Обрядовые куклы.

Обрядовые куклы.

Обрядовые куклы.

Зинаида Ивановна Зимина
Текстильные обрядовые куклы / Зимина З. И. – М.: Изда­тельство «Ладога-100», 2007. – 64 с., ил. (Русская Традиция).

Сколько времени хранили куклы.
Основные текстильные обрядовые предметы – рушники, обрядовая одежда и т. п. служили иногда нескольким поколениям.
Как уже было сказано, обрядовых кукол делали для определён­ного ритуала. Поэтому и служили они только определённое время. Когда они выполняли своё назначение, их уничтожали в огне, топили в воде, закапывали в земле, превращали в утилитарные предметы или в игрушки для детей. Только некоторые хранили долго. Так, всю жизнь хранили свадебные куклы. Куклу-утешительницу из подола материнского платья также хранили долго. Тайные женские куклы (например, «куклу на веретене») хранили до решения проблемы, а затем её разбирали, после чего веретено обратно использовали по назначению.
«Трясовиц», «зерновушку» и др. куклы служили по полгода, с осени до весны. Заместительные куклы использовали, пока не вернётся со службы или дальней поездки муж, сын, брат.
Поэтому конструкция обрядовых кукол предусматривала их недолгое использование. Например, в закрутках рулончик ткани оборачивали нитью, концы которой подтыкали под слой ниток. Этот технологический приём позволял кукле некоторое время не рассыпаться и, вместе с тем, её легко было в нужное время развернуть, возвратив, таким образом, в мир природы, в Хаос, или сделать вещью повседневного пользования. Текстильных обрядовых кукол, когда они «выполнили» свое назначение, уничтожали в огне, топили в воде, закапывали в землю, превращали в утилитарные предметы или отдавали играть детям. Вдобавок, материал, из кото­рого делалась кукла, не имел никакой материальной ценности.

Как приобретали
Сделанную по заказу или для продажи тряпичную обрядовую куклу не покупали, а своеобразно выкупали. По старинным правилам, её выбирали из большого количества кукол. Тот, кто хотел иметь её в доме, клал на место, где она стояла, выкуп: деньги, вещь, продукты, ткани и т. п. Прослеживается явная ассоциация со значительно более поздним обычаем не покупки, а «выменивания» икон. Желающий приобрести образ ещё в начале XX века спрашивал не о цене, а о том, что стоит «выменять» икону.

Безликость обрядовых кукол
Тряпичные обрядовые куклы имеют одну характерную особенность: у них практически никогда не изображали лицо. По традиционным представлениям самых разных народов именно через рот, нос, глаза и уши духи-покровители и духи-помощники вселяются в свои изображения. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевлённая, а значит, безликая кукла не сможет быть двойником какого-либо человека и никто не причинит живому человеку зло через такую куклу. Лишь в некоторых случаях лицо обозначали крестом из цветных ниток. Это связано с древними представлениями, с древнейшей ролью ритуальной куклы как магического предмета. Радужный крест, который вышивали сельские женщины Среднего Приднепровья на кукольных лицах, являл собой солнечный знак и делал куклу оберегом.

Женские и мужские образы в куклах
Тряпичные обрядовые куклы были в основном женскими образами. В народных верованиях женские мифологические персонажи выступали покровителями судьбы, брака, плодородия, домашнего очага. Даже спустя века после официального принятия христианства языческая календарная, свадебная, родильно-крестильная и, частично, погребальная обрядность тесно переплеталась с обычаями, касающимися женских святых, и отчётливо проступала сквозь христианскую атрибутику, В ритуальной текстиль­ной кукле часто сокрыт образ материнства, материнской силы и кормления. Символом кормящей матери с самых глубин прошлых лет считается наполненная для кормления деток грудь. У многих текстильных кукол грудь присутствовала обязательно.
Пожалуй, сегодня нам известны лишь несколько обрядовых мужских кукол. Это «Андропушка», «Кузьма и Демьян», «Крестец», «Герман».
Обряд похорон куклы Андропушки проходил после уборки зерновых. Куклу из соломы, одетую в мужскую одежду, во время ритуала хоронят в земле, как бы консервируют плодородную силу земли, которая воскреснет весной. Плодородная сила земли здесь предстаёт в мужском образе. Кукла «Герман», по представлениям болгарских крестьян, помогала от засухи. Её изготавливали из ста­рого веника, украденного из дома беременной женщины. О куклах «Кузьма и Демьян», «Крестец» сказано далее. Женские и мужские образы одновременно присутствуют в свадебных парных куклах.

Гадания на куклах
Тряпичные обрядовые куклы часто применяли в гадательной бытовой магии. В Центральной России у девушек существовал обычай 14 февраля (1 февраля по старому стилю) «загадывать на жениха» с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.
Согласно одному из вариантов святочных гаданий считалось: если девушка достанет из-под перевёрнутого горшка куклу, то в этом году ей предстоит родить ребёнка. В колдовской практике коми-зырян известен приём наказания за воровство с помощью куклы, изображающей подозреваемого: считается, что пострадавший может погубить вора, если закопает такую куклу в землю, произнося при этом определённые заклинания.

Волшебные куклы в фольклоре
О связях игрушки с древними представлениями красноречиво говорят не только этнографические материалы, но и произведения устного народного творчества. В ряде русских народных сказок героям помогают куклы. Они охраняют, спасают и защищают героиню, требуя при этом к себе неизменно почтительного отношения.

А. Н. Афанасьев, знаменитый русский фольклорист и этнограф, собравший множество сказок, столь ярко представляющих нам образы обрядовых кукол

Умирая, мать Василисы Прекрасной оставляет своей дочери вместе с родительским благословением маленькую куколку и велит всегда держать её при себе и никогда никому не показывать, а когда приключится горе, дать куколке поесть, и та подскажет, что делать. В сказке «Грязнавка» из сборника А. Афанасьева героиня обращается к своим куклам-охранительницам со словами: «Вы, куколки, кушайте, моё горе слушайте». Из сказки «Сестра-убийца» мы узнаём, что кукол делали в избе за печью, где хранился всякий скарб и старые вещи.

Национальные куклы
В культуре славянских народов есть тряпичные обрядовые куклы, бытовавшие почти повсеместно – это куклы-закрутки, узловые куклы и кукла-зернушка.
Но, подобно орнаменту на традиционной одежде, у разных народов существует и привязанность к определённому виду и конструкции тряпичных обрядовых кукол.

Белорусские куклы
Самая древняя по форме кукла – «голова». Её тайну хранила восьмидесятипятилетняя Прасковья Галуза из деревни Крупки Березовского района. Мама Прасковьи сворачивала белую косынку и набивала её нитками. Кончики косынки – ручки и ножки. Голову перетягивали красными нитками крест накрест, надевали одежду. В Добрушском районе делали куклы-закрутки. В Столб-цовском районе делали кукол-закруток с головой. Их пеленали как младенцев. Длина их достигала 25 сантиметров.

Украинские куклы
Народных кукол изготовляют также из соломы, ткани, кусочков старой одежды, ниток. Одними из наиболее популярных в Киевской, Полтавской и Черкасской областях являются так называемые узелковые куклы или «мотанки». Их делают, завязывая в узелок скрученную ткань. Все куклы имеют одну общую черту: на лице разноцветными нитками выплетен крест.
Узелковые куклы относятся к «неодетым». На остальной территории Украины более распространены «одетые» куклы, для которых специально шьют и/или крадут одежду. Украинские «мотанки» предназначались не только для игры, но и для защиты: если ребёнок заболевал, то куклу, которой он играл, хоронили, с ней хоронили и болезнь.

Классификация кукол
Обрядовые куклы были непременным атрибутом основных семейно-бытовых обрядов (рождение, свадьба, уход к предкам).

Семейные обряды Куклы
Родильный Пеленашка, Куватка, закрутки
Свадебный Свадебная кукла на каравай, двойная кукла, Зольная кукла, Закрутка, Утешительница, Свадебная Пеленашка,
Погребальный Закрутки и др.

Так, в середине XIX века в Орловской и Костромской губерниях бытовал обряд «кувады». Магия этого обряда была связана с таинством рождения ребёнка. По представлениям наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил. С другой стороны, сам процесс рождения зачастую ассоциировался с чем-то греховным и нечистым, а в родовых муках видели вмешательство злобных сил, терзающих беззащитных роженицу и младенца. Рожала обычно женщина в бане, чтобы не привадить к жилому дому нечистую силу в избу. Мужчине – отцу ребёнка – отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти-то обряды и называются «кувада». В предбанник выставляли лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (яйцо у славян издревле считалось первоосновой жизни и являло собою образ Вселенной).
Продолжение следует...