✅ ВОЛОГДА ИЗНАЧАЛЬНАЯ - 2. КРЕСТОВЫЙ ПОХОД НА СЕВЕР. Из-за отсутствия...

✅ ВОЛОГДА ИЗНАЧАЛЬНАЯ - 2. КРЕСТОВЫЙ ПОХОД НА СЕВЕР. Из-за отсутствия...

✅ ВОЛОГДА ИЗНАЧАЛЬНАЯ - 2. КРЕСТОВЫЙ ПОХОД НА СЕВЕР

Из-за отсутствия фактического материала о каком-либо изучении славянского периода вологодской истории до сих пор не велось даже и речи. Отрывочные сведения о проникновении новгородских ушкуйников в угро-финское Заволочье и покорение ими проживавших здесь "издревле" чуди, веси и мери - вот и все, чем располагают местные краеведы. И только новые археологические, этнографические и лингвистические находки могут позволить нам шаг за шагом приблизиться к разгадке многовековой тайны, окружающей дохристианский период истории нашего города.
Однако уже сегодня путем сопоставления различных данных можно судить о том, что в глубокой древности на территории нашей области проживали славянские племена, оставившие глубокий след не только в топонимии и археологии, но и в культуре этого края. В орнаментальных мотивах севернорусской вышивки, кружева, ткачества слышатся ясные отзвуки далекой эпохи энеолита, когда арийские племена еще не разбились на составные части и могучими волнами прокатывались по европейскому Северу (в том числе и по территории нашей области) задолго до появления пресловутых чуди, веси и мери.
Все больше аргументов в свою пользу получает в последнее время и гипотеза о прародине славяно-арийских народов на территории современного русского Севера. Все это говорит о том, что необходимость комплексного изучения дохристианской истории нашего края и восстановления недостающих звеньев давно назрела. Назрело и множество вопросов, относящихся непосредственно к истории нашего города.
Почему, например, вскрытые слои раскопов неподалеку от Ленивой площадки считаются древнейшими в Вологде? На чем основана такая категоричность? На сообщениях агиографа Фомы, к которым с наибольшей степенью скептицизма относятся именно археологи? Если это действительно так, почему не был проведен тщательный анализ сообщений агиографа? Что, например, стоит за словами "средний посад"? Значит ли это, что уже в ту пору существовал и верхний (по течению реки) и нижний?
Разве не дает повода для умозаключений само слово "посад", значение которого в древние времена было совсем иным? Читаем словарь Даля: "посад - оседлое поселение вне города либо крепости...". Читаем современный толковый словарь: "Посад - в Древней Руси - торгово-промышленная часть города, расположенная вне городской крепостной стены". Дает ли это право говорить о том, что к трем древним посадам примыкал ГОРОД и, стало быть, Герасим пришел на его окраину?
Из следующей фразы "Жития" мы узнаем о существовании на Ленивой площадке "малого Торжку". Значит, где-то существовал и большой Торжок, на котором сосредоточивалась основная торговля города?
По древнему христианскому преданию, при основании Троицкой обители возник конфликт между Герасимом и богатым землевладельцем Пятышевым, который заявил ему свои права на землю и в результате получил страшное проклятие не только в свой адрес, но и в адрес всего своего многовекового потомства. Поступок Пятышева церковные деятели, разумеется, мотивируют его крайней жадностью и нежеланием уступить часть земли, которая якобы не имела в то время почти никакой цены, "для святого божьего дела".
Если мы вспомним о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться в ту пору русскому человеку при освоении новых земель (вырубка векового леса, его выкорчевка, поднятие целины и т. д.), то претензии Пятышева к Герасиму покажутся нам вполне справедливыми и законными. Не следует забывать и того, что местные жители (по большей части язычники) имели все основания относиться к христианским миссионерам ("незваный гость хуже татарина") с неприязнью. Они хорошо понимали, что в недалеком будущем обитель приберет к рукам их покосы и пашни, реку перегородят монастырские сети, лесные угодья и торжища окажутся в руках "отошедших от мира" пустынников, а сами они превратятся в дармовую рабочую силу.
О том, что местное население не встречало монахов-отшельников хлебом-солью, свидетельствуют многочисленные примеры, которыми изобилуют даже "жития" местных святых. Так, например, Кирилла Белозерского однажды чуть не убил "разбойник некто именем Иван", другой нечестивец, Евдоким, не раз ему "пакости многих творях": увозил лес для монастырского строительства и т. д. Был случай, когда "некие злые человецы покрадоша колокола в церкви". "Иногда же и ловцы, приходящие на озеро рыбы ловити, много оскорбляли блаженного". Указывается в'"Житии Кирилла" и о неоднократных попытках поджечь строящийся монастырь.
Преподобный Арсений Комельский, предпочитавший, ходить в лохмотьях, также едва спасся от гнева обитателей комельского леса, ворвавшихся в его келью и убивших келейного старца. Самого Преподобного спасло лишь его отсутствие. Местные славяне изгоняли с облюбованных монахами мест Александра Куштского, основателя Успенского монастыря Кадниковского уезда, Стефана Мохрищского, основателя Авнежской Троицкой обители Тотемского уезда, Дмитрия Прилуцкого. Жертвами местного населения стали Симеон Кичменгский, основатель Воломского монастыря Великоустюгского уезда, и Агапит Тотемский, основатель Николаево-Маркушевской обители Тотемского уезда. Подобные инциденты имели место при основании практически всех севернорусских обителей. Причем иногда дело доходило до крупных конфликтов (достаточно вспомнить выступление волхвов на Белоозере и самосожжение чуди, отказавшейся принимать крещение). Как мы видим, процесс христианизации на русском Севере шел очень и очень сложно. В письме Иоанну Грозному новгородский архиепископ Макарий сетует: "Еже мы прияхом от святого великого князя Владимера святое крещение - во всей Русской земли скверные молбища идолские разорены тогда, а в Чуди и в Ижере и в Кореле и во многих русских местех... скверные молбища идолские удержашася и до царстве великого князя Василия Ивановича (1505-1533)".
Предание о конфликте Преподобного Герасима с землевладельцем Пятышевым не только не вписывается в концепцию о "великом лесе", но и косвенно свидетельствует о наличии в древней Вологде землевладения. Доверять же христианскому преданию, на мой взгляд, следует почти в той же степени, что и христианскому "житию Герасима".
Обращает на себя внимание и название ручья, возле которого была основана Троице-Герасимовская обитель. Слово "кайсар" означает "кесарь", "цезарь", "царь", но по звучанию ближе к немецкому "кайзер". И в латинском, и в греческом языках оно означает одно и то же: владыка, властитель, монарх. Как бы то ни было, название вологодского ручья имеет ярко выраженный "владыческий" оттенок. "Царями" в дохристианской Руси называли князей отдельных земель, племенных вождей. Не значит ли это, что с одним из таких племенных вождей каким-то образом связана дохристианская Вологда?
Археологи, конечно же, обратили внимание на сообщение А. Засецкого в "Исторических топографических известиях... ": "Признак строения города высоким земляным валом от г. Вологды в 3-х верстах, на берегу реки Вологды при ямской деревне Лукьянове". Обратить-то обратили, однако никто до сих пор не взял на себя смелость высказать по этому поводу хоть какое-то предположение.
Совершенно безосновательно, на мой взгляд, проигнорировано историками и ещё одно сообщение Засецкого, ссылающегося на ландкарты Целлария и Гибнера: "В северной стороне течения реки Волги, которая издревле именовалась Ра, обитали по всем сим местам до отворота Волги, с течения оныя к Востоку на полдень, народы гиппофаги, сарматы, и сие по положению тоя ландкарты разумеется где и Вологодский уезд. Далее к северу за оными значатся Гиперборейские горы, а за ними море северное Сарматское". Сообщение это любопытно не только упоминанием легендарной страны ариев, Гипербореи, продолжающей будоражить умы современных исследователей, но и указанной близостью ее к вологодской земле.
Заслуживает внимания и топоним "Бесова пустошь". "Бесами", как мы знаем, христиане называли не только демонов, но и всех без исключения славянских Богов и Духов, а праздники, посвященные им, нарекали "бесовскими игрищами". Слово "пустошь", в свою очередь, означает не только "пустую землю", но и землю, оставленную хозяином, - опустошенную землю. Невольно вспоминаются наставления того же Макария: "... в селах, деревнях и лесах разорять и истреблять огнем славянские мольбища, дерева и камни...".