Олег "Вещий" или просто Олег?

Олег "Вещий" или просто Олег?

Олег «Вещий», что за личность в истории? По преданию Олег умер от укуса змеи в 912 году, а этот поход русов состоялся в 913 году. Большое войско русов по договоренности с хазарами было ими пропущено вниз по Волге на Каспий. На его юго-западных берегах русы грабили местных жителей несколько месяцев. По окончании набега русы были встречены хазарскими мусульманами, которые вероломно на них напали, желая отомстить за набег на своих единоверцев.

Русы были разгромлены, около пяти тысяч их прорвались вверх по Волге и ушли в сторону Волжской Булгарии, где они и были полностью истреблены булгарами. Не погиб ли Олег именно в этом походе? По крайней мере, это менее фантастично, чем рассказ о змее, выползшей из черепа коня. То есть вполне возможно, что Олег в 912 году для Руси «умер», уйдя в дальний поход на берега Каспия. А эпизод со змеей был взят из скандинавских саг. В одной из них вещунья предсказывает некоему Орвару Одду смерть от его любимого коня. Конь умирает, а Одд идет на его могилу, где и погибает от укуса ящерицы, выползшей из черепа коня. Скандинавское влияние на Руси во времена Ярослава Мудрого было очень сильным. Этот эпизод, так же как и последующий рассказ о сжигании княгиней Ольгой древлянских послов в бане (обычная казнь для скандинавских саг), был вставлен в летопись, скорее всего, уже при сыновьях Ярослава.

Впрочем, почему-то до сих пор никто не рассматривал вариант, по которому Олег, возглавлявший этот поход, и его войско не были в 913 году перебиты булгарами, а наоборот, русы разбили булгар и… остались жить в их землях. В анонимной географии конца Х века за исток Атила (т. е. Волги) традиционно принята Кама (кстати, и сегодня называемая татарами и башкирами — Идель), а Верхняя Волга считалась ее притоком. Этот приток назван Русской рекой, которая начинается в землях славян и течет на восток через земли русов и, наконец, впадает в Атил. Отсюда получается, что булгарские земли населяли русы. Булгары — близкородственное русам угорское племя, а царем у булгар в начале Х века по предлагаемой версии был Олег (или по-другому Альмош) из рода русов.

В Новгородской первой летописи мы видим странные даты: поход Олега на Царьград отмечен 922 годом (т. е. Олег оказывается живым), но, по византийским источникам, этот период в отношениях Византии с Русью был мирным.

В 939 или 940 году русы захватили хазарский город Самкерц, который ученые отожествляют с Тмутараканью. Такой подход вполне объясним для сторонников норманнской теории происхождения русов: Тмутаракань — это чужой как для русов-варягов, так и для славян город, и когда-то, в X веке, русы его захватили, присоединив к владениям Киевской Руси. Скорее всего это Саркел (город-крепость на Дону, его по-славянски еще называли Белая Вежа). Косвенным подтверждением этому может быть то, что город считается хазарской крепостью. А то, что город Тмутаракань, оказывается, назывался еще и Самкерцем, то это уже фантазии наших историков. Был город Корчев, ныне Керчь, но он был на другом берегу, уже в Крыму.

Новгородская первая летопись называет Олега воеводой князя Игоря. По его роли в государственных и военных делах правильнее было бы назвать Олега главным воеводой, правой рукой князя.

Ситуация с князем (воеводой) Олегом чрезвычайно запутанна, найти правильный ответ уже становится практически невозможно. Любые объяснения и предположения не могут претендовать на роль истины. Тем не менее можно высказать гипотезу, которая также имеет право на существование.
Олегов как таковых было два. Первый — венгерский вождь Альмош, или Олем по древнерусским летописям, он же будущий булгарский царь Алмуш. Именно он захватил примерно в 882 году Киев, убив при этом правителей города, которыми могли быть Аскольд и Дир. Последние правили городом с подачи хазар и две трети (впрочем, может быть, только треть, другую часть оставляя лично себе) собираемой дани отправляли в Хазарию.

Альмош был соправителем главного венгерского вождя Леведия. Сын Альмоша Арпад, основавший первую династию венгерских королей, как соправитель Курсана в конце IX века завоевывает Паннонию, где и обосновались венгерские племена.

Захват Киева и убийство Аскольда и Дира, а также выдуманный эпизод о смерти от укуса змеи и были «списаны» в «Повести...» с биографии Альмоша.
Второй Олег, собственно, и был Олегом — это соправитель князя Игоря, или его воевода угорского племени русов. Венгры и русы — близкородственные племена, вполне возможно, что это один и тот же народ. Игорь правил в Тмутаракани, родине русов, или был там кем-то наподобие наследного принца. В 941 году Олег возглавлял войско в походе против Византии. В этом походе принимал участие и Игорь.

По свидетельству Ибн-Фадлана, у князя русов есть наместник, «который предводительствует войском, воюет с неприятелями и заступает его место для подданных». То есть у русов была практика правления двух вождей: князя и его воеводы. Аналог этому обычаю мы видим у венгров. История донесла до нас пары венгерских вождей: Леведий и Альмош, Курсан и Арпад (сын Альмоша). Любопытно изображение на печатях родового знака Рюриковичей (Игорь — Рюрикович) — на них изображен двузубец, возможно, как древний символ системы двух вождей.

Одним из дружинников Олега, вероятно знатным, был молодой Свенельд. Из похода Свенельд привез жену — болгарку, дочь от этого брака была названа в честь Олега Ольгой. Когда она подросла, то стала женой уже постаревшего князя Игоря.

О том, что русы, возвращаясь из походов, везли с собой жен и наложниц, может свидетельствовать хотя бы тот факт, что, по утверждению Льва Диакона, Святослав при высадке на пустынный берег при возвращении из последнего болгарского похода приносил жертвы богам младенцами. Однозначно, что этими младенцами могли быть только дети, рожденные от захваченных в плен женщин. Известно, что во время похода Святослава на Дунай в числе пленников была привезена «греческая» монахиня, которая была взята в жены сыновьями Святослава Ярополком и позднее Владимиром и от которой родился Святополк Окаянный. Но это по ТВ, а альтернативная версия все же сомневается в ее браке с Ярополком.

Захватив в 940 году хазарский Саркел, русы потерпели поражение от хазарского военачальника Песаха и принуждены были им напасть на Византию. Эти события в «Повести временных лет» были опущены, но сохранилось описание похода Игоря на греков. Однако Олег уже не упоминается, это и понятно: летописцы просто заменили Олега, который по «Повести...» давным-давно уже погиб, на Игоря. В самом деле, было бы странно, что князь Олег, давным-давно погибший от укуса змеи, вдруг возглавил поход на Византию (т. е. на греков).

Практически все исследователи начальной русской истории отмечают весьма несуразную картину, которую нам дает традиционная история, связки Рюрик — Игорь. Игорь рождается у явно старого Рюрика, к тому времени уже потерявшего младших братьев Синеуса и Трувора, но и сам Игорь с Ольгой дают рождение наследнику Святославу в свои старческие годы. Действительно, согласно летописям Святослав родился, когда Игорю было около 60 лет. Правление Игоря началось после смерти Олега в 913 году (Олег умирает в конце 912 года), однако с 915 по 941 в летописях об Игоре нет никаких упоминаний.

Неужели на эти ляпсусы не обратили внимания первые летописцы? Что, скажем, стоило им объявить Олега сыном Рюрика, а Игоря сыном Олега? Это было очень удобно, отпали бы многие натяжки в летописи, в частности, в длительных сроках их жизней. Но этого не произошло. Причина, скорее всего, в том, что Олег никак «не вписывался» в отцы Игорю. Да и сообщить всем, что Владимир не был сыном знаменитого князя Святослава, а был его племянником-соперником, вступившим в непримиримые отношения с ним, летописцы не могли. Впрочем, еще одной важнейшей причиной было то, что Святослав правил в Киеве, городе летописцев, а Владимир, от которого и пошли все Рюриковичи, был исконно новгородским князем, а следовательно, приоритет в извечном споре между этими двумя городами пришлось бы отдать Новгороду.

Подводя итог, можно предположить, что под именем Олега в «Повести временных лет» отражены поступки двух человек: венгерского князя Альмоша и князя (воеводы) русов Олега. Князь Игорь имел отношение именно ко второму из них. У Игоря было два сына: старший — Улеб и младший — Святослав.