопия Ляпунова, одарённого красотой, умом, силой духа, смелостью, мужеством и большой физической силой. Восставшие схватили рязанского наместника князя Черкасского, воевод князей Тронстенского и Каркадинова, Вердеревского, Измайлова, сковали их и от¬правили в Путивль на суд. Вслед за Рязанью, пожар мятежа охватил Дорогобуж, Вязьму, Ржев, Зубцов, Старицу.
Ни разрастание мятежа, ни бегство воевод и ратников не смутили В.Шуйского. Не имея ни опытных военачальников, ни значительной части казны, растраченной Лжедмитрием, он, однако делал всё, что мог. Всенародно объявив причину мятежа, обман мятежниками лю¬дей и желание ими злодействовать, царь собрал и выслал новое вой¬ско. Но оно оказалось не способным противостоять мятежникам. Только юный князь Михаил Сколин-Шуйский имел успех в сраже-нии с отрядами мятежников на берегах реки Пахры. Главные воево¬ды Ф.Мстиславский, Д.Шуйский, Воротынский, Голицыны, Нагие, имея с собой всех московских дворян, стольников, стряпчих, жиль¬цов, встретились с мятежниками в селе Троицком, в пятидесяти верстах от Москвы, сразились с ними и бежали, оставив в их руках мно¬жество знатных пленников.
И.Болотников, И.Пашков и П.Ляпунов взяли и опустошили Ко¬ломну и в октябре 1606 года стояли уже под Москвой в селе Коломен¬ском. Они объявили В.Шуйского низложенным и требовали, чтобы москвичи, духовенство и весь народ вновь присягнули Дмитрию. Пока мятежники, уповая на агитацию, ждали сдачи Москвы и разо¬ряли её окрестности, В.Шуйский спокойно организовал оборону го¬рода, предместий и слобод. Воеводы М.Скопин-Шуйский, Голицын и Татев расположились станом у Серпуховских ворот. Высланные из Москвы дружины восстановили её сообщение с другими городами. Патриарх и другие священники писали всюду грамоты, воодушевляя людей к борьбе с мятежниками.
Тверь и Смоленск послужили примером. Их жители поднялись и двинулись спасать Москву. К ним присоединились жители Зубцова, Старицы, Ржева, Вязьмы, Дорогобужа, Сернейска. Они изгнали мятежников из Можайска, Волоколамска, обители Св.Иосифа. Тем временем в среде мятежников в селе Коломенском начались разно¬гласия. И.Болотников считал себя царским воеводой и требовал под¬чинения со стороны остальных воевод и атаманов мятежников. Одна¬ко остальные, особенно рязанцы, требовали от него и Шаховского скорейшего прибытия Дмитрия. Но новый самозванец не появлялся, и выбранные мятежными городами и местностями воеводы и атаманы стали сомневаться, что Дмитрий жив.
Первым удостоверился в обмане П.Ляпунов и первым явился с по¬винной в столицу. За Ляпуновым явились все рязанцы. В.Шуйский просил их и даже дал П.Ляпунову сан думного дворянина. Посте¬пенно и другие прозревшие перешли из Коломенского в Москву. По главные силы мятежников укрепили стан в Коломенском валом и тыном и пытались взять Симонов монастырь и Рогожскую слободу, но были отражены с большими потерями. Однако, воодушевляемые Бо-лотниковым, не унывали и готовились к решительному сражению.
В.Шуйский доверил войско двадцатилетнему князю М.Скопину-Шуйскому, который объединил его с тверским и смоленским ополче¬нием воеводы Колычева у Даниловского монастыря, замышляя окру¬жить мятежников в Коломенском стане. Но Болотников и Пашков упредили царских воевод. 2 декабря Пашков, не обнажив меча, пе¬решёл на сторону царского войска со всеми своими дворянами. У Болотникова остались казаки, холопы, крестьяне и северские мятежни¬ки, но они сражались до полного изнурения своих сил. Однако одо¬леть численно превосходящее царское войско им оказалось не под силу. Многие соратники И.Болотникова полегли в этом сражении, с оставшимися он отошёл к Серпухову. Часть казаков с атаманом Беззубцевым ещё держалась в селе Заборье, но, окружённая царским войском, сдалась и присягнула на верность В.Шуйскому.
В этом сражении взяли в плен многих беглых крестьян и северских мятежников. Всех, которые не поместились в темницах, утопили в реке как злостных мятежников. Казаков не тронули и даже приняли на царскую службу. Победителю князю М.Скопину-Шуйскому дали сан боярина, а воеводе смоленско-тверского ополчения Колычеву сан боярина и дворецкого. Москва радовалась победе над мятежниками. Но эта радость была преждевременной. И.Болотников хотел остановиться в Серпухове, но жители не впустили его. Тогда он засел в Калу¬ге. За несколько дней укрепил город глубокими рвами и валом. К нему стеклось около 10 тысяч беглецов, и он изготовился к осаде.
Понимая, что сил не хватит, он писал к Северской Думе, что ему нужна помощь, но ещё нужнее Дмитрий, так как молва о нём уже пе¬рестала действовать. Г.Шаховский тоже понимал, что без появления нового Лжедмитрия успеха добиться будет невозможно, предприни¬мал отчаянные меры в поисках новой кандидатуры, так как М.Мол¬чанов на эту роль не подходил, его хорошо знали в России. Не и

Документ: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. ПРАВЛЕНИЕ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО (1606..