Как создаются Жостовские подносы

Как создаются Жостовские подносы

История жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости – Жостово, Осташково, Хлебниково и Троицком – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

В прейскуранте фабрики значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов… существует с 1825 года».

К середине XIX века в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера и приемы росписи. Основным мотивом становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, а так же золото или перламутр. В основе жостовского искусства лежит широкий свободный кистевой мазок, а так же полная свобода исполнения художником каждой отдельной композиции. По сути, все композиции авторские: мастер пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских художников.

При этом главный элемент — цветочный букет — имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, которые наносят мягкими беличьими кистями.

Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждый слой просушивается. Первый этап называется «подмалевок». Широкой кистью художник без предварительного рисунка набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу.

Затем наносят «тенежку»- полупрозрачными мазками подчеркивают затененные места. После чего осуществляют «бликовку» — белилами наносятся блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы.

Завершают работы «чертежкой» основных форм букета — прорисовывают тонкие линии прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписывается травяной узор — делается так называемая «привязка».

Борт подноса украшают тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи покрывают несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой.

Последняя операция — наводка зеркального блеска — выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка. Поэтому каждый поднос уникален, неповторим. И, конечно же, хранит тепло рук мастера, который его создавал. Этот уникальный промысел – настоящая роскошь, и при этом очень доступная, что приятно.