✅ ИСКУССТВО УРАЛЬСКОЙ ВЕНГРИИ. Щиток пряжки с изображением филина (бронза...

✅ ИСКУССТВО УРАЛЬСКОЙ ВЕНГРИИ. Щиток пряжки с изображением филина (бронза...

✅ ИСКУССТВО УРАЛЬСКОЙ ВЕНГРИИ

Щиток пряжки с изображением филина (бронза, литье). Место находки: Западная Сибирь, могильник Сайгатинский VI. Из коллекции Сургутского художественного музея. На Урале и в Западной Сибири среди археологических находок нередко встречаются украшения и декорированные предметы из различных уголков Евразийского континента – от Китая до Западной Европы. Они как ничто иное позволяют судить о широте и характере контактов, развитии и взаимном влиянии различных стилей. И в самом Урало-Западносибирском регионе возникали самобытные художественные явления. Одним из них было очень яркое и загадочное Урало-Венгерское искусство. Неожиданно возникнув, этот стиль довольно быстро исчез, однако при этом он оставил заметный след в изобразительном творчестве различных народов, его черты прослеживаются и у современных коренных народов, населяющих Урал и Западную Сибирь. Считается, что угорские племена, из которых потом и вышли венгры, обитали до IX века на территории от Волги до западного склона Южного Урала. В конце IX века под давлением степных народов они пришли в движение. Часть ушла на запад и под предводительством некоего князя Арпада «завоевала Родину» в Паннонии на Дунае, где они и стали называться венграми. Судьба оставшихся на Урале племен не совсем ясна. По сообщениям европейских путешественников XIII века итальянца Иоанна ПланоКарпини и фламандца ВиллемаРубрука, к востоку от Волжской Болгарии находилась страна Паскатир или Баскарт, жители которой говорили на языке, родственном венгерскому. Путешественники ассоциировали ее с Великой Венгрией - MagnaHungaria. Эта страна существовала «до прибытия Татар, и с того времени жители ее были покорены соседними Булгорами и Саррацинами, и многие из них стали Саррацинами» (Рубрук, глава 123). Удивительным остается факт, что все изделия, приписываемые к Великой или Уральской Венгрии, датируются IX-X веками, то есть временем разделения угорских племен. Предметов, которые можно было бы с уверенностью отнести к произведениям страны Паскатир, нет. Им на смену приходят вещи, связанные с ремесленными центрами Волжской Болгарии. Экспансия болгарского ремесленного, в том числе ювелирного, производства не дала шансов дальнейшему развитию и самостоятельному существованию урало-венгерского стиля. Расцвет урало-венгерского стиля приходится именно на период, близкий к рубежу IX-X веков. Он несколько отличается от изделий, приписываемых Западной Венгрии, но, тем не менее, в двух стилях улавливаются общие черты, свидетельствующие в пользу их единого происхождения. В Западной Сибири среди случайных находок на святилищах местного населения и при раскопках погребальных комплексов этого времени часто встречаются вещи, которые можно отнести к венгерским. Некоторые из них ближе по стилю к западно-венгерским (рис. 1, 2). Возможно, что их создали до ухода части угорских племен на запад или вскоре после него. Конечно же, нельзя исключать и импорта из Дунайской Венгрии. Это, например, предметы с растительным декором: серебряная пряжка (рис. 3), серебряная чеканенная пластина (рис. 4), бронзовое навершие рукояти сабли (рис. 5). Именно в Уральской Венгрии сделаны серебряные чаши с изображением всадников, сцен охоты или животных (рис. 6). Можно высказать предположение, что большая часть бронзовых изделий IX-X веков, встречающихся в Уральском регионе и Западной Сибири, создавалась именно урало-венгерскими ремесленниками. Так, некоторые бронзовые и серебряные бляхи, кресала с бронзовыми рукоятями не только повторяют сюжеты и иконографию бесспорно венгерских изделий, но и отличаются особым качеством и технологией производства (рис. 7, 8, 9). Еще одна группа вещей, возможно, не связана непосредственно с урало-венгерским центром, но его влияние прослеживается в изображаемых сюжетах и стилистике – это, например, пряжки с изображением филина (рис. 10, 11). Средневековое урало-венгерское искусство убедительно показывает, что в наших краях и много веков тому назад создавались самобытные и своеобразные произведения, впитавшие в себя влияния самых разных народов и оставившие след в современной культуре. 1 - Бляха с орнитоморфным декором (серебро, чеканка). Место находки: Дунайская Венгрия, Ракамаз. 2 - Бляха с растительным декором - украшение сумки (серебро, чеканка). Место находки: Дунайская Венгрия, Ракамаз. 3 - Серебрянная пряжка с растительным декором (серебро, литье, золочение). Место находки: Западная Сибирь, могильник Сайгатинский VI. Из коллекции Сургутского художественного музея. 4 - Серебряная пластина с растительным декором (серебро, чеканка, золочение, чернь). Место находки: Западная Сибирь, могильник Сайгатинский VI. Из коллекции Сургутского художественного музея. 5 - Навершие рукояти сабли с растительным декором. 6 - Центральный медальон блюда с зооморфным сюжетом (серебро, чеканка). Место находки: Западная Сибирь, река Войкар. 7 - Бляха с изображением филина (бронза, литье). Место находки: Западная Сибирь, могильник Сайгатинский VI. Из коллекции Сургутского художественного музея. 8 - Кресало с бронзовой рукоятью в виде оленя (бронза, литье). Место находки: Западная Сибирь, могильник Сайгатинский VI. Из коллекции Сургутского художественного музея. 9 - Кресало с бронзовой рукоятью в виде льва (бронза, литье). Место находки: Западная Сибирь, могильник Сайгатинский VI. Из коллекции Сургутского художественного музея. 10 - Пряжка с изображением филина на щитке (бронза, литье). Место находки: Западная Сибирь, могильник Сайгатинский VI. Из коллекции Сургутского художественного музея. ............................по теме: МАГНА ХУНГАРИА "МАГНА ХУНГАРИА" ("Древняя, или Великая Венгрия"), этнотеррит. понятие, содержащееся в путевом отчете ПланоКарпини (13 в.). Отсутствие четких сведений в источнике породило многочисл. гипотезы о локализации венг. племен в Вост. Европе и о реальности существования "М.Х." В дискуссии приняли участие неск. поколений рос.и венг. лингвистов, историков, этнографов и археологов. Высказывались т. зр. о местонахождении "М.Х." на Сев. Кавказе (Б.Мункачи), в Ниж. Поволжье (А.П.Смирнов), на зап. склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности (Р.Г.Кузеев, Т.М.Гарипов), в лесостепных р-нах Ср. Поволжья (П.Д.Степанов). В наст.время в историко-археол. лит-ре преобладают две т. зр. По мнению Е.А.Халиковой, А.Х.Халикова, Е.П.Казакова, В.А.Иванова и др., "М.Х." находилась в лесостепных р-нах совр. Башкортостана, в ареале распространения кушнаренковской и караякуповской культур, носителями к-рых были древние венгры-мадьяры. Н.А.Мажитов связывает пам. этих археол. культур с древними башкирами, а неоднократно отмечаемые башкиро-венг. лингвистические параллели [присутствие на терр. совр. Венгрии топонимов "Сакмар", "Тазлар", "Токсаба", "Уриал", "Дима" и др., этнонимов "дьярмат" (баш. "юрматы"), "ене" (баш. "еней"), "таркан" (баш. "тархан"), "кеси" (баш. "кесе") и др.] объясняет переселением в сер. 11 в. древних башкир в составе печенежского союза племен на терр. Паннонии.