✅ РУССКИЕ Ч.11: ВЯТИЧИ, СЛАВЯНСКОЕ ПЛЕМЯ ВОЛГО-ОКСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ, «ЭТАЛОННЫЕ»...

✅ РУССКИЕ Ч.11: ВЯТИЧИ, СЛАВЯНСКОЕ ПЛЕМЯ ВОЛГО-ОКСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ, «ЭТАЛОННЫЕ»...

✅ РУССКИЕ Ч.11: ВЯТИЧИ, СЛАВЯНСКОЕ ПЛЕМЯ ВОЛГО-ОКСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ, «ЭТАЛОННЫЕ» СЛАВЯНЕ.
(научная версия)

Вятичи являются четвертым из племен, составившим собственно великорусскую народность, и многими ошибочно считаются ядром русского народа, изза того, что обитают на землях Владимиро-Суздальского и Москвовского княжеств. Ошибочно, потому что словенеильменские, кривичи, радимичи и северяне (а так же чудь, весь, меря, голядь, мурома и мещера) намного раньше составили костяк древнерусского этноса (в его великоросском варианте), нежели вятичи, которые до 11 века не входили в состав Руси.

Вятичи упоминаются с самого начала Повести временных лет вместе с радимичами:

Радимичи бо и Вѧтичи ѿ Ляховъ .бѧстабо два брата в Лѧсѣхъ . Радимъ . а другыи . Вѧтокъ Е. и пришедшасѣдоста . Радимъ на Ръжю Ж . и прозвашас̑ Радимичи . а Вѧткосѣдесвоимъродомъ по Ѡцѣ . ѿ него прозвашасѧВѧтичи Г. и живѧху в мирѣ . Полѧне и Древлѧне . и Северо З и Радимичи . и Вѧтичи . и Хорвати

До конца 11 века вятичи сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени. В «Поучении Владимира Мономаха» упомянуты предводители вятичей — Ходота с сыном: «А въ вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну, ходихъ 1-ю зиму»

По мнению Б.А. Рыбакова, главным городом вятичей был Корьдно (Кордно) (отождествляется с селением Корно Мосальского уезда, ныне — село Корное Мосальского района Калужской области)

В последний раз вятичи упоминаются летописью под своим племенным именем в 1197 году. Их земли впоследствии вошли в состав Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.

Земля вятичей располагалась, по мнению Нидерлена территории, простиравшейся на западе до водораздела между рекой Жиздрой и левыми притоками Десны, однако основная их часть занимала области по Оке вплоть до Коломны – Калужскую, Тульскую – и часть Московской губернии. Что касается Рязанского княжества, то Нидерле критически рассматривает вероятность поселений вятичей на этой территории: "Это же относится и к изучению древнего диалекта на юге бывшей Орловской губернии. Определить здесь границу поселений вятичей мы еще не можем. Однако здесь, на другом берегу Оки, так же как и на севере, поселения вятичей, несомненно, были с поселениями северян и кривичей, причем в основном эти области были заселены еще финскими племенами (муромой и мещерой)".

Антропологически вятичи из московского региона были близки к северянам: имели длинный череп, узкое, ортогнатное, хорошо профилированное в горизонтальной плоскости лицо и средневыступающий нос с высоким переносьем.

Генетически вятичи тяготеют к центрально-южно-русским популяциям.
В этом смысле генетичски вятичи неотличимы ни от соседних северян (южные русские популяции), ни от средних украинцев с белорусами.
Поскольку вятичи до конца 11 века не входили в состав Руси, они в основном придерживались языческих верований до конца 12 века. Воинственные язычники, успешно противостоящие давлению русских князей, в определенной мере они сыграли роль, аналогичную роли литвы в западной части Руси, составив ядро воинов Руси Московской, наряду с потомками кривичей, северян, перешедшими в правоверие татарскими природными конниками и казаками русского пограничья. В известной мере вятичей можно назвать центром русского народа, антропологически, географически и генетически.

З.Ы. Некоторые ошибочно отождествляют вятичей и русов Вятки (Кировской области). Это заблуждение. Русы Вятки (Хлынова) - это потомки новгородцев, т.е. словенильменских, а вовсе не вятичей.

Продолжение следует…