ОСТРОВА КУЗОВА

ОСТРОВА КУЗОВА
Большую роль в истории Беломорья всегда играли не только материковые земли, но и острова. На морском пути из порта Кемь на Соловецкие острова лежит архипелаг Кузова, включающий в себя 16 необитаемых островов, наиболее крупными из которых являются Русский и Немецкий Кузов. Наивысшие точки архипелага Немецкий Кузов - 140 м и Русский Кузов - 123 м. Это самые высокие отметки на всем Карельском Беломорье.

Большую роль в истории Беломорья всегда играли не только материковые земли, но и острова. На морском пути из порта Кемь на Соловецкие острова лежит архипелаг Кузова, включающий в себя 16 необитаемых островов, наиболее крупными из которых являются Русский и Немецкий Кузов. Наивысшие точки архипелага Немецкий Кузов - 140 м и Русский Кузов - 123 м. Это самые высокие отметки на всем Карельском Беломорье.

Архипелаг удивляет своей природой. Особенности рельефа, географического положения островов обеспечивают и эстетическую, и ландшафтную неповторимость каждого острова, порождая в целом впечатление сурового, но гармоничного мира северной природы. Неотъемлемую часть островных ландшафтов составляют леса. Даже название архипелага, по одной из версий, происходит от карельского "кууси" - ель, т.е. "еловые острова".

Архипелаг знаменит древними стоянками, лабиринтами, культовыми комплексами, а также обилием священных камней - сейдов. Здесь обнаружено около 800 разнообразных сложений из камня, по площади занимающих 2% всей территории архипелага. Культовые объекты были созданы древнесаамским населением, появившимся в Беломорье 2-2,5 тысячи лет назад, промышлявшим охотой, рыболовством и владевшим небольшими оленьими стадами. Культовые памятники древних саамов включены в список охраняемых объектов общероссийского значения.

Архипелаг Кузова

Обнаруженные на Большом Немецком Кузове и Русском Кузове сейды и идолы не имеют себе равных ни по оригинальности их сооружения, ни по разнообразию, ни по количественному составу на всей той большой территории, которая была занята саамскими племенами еще на рубеже нашего летоисчисления.

Величественным в своей суровой красоте встает перед нами "двухгорбый" остров Большой Немецкий Кузов среди необозримых просторов Белого моря. Неизгладимое впечатление оставляют покрытые лишайниками и мхами крутые скалистые склоны гор, огромные отвесные стены расколовшейся скалы в первозданном хаосе с причудливыми фигурами божеств-великанов...

Архипелаг Кузова

На вершине горы Большого Немецкого Кузова находился настоящий пантеон саамских божеств. Несмотря на то, что часть, возможно лучшая часть, памятников святилища разрушена, на вершине горы сохранилось до полутораста сейдов и других каменных идолов.

По поверью саамов, древних жителей Беломорья, сейды и другие идолы помогают людям в рыбной ловле и на охоте. Поэтому сейды ставились на высоких берегах и островах водоемов так, чтобы они были видны издалека. Сейдам и идолам приносили жертвоприношения. Поэтому неудивительно, что высокая скалистая гора Большого Немецкого Кузова, господствующая над всеми Кемскими островами, стала святилищем. И места в районе Кузовов были центром морских промыслов с древнейших времен.

Архипелаг Кузова

С сейдами-идолами связана интересная поморская легенда об "окаменевших немцах". Предание повествует, что когда-то очень давно "немецкие люди" (так поморы в прошлом называли шведов) хотели напасть на "святые Соловки". В море их настигла буря. Немцы укрылись на северных Кузовах. С вершины горы острова им видны были белокаменные стены Соловецкого монастыря. Но частые бури на море, посылаемые свыше, не позволили немцам плыть дальше. Однажды, когда "немецкие люди" сидели вокруг костра за трапезой, бог покарал ворогов, превратив их в камни. Вот так "окаменевшие немцы" и по сей день сидят на вершине горы острова, называемого с тех пор Большим Немецким Кузовом.

Архипелаг Кузова

Основой легенды послужило, с одной стороны, историческое событие начала XVII века, когда шведский отряд попытался совершить нападение на Соловецкий монастырь со стороны Кузовов, и, с другой стороны, саамское поверье о превращении человека в камень.

Сейды на Большом Немецком Кузове - это огромные угловатые валуны, поставленные на мелкие камни - на "ножки". На верхней плоскости камня-сейда, как правило, установлено несколько небольших камней, а под ними в некоторых случаях - мелкие разноцветные камешки.

саамское поверье

Другие идолы имеют разные формы и сочетания камней, они меньшего размера. Среди них выделяются идолы, имеющие вид грубого скульптурного бюста человека, по поморскому преданию "окаменевшие немцы". Это валун, напоминающий по форме и размерам верхнюю часть туловища человека. На нем - камень, имеющий форму головы человека, птицы или собаки. Спереди у таких идолов поставлено два цилиндрической формы камня (сохранились только у некоторых). Они напоминают вытянутые вперед руки.

Третья, наиболее многочисленная группа идолов,- это, обычно, среднего размера валуны разной формы, на возвышенную часть которых установлен один или несколько камней размером с булыжник.

Карелия

Памятники второго саамского святилища сохранились на вершине Лысой горы острова Русский Кузов. Здесь также насчитывается до полутораста идолов, среди них несколько своеобразных, напоминающих по форме "Каменную бабу". Это - поставленная стоя, продолговатая гранитная плита, подпираемая с обеих сторон двумя округлой формы плитами. Кроме того, имеются остатки двух погребений, стены которых сложены из гранитных плит.

Таким образом, на Кузовах можно видеть памятники двух святилищ, принадлежавшие, очевидно, двум саамским родовым группам, фратриям. На других Кемских островах встречаются только одиночные сейды. Вблизи такой сейды иногда можно обнаружить так называемую "лопарскую яму", место древнего жилища семьи саама.

Русский Кузов

То, что Кузова в далеком прошлом были местом морских промыслов, подтверждается тем, что на берегах межостровных проливов сохранились сложенные из валунов сооружения - укрытия, за которыми зверобои, охотники-лучники выслеживали добычу - нерпу и морского зайца. Укрытия эти известны у саамов под названием "паахус".

Древние охотники и рыболовы после удачного промысла приходили в святилище, совершали там обрядовые ритуалы, преподносили божествам-идолам жертвоприношения, надеясь на удачный промысел в будущем.

Русский Кузов

Уникальный культовый комплекс обнаружен на вершине острова Олешин. Здесь расположены 2 лабиринта и 8 каменных дольменов. Один из лабиринтов по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в Северной Европе. Сама возможность появления первобытных людей посреди моря вдали от материка обусловлена наличием на островах родников (источников пресной воды) и леса (источника топлива).

Помимо этого, острова и прибрежные воды были удобным местом охоты, рыболовства, сбора ягод и грибов.

Русский Кузов

Разнообразен и богат животный мир островов. На побережье доминируют, безусловно, чайки. Гнезда располагаются открыто, а также в прибрежных зарослях травы, между камнями, кустарником, особенно много на отвесных скалах. Встречаются также белая куропатка, гагарка, чистик, обыкновенная гага и др. На архипелаге гнездится самая крупная колония гагарки на всем Белом море.

Русский Кузов

В море около Кузовов можно встретить кольчатую нерпу, морского зайца (самого крупного тюленя арктических вод) и кита-белуху. Белуха морское млекопитающее семейства дельфиновых, численность которых в Белом море насчитывает от 800 до 1000 особей. За этими любопытными и коммуникабельными животными можно наблюдать в течение всего северного лета.

Кузова

Aрхипелаг Кузова - особо охраняемая территория, где представлены ценные природные ландшафты, своеобразный животный и растительный мир и уникальные археологические памятники древних саамов. С целью сохранения природного и культурного наследия в 1991 г. здесь был образован государственный ландшафтный заказник, который в 1994 г. получил статус водно-болотного угодья международного значения, в 1993 г. выделены охранные зоны археологических памятников.

Военные корабли шведов и англичан полюбили Кузова

"Летом 1611 года шведский отряд проник на лодках в Белое море; однако и на этот раз шведы не решились напасть ни на Соловки, ни на Сумский острог. Постояв некоторое время у островов Кузова, они повернули обратно, разорив по пути ряд населенных пунктов в Лопских погостах". (Жербин А. Переселение карел в Россию в XVII веке.

Военные корабли шведов и англичан полюбили Кузова

"Летом 1611 года шведы совершили второй поход к Белому морю, о котором, к сожалению, до нас дошли отрывочные и скудные сведения. Известно лишь, что в июне - июле по рекамичёре" волоки шведская пехота на судах-лодках выплыла в Белое море, высадилась на островах Кузова, что в 30 верстах западнее Соловков, но напасть на крепость, оберегаемую артиллерией, не отважилась. Простояв вблизи монастыря без всякой пользы для себя до осени, кнехты Стюарта возвратились в свои места".

"Последний раз в навигацию 1855 года англичане появились у Соловецкого монастыря 9 сентября. Как и в предыдущие посещения, они высадились на Большом Заяцком острове и пробыли на нем 9, 10 и 11 сентября... Утром 11 сентября английский фрегат снялся с якоря и ушел к островам Кузова. Больше Соловецкий монастырь не видел неприятельских судов. Корабли англо-французской эскадры ушли из северных вод России..."

Немецкий Кузов или легенда об окаменевших шведах

"Называют камни сейдами. Они нередко встречаются в районе Кузовов... Недалеко от Соловков есть Кузова - острова... На Кузовах этих шикарнейшие камни имеются, но монахи Соловецкого монастыря для обустройства обители не брали камни с Кузовов, хотя они значительно ближе к ним. Предпочитали ездить за ними за 60 километров...

Немецкий Кузов или легенда об окаменевших шведах

- Почему?
- Существует поверье и было реальное событие в XVII веке, когда один шведский отряд решил напасть на Соловецкий монастырь. Шведы высадились на одном из островов (Кузовов) и решили внезапно напасть на монахов. Русский отряд выследил их, эффект внезапности был нарушен, и шведы решили отказаться от своего плана, но... Легенда гласит: окаменели шведы. Вот и появились Немецкий Кузов и Русский... Там и там камни." И трогать их нельзя! (Галина Сохнова. В детстве она мечтала изучать тайны египетских пирамид.

"Лабиринты и святые сеиды на архипелаге Кузова - свидетельства древнейшей северней цивилизации. Эти удивительные острова расположены в Белом море. Со старенького небольшого теплохода, на котором можно сюда добраться, видишь сначала только скалистые берега и вершины, а потом одинокие ели и необычные кустовидные многоствольные березы. А уж столько тут ягод и грибов! Гнездятся здесь редкие птицы, занесенные в Красную книгу.

Немецкий Кузов или легенда об окаменевших шведах

Но главное, что буквально притягивает археологов со всего Северо-Запада и из скандинавских стран, загадка архипелага - древние культовые сооружения. Они свидетельствуют, что русский Север не был диким, варварским краем. Оказывается, острова в Белом море - колыбель древней культуры, основным содержанием которой было духовное прозрение аборигенов - религиозное и, что, видимо, одно и то же, космическое. Первые письменные свидетельства об исторических памятниках Кузовов - лабиринтах и сеидах, относящиеся к девятнадцатому веку, записал архимандрит Соловецкого монастыря Досифей, затем о них говорили и многие российские путешественники. Местные жители издавна знали о существовании причудливых каменных сложений и величали их "окаменевшими немцами", связывая с событиями шведской интервенции в Беломорье в 1611 году".

Кузова - сочетание ландшафтов и памятников древности

"Архипелаг Кузова на Беломорье отличается уникальным сочетанием удивительных по красоте природных ландшафтов и многочисленных памятников древности. Здесь обнаружены следы древней культуры, различные типы саамских святынь (сейды, лабиринты). Созданные человеком памятники представляют собой некое рукотворное дополнение природной среды.

Кузова - сочетание ландшафтов и памятников древности

Каждый остров архипелага имеет свой неповторимый облик. Климатические условия Белого моря, более суровые, чем расположенного севернее Баренцева моря, способствуют формированию здесь специфических природных сообществ. На отдельных островах встречаются уникальные еловые леса, которые сохранили свой первозданный облик. Животный и растительный мир архипелага отличается обилием и разнообразием арктических видов по сравнению с материком. Так, на Кузовах доля арктических птиц выше, чем в других районах Карелии. Популяция гагарки (этот вид занесен в Красную книгу Восточной Фенноскандии) на одном из островов архипелага является крупнейшей на Белом море. В прибрежных водах встречаются такие морские млекопитающие, как нерпа, морской заяц, кит-белуха. Список редких и уязвимых представителей птиц и млекопитающих, регулярно встречающихся на архипелаге Кузова и требующих особой охраны, насчитывает 27 видов, из них 17 занесены в Красные книги России, Карелии и Восточной Фенноскандии.

Кузова - сочетание ландшафтов и памятников древности

На архипелаге известно шесть древних стоянок человека эпохи позднего мезолита и бронзы, 2 лабиринта, 2 крупных и 2 малых культовых комплекса, а также обилие священных камней-сейдов. Всего обнаружено около 800 разнообразных ритуальных сложений из камня, следов жизни и деятельности людей, живших здесь тысячи лет назад. По свидетельству скандинавских археологов, сложения из камня на Кузовах схожи с жертвенными комплексами Северной Фенноскандии, что предполагает общность их происхождения как материального проявления древне-саамской культуры. При этом культурное наследие Карельского Беломорья уникально с точки зрения многочисленности и разнообразия археологических находок.

Исследования ученых свидетельствуют о международной значимости культурного и природного наследия архипелага Кузова, а также о необходимости дальнейших комплексных научных исследований. Так, с ботанической точки зрения острова продолжают оставаться в значительной степени белым пятном, здесь не завершена инвентаризация культовых объектов, не проводились детальные раскопки поселений. Не вызывает сомнений, что изучение архипелага Кузова специалистами различного профиля позволит раскрыть многие его тайны".