КАКИЕ ПРОГРАММЫ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ВАШИМ ДЕТЯМ?

КАКИЕ ПРОГРАММЫ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ВАШИМ ДЕТЯМ?

КАКИЕ ПРОГРАММЫ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ВАШИМ ДЕТЯМ?

Родители рано приобщают детей к мультфильмам. По причине занятости и нежеланием заниматься воспитанием собственных детей, родители позволяют своему ребенку смотреть мультфильмы по 1—3 часа в день. Дети смотрят мультфильмы он-лайн, по телевизору. Следует отметить, что такие популярные детские каналы на телевидении, как «Карусель», «Детский мир», «Дисней», «2х2» (последний нельзя назвать детским) показывают, в основном, современные русские, японские и американские мультфильмы, которые не только не несут никакой ценности для ребенка, но и негативно отражаются в его поведении и речи. А ведь это как раз в то время, когда дети как губка впитывают поведенческие программы у окружающих.

В каждой стране конечно существуют свои эталоны культуры поведения, в соответствии с которыми строится воспитание детей в этот период. Мультфильмы в той или иной степени отражают формы поведения, которые дети перенимают. Современные американские диснеевские мультфильмы преподносят детям эталоны поведения, не только нетипичные для нашей страны, но и продвигающие неестественное поведение для вида Человек разумный вообще, поскольку Запад давно стоит впереди планеты всей на пути деградации и ближе всех к катастрофе культуры. Так же большинство российских современных мультфильмов демонстрируют по сути западную модель поведения, которому свойственны избалованность, невоспитанность, жестокость, лень, эгоистичность («Маша и медведь», «Игорь», «Барбоскины» и т.д.).

Многие исследователи подвергают критике современные мультфильмы. Ещё А. Бандура, проводя исследования в 60-х годах ХХ века, доказал, что сцены насилия, жестокости, увиденные детьми по телевизору, пробуждают агрессивность и формируют негативные черты характера. Известный психолог Д.В. Ольшанский отмечал, что влияние мультфильма на дошкольника объясняется действием таких психологических механизмов, как заражение, внушение и подражание.

Заражение — герои мультфильмов выступают как носители определенного эмоционального состояния или поведения.

Внушение — герои мультфильмов формируют стереотипы поведения и разрешения различных ситуаций.

Подражание — дошкольники подражают поведению героев и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причём ребенок воспринимает такое поведение как естественное и правильное.

Причём программы поведения, транслирующиеся в масскультуре Запад таковы, что многие «зависают» на этапе впитывания программ, так и оставаясь «бездумными потребителями контента», то есть по сути останавливаются в развитии и в поведении напоминают зомби-биороботов. Уж не поэтому ли так популярны в последнее время фильмы о зомби или о роботах?

И.Я. Медведева, Д.В. Андрющенко и Н.Е. Маркова выделяют следующие негативные признаки современных мультфильмов:
-формирование нежелания думать самостоятельно, а использовать предоставляемые модели поведения — формирование типа устройства психики зомби-биоробот;
-агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим, зачастую ненаказуемое. Соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости в достижении своих целей — формируют по сути демонические черты поведения;
-демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребёнка. В итоге, у ребенка снижается порог чувствительности к опасности;
-демонстрация форм нестандартного полоролевого поведения — подготовка психики к дальнейшему внедрению извращений — формирование неестественной культуры для того, чтобы заблокировать развитие потенциала Человек разумный;
-демонстрация уродливых и непропорциональных героев, что способствует разрушению естественных эталонов красоты;
-безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям, что также формирует демонический тип психики личности;
-негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмы, которые изолируют в определённой субкультуре детей от родителей, создают невидимую стену — дети и родители начинают говорить на разных языках.

Проанализировав вышеперечисленные признаки, можно заметить, что они свойственны многим современным популярным мультфильмам, которые так любят дети.

ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРИМЕРЫ
Проводилось исследование в детском саду № 35 города Арзамас. Началось оно с опроса родителей о том, как часто их дети смотрят мультфильмы. Выяснилось, что большинство родителей предпочитают посадить ребенка перед телевизором, нежели почитать книжки, заняться рисованием и т.д. Однако мы отметили тот факт, что многие родители сами не знакомы с теми мультфильмами, которые смотрят дети. Следовательно, некоторые мамы и папы даже не подозревают, какой вред для ребенка могут нести в себе современные мультфильмы.

Далее был проведён опрос среди дошкольников разных групп. Детям были заданы простые вопросы, такие как: «Любишь ли ты смотреть мультики?», «Как часто ты их смотришь?», «Какой твой любимый мультфильм?». Из ответов детей было выявлено, что наибольшей популярностью пользуются современные мультфильмы, такие как: «Клуб Винкс», «Маша и медведь», «Шрек», «Барбоскины».

После анализа популярных среди детей мультфильмов, в течение двух недели наблюдалось поведение дошкольников. Удалось провести параллели между обликом героев данных современных мультфильмов и формами их поведения и поведением детей детского сада.

Популярный мультфильм среди девочек «Клуб Винкс» — школа волшебниц, где несколько девочек-волшебниц постоянно превращаются в фей. Цвет данных персонажей имеет яркие краски, а момент превращения сопровождается частым мерцанием разных цветов на экране. Этот приём эксплуатирует свойства детской психики реагировать на всё самое яркое. Таким образом, всё внимание ребенка приковано к персонажу, не давая возможности поразмышлять о поступках данных героинь. Можно отметить, что героини американских мультиков под копирку похожи друг на друга. Из-за частоты мелькания этого лица на экране, оно превращается в приобретенный эстетический стереотип. Таким образом, девочки стремятся выглядеть так, как персонажи мультфильмов, а мальчики будут искать себе спутницу, ориентируясь на то же самое. Было предложено девочкам средней группы поиграть в «Винкс». Девочки начали спорить и ругаться из-за распределения ролей. Однако когда спор был разрешён и девочки принялись играть, оказалось, что сюжета игры нет. Девочки просто копировали манеры поведения волшебниц, но самой игры между детьми не было. Это говорит о том, что дошкольники видят в данном мультфильме только облик героинь и манеры их поведения, которые перенимают на себя, даже не осознавая, хорошо это или плохо. Данный мультфильм не имеет содержательной основы, а только анимационные эффекты, которые «зомбируют» сознание ребенка и подрывает эстетические эталоны.

Анализируя многосерийный мультфильм «Маша и медведь», на первый взгляд, нам показалось, что он смешной, забавный. Очень добрый большой мишка и маленькая забавная девочка Маша. Но если присмотреться, то маленькая, вечно недовольная девочка, всё время унижает и управляет большим медведем, а тот, в свою очередь, выполняет все её капризы беспрекословно. Также в мультфильме можно наблюдать такие сцены, где в поле игры Маши попадают различные животные. Стараясь окружить их заботой, девочка попросту мучает их. Это способствует развитию у ребенка такого качества, как безжалостность. Мы отметили, что дети, которые любят смотреть данный мультфильм, невольно начинают копировать поведение Маши, также баловаться, кричать, не слушать взрослого, потому что тот в данный момент выступает тем самым большим мишкой, который все стерпит. У ребенка формируются такие качества, как капризность, слабохарактерность, упрямство, эгоистичность. Также мы увидели, что многие дети копируют не только поведение Маши, но и её речь, в которой присутствует приказной тон и совсем нет волшебных слов.

Анализируя американский мультфильм «Шрек», нами было отмечены такие моменты, где принцесса Фиона дерётся как мужчина. При этом ей было весело, и она не испытывала смущения за такое поведение. Героиня наделяется атрибутами гнева, злобы и жестокости. Происходит омужествление женщин, что в более взрослом возрасте приведёт к сексуальной дезориентации, а при определённых условиях к гомосексуализму. Мы вынуждены констатировать факт, что большинство девочек в данном детском саду хотят вырасти такой же красивой и сильной, как героиня мультфильма. Большинство девочек даже зачинают драки, чтобы продемонстрировать свою силу. Также в мультфильме «Шрек» есть момент, где принцесса начинает очень громко петь возле дерева. Из гнезда, в котором находится несколько яиц, на ветку взлетает птица и начинает подсвистывать принцессе, но через какое-то время героиня повышает голос, и птицу разрывает. Принцесса смутилась, но ненадолго, и это не помешало ей пожарить те самые яйца, которые остались в гнезде. Ребенок, смотря такие мультфильмы, никогда не будет милосердным по отношению к другим.

Ещё один популярный среди детей мультфильм «Барбоскины» транслируют современную семью, в которой нет дела до членов семьи. Папа всё время погружён в работу, постоянно находится на телефоне и не расстается с ноутбуком (по сути доминирует поведение зомби-биоробота). Мама, домохозяйка, которая ненавидит работу по дому и, считая, что она не реализовалась как личность, мечтает стать известной актрисой (внедрение отвращения к семейной жизни как таковой). Данная семья является многодетной, где каждый ребёнок имеет свой характер. Например, Роза — классическая красотка, которая слишком помешена на своей внешности. На протяжении всего мультфильма, она говорит только об этом. Её не интересуют ни её родные, ни жизнь вне семьи. У героини есть одна главная задача — быть красивой и ухаживать за своей шерстью (как животное перед случкой). Таким образом, у ребенка складывается эталон образа семьи, где родители обращены только на себя, а воспитание детей пущено на самотёк. Данная модель поведения была отслежена в сюжетной игре детей старшей группы исследовавшегося детского сада. Можно представить, что ждёт в будущем детей, какими могут быть их будущие семьи. А героиня того же мультфильма Роза демонстрирует детям модель поведения, где любить необходимо только себя и заботиться только о себе. Это способствует развитию такого качества, как эгоистичность, принятие только себя и отвержение других. К сожалению, такая тенденция также была нами замечена в детском саду. Для героини Розы красота превыше всего. Это объясняет тот факт, что наши дети в первую очередь смотрят на лицо, а не на душу другого ребенка.

НЕ ВСЁ ПОТЕРЯНО
Таким образом, выделим формы поведения детей, которые были отмечены в процессе исследования: капризность, упрямство, драчливость, агрессивность, эгоистичность в достижении своих целей. Все эти и другие негативные формы поведения подпитывают современные популярные мультфильмы. Большинство из них не несут в себе развивающего знания. Они не учат детей учиться самостоятельно, только поставляют готовые программы поведения, причём самого вредного качества. В детских садах необходимо систематически проводить работу с родителями, где следует заострить внимание на пользу и вред современных мультфильмов.

Вместе с тем, следует отметить, что есть и хорошие, достойные мультфильмы. «Баранкин, будь человеком!» (1963) — единственный мультфильм, где есть прямой призыв «Стать Человеком!».

«Фантик. Первобытная сказка» (1975) транслирует по сути праведную модель поведения, хотя и показывает её на примере животных.

Мультфильм «Птичка Тари» 1976 года воспитывает в ребенке желание придти на помощь, не быть безразличным к окружающим.

«Золушка» 1979 года демонстрирует ребенку дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность. Большинство советских мультфильмов демонстрируют хорошие эталоны поведения.

«Цветик Семицветик» (1968) — учит бескорыстной помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, существуют множество современных мультфильмов, которые оказывают негативное влияние на поведение дошкольников. Мультфильмов транслирующих положительные модели поведения катастрофически меньше. А мультфильмов, показывающих действительно человеческое совестливое поведение так и вообще — единицы.
Родителям следует ограждать детей от большинства современных мультфильмов, где транслируются негативные формы поведения. Необходимо критически подходить к современным мультфильмам. Прежде, чем включить какой-либо мультфильм ребенку, нужно предварительно просмотреть и проанализировать самостоятельно, можно ли данный мультфильм показывать ребенку. И оценивать необходимо, задаваясь вопросом: Развивает или нет данный мультфильм действительно человеческие качества — самое главное — совестливость, умение слушать язык жизни или нет? Тогда современные мультфильмы будут не только развлечением для детей, но и прекрасным пособием для воспитания и развития Человеков с большой буквы. Однако не следует забывать, что какой бы не был мультфильм, он не заменит живого общения со взрослыми. Поэтому лучшей альтернативой будет просмотр хороших старых и современных мультфильмов совместно с родителями.