ПОЯСА В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ

ПОЯСА В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ
В эпоху средневековья пояс выполнял разнообразные функции. Во-первых, им, как и ныне, подпоясывали одежду. Вплоть до ХVI-ХVII вв., когда на русской одежде появились карманы, к нему подвешивали мелкие, необходимые в быту вещи - ножи, кресала, оселки, кошельки и кожаные сумки-калиты. Убранство пояса зависело от социального положения его владельца: крестьяне носили тканые, плетеные и простые кожаные ремешки, крупные феодалы, князья -драгоценные золотые пояса, которые передавали по наследству вместе с уделом и о которых упоминается в духовных.

Особое явление — наборный пояс дружинника, символ его воинского достоинства. Еще в начале XX в. В.И. Сизов и Т. Арне предполагали восточное происхождение таких поясов. В современной литературе наибольшее распространение получила точка зрения С.В. Киселева и Л.Р. Кызласова о том, что древние наборные пояса появились в Южной Сибири и Монголии, где их производство развивалось, совершенствовалось, и оттуда они распространились на запад. Время их возникновения - середина I в. до н.э. - начало I в. По мере того как мода в VI - IХ вв. на воинские пояса распространялась по огромной территории Евразии, они утрачивали этническую окраску. В тюрко-монгольском эпосе отражена функция пояса в обрядах инициации: при переходе юноши в сообщество взрослых воинов его опоясывали боевым поясом. Указание на зависимость устройства пояса от статуса его владельца в системе воинской иерархии мы встречаем у Прокопия Кессарийского (VI в.): «В Персии не позволено никому носить ни перстня золотого, ни пояса, ни пряжки, ни чего-либо подобного, если это не пожаловано царем. Эта информация подтверждается археологическими источниками: на материале Дмитровского могильника салтово-маяцкой культуры выявлена прямая зависимость между положением воина и богатством его поясного набора.

Широкое распространение ременных украшений и самостоятельное их бытование на Руси начинается с конца IX в. В это время на полиэтничной основе (славяне, уг-ры-фины, тюрки, скандинавы) формируется древнерусская знать. К середине X в. окончательно складывается древнерусская «дружинная культура», открытая внешним влияниям и включившая в себя элементы различной этнической окраски. Одним из наиболее ярких, социально значимых элементов «дружинной культуры» был наборный пояс. Он состоял из следующих элементов: 1) пряжки, обязательной принадлежностью которой являлись рамка и язычок, имеющие иногда щиток для прикрепления к ремню; 2) бляшки, украшающей ремень и закреплявшейся на нем с помощью шшфтов и заклепок ; 3) поясных наконеч-ыков, которые помещались на концах ремней; 4) кольца, соединявшего отдельные части ремня и служившего для прикрепления мелких предметов; 5) обоймы, закреплявшей концы ремней.

Раннесредневековые пояса имели самый различный облик, известны пояса с дополнительными подвесными ремешками и без них, двойные и одинарные.

Древнерусский поясной набор
1-3, 5-8, 10, 11, 14, 17 - Новгород; 4 - Борницы; 9 - Гонголово; 12, 13 - Торопец; 15-16 - Малы; 18, 19, 21, 24-27, 30-32, 34-38, 43 -47, 49, 51, 52, 54-57 - Гнездово; 20-22 - Тимерево; 23, 33, 42 - Юго-Восточное Приладожье; 28. 29, 48, 50, 53 - Шестовицы; 40-41 - Табаевка