✅ ДЕНЬ ѦРИЛЫ-СЛЪНЦА. Сѧго днѧ, въ Лѣто 7530 ѿ С.М.З.Х., месѧца Хеилѣтъ (Месѧцъ...

✅ ДЕНЬ ѦРИЛЫ-СЛЪНЦА. Сѧго днѧ, въ Лѣто 7530 ѿ С.М.З.Х., месѧца Хеилѣтъ (Месѧцъ...

✅ ДЕНЬ ѦРИЛЫ-СЛЪНЦА

Сѧго днѧ, въ Лѣто 7530 ѿ С.М.З.Х., месѧца Хеилѣтъ (Месѧцъ Полученia Даровъ Природы), 2 днѧ, День Ѧрилы-Слълнца.

Ѧрило - Слънце - Светлеишiи Небесныи Богъ-Покровитель Земнои Жизни. Ѧрила - покровитель всехъ Светлыхъ, Чистыхъ. Добрыхъ. Сердечныхъ Помысловъ и Мыслеи людеи.

Ѧрила - хранитель Благихъ и Чистыхъ Сердецъ и нашего дневного Светила, которое даруетъ всемъ живущимъ на Мидгардъ-Земле согревающее тепло, любовь и полноценную жизнь. Образъ Ѧрилы-Слънца часто изображаетсѧ въ быту въ виде разнообразныхъ свастичныхъ символовъ и конеи.

На Рɣси говорили: «Ѧрило — добръ молодецъ, на беломъ коне разъезжаетъ, на русыхъ кудрѧхъ — венокъ, во левои руке ржи пучокъ, въ правои — палица. Взмахнетъ Ѧрило рожью — нивы тучнеютъ, хлеба колосѧтъ сѧ, палицеи взмахнетъ — громы гремѧтъ, дожди льютъ. Куда конь встанетъ, тамъ трава шелковаѧ съ лазоревыми цветами стелетъ сѧ».
Къ этому дню приурочивали ѧрмарки, игрища. Праздникъ сопровождалъ сѧ кулачными боѧми, песнѧми, плѧсками. Вечеромъ у костровъ народъ веселилъ сѧ, песни пелъ, молодежь хороводы водила, травы дɣшистые, чаи лечебные заваривали.

Ѧрило веселыи, Богъ-удали. Взглѧнетъ Ѧрило на встречного — тотъ безъ хмелю хмеленъ; встретитъ сѧ взоромъ Ѧръ-Хмель съ девицеи-красавицею, — мигомъ ту въ жаръ броситъ: такъ бы на шею кому и кинулась... А вокругъ него, по всему его пути, по дороге Ѧрилинои, цветы зацветаютъ, что ни шагъ, что ни пѧдь — все духовитеи, все ѧрче, цветистее.
Въ Воронеже долгое верѣмѧ, до 1763 года, существовало народное игрище, Ѧрило. Оно совершалось передъ заговеньемъ на Петровъ постъ. Накануне игрища готовились закуски и праздничные одежды, и потомъ, съ рассветомъ, толпы двигались за городъ на большую площадь, расположенную вне Московскои заставы. Девушки нарѧжались одна другои лучше: красные чеботы (сапоги), разноцветнаѧ запаска съ широкими рукавами, белаѧ рубашка и несколько разноцветныхъ лентъ, вплетенныхъ въ косу, возвещали годовое и торжественное празднество. Молодцы также не упускали случаѧ, чтобы показать свои щегольскiе одежды. Торговцы заблаговременно разбивали на выгоне палатки и раскладывали на столахъ лакомства, игрушки и мелочные товары. Это веселье составлѧло смесь ѧрмарки съ шумнымъ праздничнымъ гулѧньемъ.
Песни, плѧски и музыка сопровождали общее веселье. Среди этихъ забавъ нарѧжали одного мужчину в пестрое платье, убирали его цветами, навешивали на него ленты и бубенчики; на голову надевали высокiи бумажныи съ петушинымъ султаномъ колпакъ, которыи украшалъ сѧ фантастическими изображенiѧми; лицо его чернили или румѧнили, въ руки давали побрѧкушки и колотушку. Дети съ барабаннымъ боемъ возвещали Ѧрилово шествiе.
Толпа гулѧющихъ стекалась къ этому зрелищу. Рѧженыи важно расхаживалъ на площади и плѧсалъ; къ нему присоединѧлись другiе плѧсуны, которые угощали его прѧниками, маковинами, пирогами — однимъ словомъ, всемъ темъ, что приносили длѧ своего угощенiѧ. Когда веселье было въ полномъ разгаре, составлѧли произвольные игры; ѿ нихъ переходили къ молодецкимъ забавамъ — кулачнымъ боѧмъ.

Стародавнiи, освѧщенныи вѣками обычаи умыканiѧ, многiе и многiе годы спустѧ после исчезновенiѧ изъ памѧти народнои, заставлѧлъ матереи еще нѣ такъ давно посылать девушекъ «невѣстить сѧ» на Ѧрилины игрища. На последнихъ допускалось самое свободное обращенiе молодежи обоего пола между собою. При этомъ, впрочемъ, все сопровождаетсѧ полнои благопристоиностью. Собравшими сѧ затеваетъ сѧ игра «в горелки». Высмотревшiе себе невѣстъ становѧтъ сѧ попарно съ приглѧнувшими сѧ имъ девицами въ длинныи рѧдъ; одинъ изъ нихъ, которому выпадетъ жребiи «гореть», выступаетъ впередъ всехъ и выкликаетъ: «Горю, горю, пень!» — «Чего ты горишь?» — спрашиваетъ его какаѧ-нибудь девица-красавица. — «Краснои девицы хочу!» — «Какои?» — «Тебѧ, молодои!» После этого одна пара бросаетъ сѧ въ разные стороны, стараѧсь снова схватить сѧ руками, а «горевшiи» пытаетъ сѧ поимать девушку прежде, чемъ она успеетъ сбежать сѧ со стоѧщимъ съ нею раньше парнемъ. Если «горѧщiи» поимаетъ девушку, то становитъ сѧ съ неи въ пару, а оставшiи сѧ одинокимъ «горит» вместо него; а не удаетъ сѧ поимать, — онъ продолжаетъ гонѧть сѧ за другими парами. Во верѣмѧ Ѧрилиного разгула дозволѧлись обниманiѧ, целованiѧ, совершавшiе сѧ подъ ветвистыми деревьѧми, которые скрывали парочки.
Есть местности, где Ѧрилинъ праздникъ начинаетъ сѧ темъ, что девушки — целымъ хороводомъ — выбираютъ изъ себѧ одну, нарѧжаютъ ее въ цветы и сажаютъ на белого конѧ. Все участницы игрища одеты въ праздничные нарѧды, съ венками изъ полевыхъ цветовъ на головахъ. На Белои Руси поютъ при этомъ песню о Боге-Ѧриле и его радостномъ-веселомъ хожденiи по свету белому:
А гдзеж енъ нагою —
Там жито капою,
А гдзеж енъ ни зырне —
Тамъ колосъ зацвище!..

На Ѧрилинои недѣле, по представленiю народа, особенно неотразимую сiлу имеютъ всевозможные любовные заговоры — на присуху, на зазнобу да на разгару. «На море на Кiѧне», — гласитъ одинъ подобныи заговоръ, — «стоѧла гробница, въ тои гробнице лежала девица, чадо Бозiѧ (имѧрѣкъ)! Встань-пробудись, въ цветное платье нарѧдись, бери кремень и огниво, зажигаи свое сердце ретиво по чаду Бозiемъ (имѧрѣкъ) и даисѧ по немъ въ тоску и печаль!»

Почти повсеместно сохранилъ сѧ древнiи обычаи — ходить въ это верѣмѧ къ покоиникамъ на могилки. Здесь все угощаютъ сѧ, оставлаѧ, чемъ угостить сѧ и лежащимъ въ земле сырои. Местами угощаютъ не однихъ покоиниковъ, но и домовыхъ: уходѧ изъ дому, оставлѧютъ столъ накрытымъ и уставленнымъ различными кушаньѧми и напитками. Великое счастье ожидаетъ, того хозѧина, которыи вернувшись домои, наидетъ все съеденнымъ и выпитымъ.

«Ѧрило ѧровые Ѧритъ!», «На Ѧрилу торгъ, на торгу — толкъ. Толкъ-то есть, да истолканъ весь!» — приговариваетъ деревнѧ ѿносительно этого верѣмени. «Ѧрило Купалу кличетъ!» — продолжаетъ сыпать прибаутками краснословъ-народъ: — «Ѿ Ѧрилы до Аграфен-купальниц рукои подать!», «На Ѧрилу пьетъ баба, на Купалу опохмелѧетсѧ!»

Слава Богамъ и Прѣдкамъ Наша!
Съ праздникомъ всехъ!