Экспонаты музейного моря: сундуки «с морозцем»

Экспонаты музейного моря: сундуки «с морозцем»

Ссылка: КультурМультур

Портал «КультурМультур» — это уникальное в своем роде СМИ со своими интересными журналистами, необычными колумнистами и заинтересованными посетителями. Наши читатели живут в разных странах, но всех их объединяет один интерес — интерес к культуре и ко всему, что с ней связано.

Экспонаты музейного моря: сундуки «с морозцем»

Сундук, ларец, горка… Эти знакомые слова вызовут различные ассоциации у разных поколений.

Кто-то вспомнит «бабушкин сундук», как в нем хранились вещи и предметы обихода, кто-то, вспомнит о сундуках сокровищ, которые прятали пираты или охраняли драконы. Теперь эти непривычные, а подчас и ненужные, предметы мебели совсем ушли из нашей повседневной жизни. Из наших домов и квартир, где вещи хранят в шкафах-купе или сборно-разборных мебельных конструкторах фирмы «Икеа». И правда, в каком доме можно сейчас найти сундук? А вот выставку с заманчивым названием «Сундуки с морозцем» найти можно в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала. Её представил искушенному посетителю Невьянский государственный историко-архитектурный музей.

Отличительной особенностью Невьянских сундуков является особый метод украшения – «морозец». Внешне схожий с зимней оконной изморозью, этот метод декора жести попал в Невьянск на рубеже 19-20 веков благодаря купцу Перезолову, узнавшему в Англии в одной из своих заграничных поездок рецепт «морозки» жести. Рецепт этот принял от него на вооружение владелец сундучной мастерской Подвинцев. Провел первые опыты, сделав жесть на сундуках «мороженой», и невозможно стало её отличить от английской. Так разошлись первые сундуки по Нижегородской, Ирбитской, Троицкой и Крестовской ярмаркам. С тех пор и до 1956 года, когда на базе сундучного производства была организована мебельная фабрика, невьянские мастера семьями ли, артелями ли, были заняты на сундучном промысле.

Сундук на выставке – это не только повод предаться ностальгии по ушедшему времени и укладу жизни. И не только причина воочию увидеть, в чем наши бабушки и дедушки хранили свои вещи. Это ещё и размышление о том, что даже самый простой, утилитарный, бытовой предмет может нести и декоративную функцию. Какие только сундуки не увидишь на этой выставке! Одни богаты цветовой гаммой. Другие - затейливым узором. Третьи - цветочным орнаментом или «морозцем». А некоторые украшены даже чеканкой, пришедшей в Невьянск из Москвы. Нелегко было ремесло артели сундучников: каждый там занимался своим делом от заготовки досок и гвоздей до росписи и украшения сундука. Вот и в витринах, наполненных светом, мы увидим и инструменты, что использовали невьянские ремесленники.

Обитые полосками вороненого железа, раскрашенные или же обильно украшенные декорированной жестью – сундуки всегда радовали глаз своих владельцев, поскольку всегда находились «на виду». На сундуках сидели, ели, спали, в них хранили одежду. Как можно было бы оставить без украшения предмет, с которым неразрывно связана большая часть твоей жизни? Здесь-то невьянский «морозец» и сыграл свою решающую роль. Изящно и необычно украшенные сундуки пользовались неизменным спросом на ярмарках, что позволило невьянским сундучникам безбедно существовать до рокового 1917 года.

Сундук теперь один из символов ушедшей эпохи и стремительно уходящей традиции. Такой привычный ранее в быту предмет – теперь редкость. Уже музейный экспонат. Предмет коллекционирования. Как бы хотелось, чтобы мы ценили старые сундуки и старались найти им применение. Неужели только музеи борются за уходящую культуру? Многие выставляют старые сундуки за ненадобностью на улицу. Сундуки больше не в моде. Не в моде и народная традиционная культура. На беглый взгляд. Но если посмотреть внимательней, можно заметить, что сундук никогда из моды и не выходил. Поскольку был не модной тенденцией, а жизненно важной необходимостью. Как стол. Или стул. Или кровать. Со своим сочетанием утилитарного и декоративного.

Элементы традиционной народной культуры (ларцы или сундуки, например) лишь на время могут стать модой. Но сама она не принадлежит никаким тенденциям. Поскольку есть в традиционной культуре первооснова того простого уклада жизни, из которого мы все вышли. Начала начал, культуры культур. Народной, исконной культуры. Конечно, постепенная потеря связи с ней – показатель тревожный для современного состояния общества и культуры в целом. Но существуют музеи. Центры народной культуры. И существуют такие выставки, где сундуки «с морозцем» будут соседствовать с домоткаными половиками. Это повод задуматься о том, что есть вещи – незаслуженно уходящие из нашей жизни. Из нашего быта. Возраст сундука – ещё не повод выставить его на улицу под ветра, пыль и дождь. Это повод постараться найти такому важному предмету, проверенному временем, новое применение. Сколько способов приютить в своем доме сундук найдете Вы? А еще сундук стал поводом устраивать выставки и посещать их. Находить красоту в привычном. В окружающем нас. Украшать повседневное. Размышлять о судьбе уходящей традиции и уходящих в века ремеслах.

Смена эпох принесла нам унификацию. Мебели. Образа жизни. Образа мышления. Примеры читатель приведет для себя сам. Мы все знаем выражение: «Кто не помнит прошлого - у того нет будущего». Так почему бы не зайти в Центр традиционной народной культуры Среднего Урала и не полюбоваться прекрасными «сундуками с морозцем», творением забытых нами мастеров-сундучников? И даже если вид ярких сундуков не наведет вас на вопросы о том, куда, к чему и зачем мы стремимся, то просто практичные и красивые сундуки, ларцы и горки все же очень радуют глаз.

Те, кто «морозца» летом не боится, ещё могут успеть до 24 августа взглянуть на чудо невьянских ремесленников-сундучников, «да диву подивиться, сундуками полюбоваться».
Автор: Софья Ерохина

Фотографии предоставлены Центром традиционной народной культуры Среднего Урала
1. Образец жести, 2. Сундучок конца XIX - начала XX веков, 3. Сундук 1950 г.
2. Сундуки конца XIX - начала XX веков
3. Фрагмент сундука конца XIX - начала XX веков
4. Экспонаты музейного моря: сундуки «с морозцем»