Чтоб красота жила, не увядая.

Чтоб красота жила, не увядая.

Когда ждешь ребенка, больше всего боишься как-то ему навредить, поэтому начинаешь задумываться не только о том, что употребляешь в пищу, но и о том, что попадает к тебе на кожу, а через кожу в кровь. В том числе – о косметике и средствах для мытья. Действительно ли они безвредны?
А может быть, лучше обратиться к опыту предков и попробовать натуральные средства для ухода за кожей и волосами? Многие из них действительно действенны и полезны. Правда, возни с ними много. По опыту знаю.
...В школьные годы у меня была огромная, роскошная коса: все девчонки завидовали. И у мамы моей, и у бабушки тоже были косы, что в те времена – в 80-е годы – было, в общем-то, редкостью. А все дело в том, что нас в семье женщины десятилетиями ухаживали за волосами по прабабушкиному рецепту: делали отвар из черного хлеба и отвар ромашки, настаивали то и другое сутки, потом подогревали, просеивали сквозь два слоя марли. Отвар черного хлеба прекрасно пенился, им волосы мыли. Отваром ромашки ополаскивали.
Кстати, ромашку мы сами собирали летом на даче и заготавливали впрок, до весны.
Иногда делали маску из взбитого яйца, от него волосы красиво блестели.
И никогда, никогда не пользовались покупным шампунем!

Только на отдыхе, на юге, куда не потащишь за собой две огромные старинные кастрюли, специально хранившиеся для приготовления хлебного и травяного отвара: туда, конечно, покупали шампунь. Но шампуни тогда были не слишком хорошие: волосы от них истончались и путались. Соблазна пользоваться всегда пенящейся жидкостью из тюбика не было. Особенно если учесть разницу в результате: какие пышные, блестящие волосы после хлеба с ромашкой, - и какие унылые, тусклые после шампуня.

В начале 90-х у нас в продаже появились творения французских и немецких косметологов, великолепно пенившиеся, дивно благоухающие, оставлявшие волосы свежими, легкими и блестящими. И мы с мамой пали жертвой прогресса, стали лениться делать отвары, предпочитая выдавить на ладонь немного перламутрового геля из красивой бутылочки, а потом намазать волосы кондиционером, — после него и правда расчесывать было легче, чем после ромашки или крапивы.
Шампуни с кондиционерами действительно здорово экономили наше время. Но вот волосы постепенно становились хуже, коса все тоньше, а потом я и вовсе от нее избавилась. Ношу теперь короткую стрижку и с завистью смотрю на старинные портреты: ах, какие великолепные были у женщин волосы в те времена, когда шампуней еще не существовало! Да и на свои собственные юношеские фотографии смотрю с удивлением: неужели эта косища - моя? И я с ней справлялась?
Я мою свои стриженные волосы каждое утро, когда душ принимаю.
А женщины на Руси волосы свои косы мыли раз в неделю, когда в баню ходили. Но мыли основательно, по нескольку травяных отваров готовили. Ромашка – для светлых волос, крапива – для темных, мята – для свежести, дуб – для крепости волос, настой цветков липы – от выпадения, корни лопуха – от перхоти, а от отвара распаренных березовых веток волосы становились пушистыми.

Надо сказать, наши предки были более чистоплотными, чем предки европейцев: у них волосы мыли не чаще раза в месяц, причем не травами, а смесью мыльного порошка и золы. Правда, их по два раза в день вычесывали частым гребнем из кости или рога, что позволяло очистить от жира.
Обеспеченные женщины и в Европе, и в России использовали для мытья головы взбитые яйца: их наносили на голову, некоторое время держали, потом вспенивали с водой. После яичной маски волосы оставались шелковистыми и мягкими. Для ополаскивания же использовали воду с лимонным соком или уксусом – это придавало шевелюре блеск.
Первый шампунь, поступивший в продажу, был «сухим», то есть состоял из смеси все того же порошка, но уже не с вульгарной золой, а с толчеными травами, привезенными из Индии. Вообще, само слово «шампунь» происходит от индийского shampo, что в переводе с хинди означает «массажировать», «растирать». Оно вошло в английский язык в период, когда британцы активно осваивали колонии, и, несмотря на свое презрение к местным «дикарям», не могли не обратить внимание на то, какие великолепные у индусов волосы. И на то, что местные жители моют волосы довольно часто, причем перед мытьем втирают в корни ароматические масла, потом – кашицу из истолченных трав, а после ополаскивают душистой водой, настоянной на цветах...
Первый жидкий, сильно пенящийся и качественно очищающий шампунь изобрел в начале ХХ века немец: аптекарь Ханс Шварцкопф, основатель известной косметической марки. Сначала он поставлял жидкое мыло для волос только в парикмахерские, в широкой продаже новый продукт Schaumpoon появился в 1919 году.
Об окрашивании же волос впервые задумались в эпоху Возрождения.
В Древнем Египте головы брили наголо – и мужчины, и женщины, — с помощью медных бритв: у знатных дам имелись парики из натуральных волос, имитирующие сложную прическу с вплетенными в них золотыми нитями.
В Древней Греции берегли красоту натуральных волос, питали их оливковым маслом и взбитыми яйцами, прятали от солнца под полотняными покрывалами, но о том, чтобы их окрашивать, еще не догадались.
Древние римлянки почти так же, как египтянки, любили парики. Правда, они не брили голов и очень заботились о красоте натуральных волос, но иногда деталью праздничного наряда был роскошный и оригинальный парик – рыжий, белокурый или сплетенный из тяжелых черных кос. Волосы для париков привозили с покоренных земель: рыжие – из Галлии, светлые – из Германии, а густые черные стоили дороже всего – их покупали в Азии. В Средние века прекрасные дамы тело прятали под просторным плотным и многослойным одеянием, волосы – под сложным головным убором.
И только в эпоху Возрождения, когда к женской красоте перестали относиться, как к дьявольскому искушению, а к телу – как к греховному сосуду, когда красота была признана даром Божьим, заслуживающим поклонения, а прекрасные женские тела появились на картинах всех выдающихся живописцев, — волосы, распущенные по плечам или заплетенные в косы, уложенные винтообразными локонами, пышные и блестящие, сделались одним из объектов поклонения.
Обязательным штрихом для красавицы того времени являлся золотистый оттенок волос. «Волосы тонкие и светлые, похожие то на золото, то на мед, сияющие подобно солнечным лучам, вьющиеся, густые и длинные, рассыпанные по плечам волнами» — так писал в своем «Трактате о красоте и любви» Агостино Нифо в 1539 году. Абсолютно прекрасным считалась сочетание золотистых волос и черных глаз.
Дамы научились осветлять волосы: пропитывали шевелюру настоем шафрана и лимона, а кто победнее – те отваром ромашки, садились в полдень на балконе и вывешивали волосы на солнце, прикрыв при этом лицо плотной тканью. Операция многократно повторялась, требовала много времени, но время у богатых дам было в избытке, и волосы постепенно обретали золотистый оттенок без особого ущерба для их владелицы.
Хна и басма, иногда привозившиеся купцами из арабских стран, особой популярностью в Европе не пользовались: о том, что они укрепляют волосы, было неизвестно, а цвета, получавшиеся в результате окрашивания, не считались красивыми и благородными. Настоящую популярность хна и басма среди европейцев – и американцев! – получили только в 60-е годы ХХ века, когда культура хиппи сделала модным все, что приходит с востока. И натуральные краски для волос в том числе.
Искусственные краски для волос появились впервые в XIX столетии, но тогда еще производители не могли добиться стойкости красителей: краска легко смывалась, окрашенные волосы пачкали все, к чему прикасались. Только в 20-е годы ХХ века хорошо нам всем знакомая фирма L’Oreal выпустила первые стойкие краски для волос: всего три цвета – для блондинок, для брюнеток и для рыжих. Но уже это было переворотом в культуре ухода за волосами! Потом были созданы новые фирмы-производители и новые оттенки, краски становились все более стойкими, но вот сделать их менее вредными, чтобы не портили волосы и не вредили здоровью, до последнего времени не удавалось.
Только в начале XXI века, на волне общего увлечения «биокосметикой», появились и шампуни полностью на натуральной основе, практически без консервантов в составе, и краска для волос, которой могут пользоваться даже беременные. Так что, если нет времени и сил на отвары, можно пойти другим путем – разобраться в составе средств, которые покупаешь, и пользоваться только самыми полезными и безопасными.

Хотя все-таки с настоящими травами по действенности ничто не сравниться...
Достаточно взглянуть на старинные портреты.
Зинаида Умнякова для Sweetstyle