Курган "Черная могила".

Курган "Черная могила".

В дохристианской Руси повсеместно были распространены погребальные курганы – «архитектура земли». Курган – искусственная гора, подобно египетским пирамидам, в мифологии древних славянских народов выступает как ось мiра. Погребальные обряды, связанные с возведением курганов, сохранялись на Руси до утверждения христианства. Наиболее известное среди подобных сооружений – курган Черная Могила X в. в Чернигове. Его коническую насыпь венчает вотивный столб. «Силуэт этой русской пирамиды господствовал над обширным пространством долины реки Десны. [...] Черниговский некрополь насчитывал некогда тысячи курганных насыпей, обрамлявших широкой дугой городские стены и расходившихся вдоль главных дорог» , образуя сакральное пространство дохристианской Руси. Святилище у села Ржавинцы, относящееся к IX–X вв., опоясано концентрическими кольцами двух валов. «К внешнему валу изнутри примыкают следы круговой постройки – “хором”, по окружности внутреннего вала шла каменная вымостка для “крады”, ритуального костра, который огненным кругом охватывал площадку с каменным столбом-идолом в центре. Подобные идолы – каменные или деревянные – представляли собой четырехгранный столб, венчающийся круглой шапкой, под которой были высечены или вырезаны четыре обращенные в разные стороны человеческие лица, ориентированные по сторонам света. Славянское имя божества солнца – Хоро – можно поставить в один ряд со словами, обозначающими “круг” – “хоровод” – круговое движение, “хоромы” – обстройка вокруг. В лингвистическом соответствии “хору” находится слово “коло”, обозначающее “круг”, “кольцо”, “круговой танец”, “мiрскую сходку”».

Насыпь кургана Черная могила расположена рядом с Елецким монастырем в Чернигове. Это один из наибольших древнерусских курганов X ст., который сохранился. Существует легенда о том, что в этом кургане похоронен князь Черный, основатель города . Даже в наше время он имеет поражающие размеры: его диаметр 40 м, окружность 125 м, высота, что сохранилась - 11 м. В древности он был окружен рвом до 7 м в ширину и, конечно, был значительно больше.
Долгое время существовало предположение, что именно в этом кургане похоронен князь Черный, легендарный основатель Чернигова. Но археологические раскопки известного исследователя, уроженца Чернигова Дмитрия Яковлевича Самоквасова в 1872 - 73 гг. доказали, что курган был значительно младше Чернигова.
Захоронение в кургане мужчины и женщины - осуществленное по обряду кремации. Похороненные положены в полном военной амуниции, занимали среднюю часть кострища. Рядом с воином находилось оружие - два меча, сабля, копье, седло со стременами, фрагменты кольчуги, шлем, наконечники стрел, возле ног - щит с медным окладом. Рядом с оружием находились железная посудина с костями барана и бронзовая жаровня с углем. Возле ног похороненного были положены две лошади в сбруе и под сёдлами.
Среди вещей, связанных с женщиной - десять серпов в ногах. Западную часть кострища занимали двенадцать ведер полукругом, от которых остался железный оклад, и две железные посудины. На месте, где лежали покойники, найдены многочисленные украшения, наконечники поясов, золотые и серебряные слитки - остатки расплавленных в огне украшений, бронзовая посудина с бабками - игральными костями, ключи, замки, топоры и долота.
Первичная насыпь кургана составляла 7 м, потом здесь происходила тризна - соревнование в честь умершего, после которой курган досыпался. На тризнище были найдены два ритона, сделанных из рогов, ладья с серебряным окладом, много орнаментируемым. Наиболее интересный оклад большого ритона с прекрасным фризом, где изображены фантастические звери, птицы, люди. Кроме того, на тризнище найдены два жертвенных ножа и бронзовый идол скандинавского бога Тора.
Эти находки рассматривают как дары, которые отвечали статусу умершего при его жизнь. В кургане найдены три византийские монеты, самая молодая из которых отчеканена в 945-959 гг. Константином VII Багрянородными его сыном Василием. По этой монете курган датируют 960-ми годами - эпохой князя Святослава.
Большинство находок из Черной могилы хранится в Московском историческом музее. Часть экспонатов, переданных Д.Я. Самоквасовим в музей Киевского университета и в некоторые частные коллекции была потеряна.