Русский народный костюм Пензенской губернии.

Русский народный костюм Пензенской губернии.

Женский праздничный костюм.
Начало XX века, с. Студенец
Спасского уезда Тамбовской губ.
(ныне Наровчатский район Пензенской обл.).
MPOKM.

Традиционный (народный) костюм является своего рода образной летописью жизни наших предков. Народная одежда языком цвета, формы, орнамента раскрывает глубоко скрытые тайны и законы красоты, становится тем звеном, которое связывает художественное прошлое народа с его настоящим и будущим.

Духовная культура населения Пензенской губернии отличается разнообразием, так как на сравнительно небольшой территории в тесном соседстве проживают с давних времен русские, мордва, татары и чуваши. Отдельные племенные группы в совместном проживании оказывали друг на друга несомненное влияние. В то же время, вынужденные часто искать спасения от кочевых орд, они уходили в глухие леса и находились в отрыве от основной массы соплеменников, стараясь при этом не утратить главные этнические черты. В дальнейшем именно эти небольшие компактно проживающие племенные группы становились более близкими к древним корням своего племени.

К XIX столетию чуть ли не каждое селение Пензенской губернии отличалось от соседних жизненным укладом, особенностями языка, песенной и материальной культурой, прежде всего традиционным женским костюмом.

Пройдя длительный эволюционный путь, на Пензенской земле сформировались два основных комплекса традиционного женского костюма: поневный, характерный для всех южных и части западных русских губерний и получивший общее название южнорусского, и сарафанный, происхождение которого связано с северорусскими землями.

Главным отличием южнорусского женского костюма является поясная женская одежда понева - особого кроя юбка, получившая распространение вдоль северо-западных и южных границ Пензенского края. Здесь отмечены основные виды русских понев: древнейшие распашные, не сшитые в передней части, глухие с синей или черной прошвой, сшитые из клетчатой шерстяной ткани; поневы без прошвы, напоминающие покроем более позднюю обыкновенную юбку.

Как правило, поневу надевали поверх длинной прямой рубахи с косыми плечевыми вставками - поликами, расширяющими верхнюю часть. Кроме того, в комплекс входили наплечные одежды туникообразпого кроя, без которых не принято было выходить на улицу: нагрудники, шушпаны, насовники, рукавники, запоны, а также распашные халатообразные шушуны (супруны, цупруны). Непременным атрибутом каждого костюма были плетеные, тканые или витые пояса.

Завершали костюм головные уборы: у девушек - ковыл в виде обруча с пучком ковыля, ленка с разноцветными лентами и пушками около ушей; у женщин - сорока кичкообразной формы с твердым очельем, украшенным золотным узором, позже - шлыки, повойники, сборники, дополняемые шелковыми или ситценабивными платками. Начиная с XVII века на пензенские земли хлынула мощная волна северных и среднерусских поселенцев, связанная с постепенным расширением границ Московского государства на дикое поле - разоренное ордынцами степное пространство.

Массовое продвижение русских происходило постепенно, прежде всего по мере укрепления оборонительных сооружений, затем по крупным и мелким судоходным рекам - Волге, Суре, Мокше, Вороне.

Не случайно к XIX веку северорусские традиции прочно утвердились в большинстве сел и деревень Пензенской губернии, а северорусский женский костюм с сарафаном стал считаться одним из символов русской национальной одежды.

Для старообрядцев сарафан был олицетворением старой веры и особенно тщательно оберегался от поздних влияний.

Сарафанные комплексы женской одежды известны на всей территории Пензенского края: здесь зафиксированы наиболее архаичные косоклинные сарафаны двух видов: глухие и распашные - с широкими цельнокроеными или пришивными лямками; сарафаны прямого кроя, присборенные в верхней части, на узких лямках; сарафаны-полуплатья на лифе и сарафаны-юбки на длинных нешироких лямках.

Повсеместно сарафану сопутствовала длинная рубаха прямого силуэта, в плечевую часть которой вставлялись прямоугольные полосы холста - прямые полики.

На Пензенской земле женские рубахи обычно делились на две части: верхняя часть - рукава - шилась из более дорогой ткани; нижняя часть рубахи носила название стан, всегда шилась из более дешевого, а часто и более грубого домашнего холста. В начале XX века рукава нередко шились цельнополиковыми, широкими по всей длине и сосбаривались под манжеты.

Пояс являлся обязательным дополнением северорусской женской одежды с сарафаном, хотя в некоторых случаях он находился под сарафаном, особенно если последний шился из шелка, парчи, то есть из покупной ткани.

В селах с северорусскими традициями девушки украшали голову лентами, косниками, перевязками, женщины - сороками, наклонниками по праздникам, в будние дни носили повойники, иногда обвязанные сверху куском отбеленного холста или платком.

Многочисленные крепости, сторожевые посты и засеки, составлявшие когда-то южную границу - засечную линию, заселялись однодворцами – военно-служилыми людьми, которые за государеву службу наделялись многими льготами. Этнически однодворческие поселения не были однородными. В формировании однодворческого женского костюма большую роль сыграли выходцы из западнославянских земель, которые принесли с собой полосатую юбку андарак.

Яркими представителями однодворцев Пензенской губернии являются жители сел Белынь и Пустынь по реке Ворона, донесшие до нас своеобразные формы женской одежды, состоявшей из прямополиковой рубахи и совершенно особой, более нигде не встречающейся юбки в продольную полоску основного поля, тканой в три цепка, и с яркой каймой, выполненной в браной и закладной техниках.

В Керенском и Нижнеломовском уездах с конца XIX века к костюму обязательно добавлялась нижняя юбка, надеваемая поверх рубахи под сарафан. Ее можно рассматривать и как определенное влияние однодворческого женского костюма с юбкой андараком, и как промежуточное явление при переходе от старинного сарафана к городской юбке.

Начиная со второй половины XIX века русскую крестьянку невозможно представить без головного платка или шали, которые вначале соседствовали со старинными сороками, кокошниками, наклонниками и прочими женскими головными уборами, а затем полностью их вытеснили.

В летнее время на голову повязывали ситцепечатные или шелкотканые платки отечественного производства, нередко под названием французских или заграничных. В зимние холода поверх небольших платков накидывали клетчатые или многоузорные шерстяные шали большого размера.

В селе Ушинка Керенского уезда девушки носили на голове платки завязанными в один узел спереди зимой и сзади в летнее время. Летний вариант был приспособлен к тому, чтобы были видны девичьи украшения - бусы, ожерелье в виде обруча, обшитого пуговицами и бисером, а также гайтан из разноцветного бисера.

Замужние женщины, завязав концы платка под подбородком, обертывали их вокруг шеи и завязывали сзади двумя узлами. Надо лбом из-под платка выглядывала полоска блесток, которыми было отделано очелье повойника или второй платок.

На рубеже ХIХ-ХХ веков платки и шали занимали собственное место в повседневном, праздничном, свадебном и траурном женском костюме, в определенной степени отражая имущественное, возрастное и семейное положение женщины.

В XX веке вошли в употребление платки, шарфы и шали, связанные на спицах из козьего и кроличьего пуха. В отличие от ситцевых, шелковых и шерстяных пуховые изделия были белого и натурального коричневого цветов. Их носили исключительно с теплой одеждой зимой и в межсезонье.

Народная культура Пензенской земли до начала XXI века сохранила целый ряд архаических черт, уходящих корнями в далекое прошлое русского народа, заселявшего данную территорию в течение нескольких столетий. Наиболее ярко это отразилось в крестьянской одежде, вобравшей в себя многовековые представления о пользе, добре и красоте.

Самые полные и разнообразные коллекции русского народного костюма Пензенской губернии, собранные во время экспедиционных исследований или закупленные у частных лиц, хранятся в Пензенском государственном краеведческом музее и Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике [1].

В настоящее время обе коллекции представляют большую историко-художественную ценность и насчитывают в Пензенском краеведческом музее около 600, в Сергиево-Посадском музее-заповеднике до 350 предметов. Преимущественно это полные комплекты и отдельные экземпляры женской одежды конца XIX - первой половины XX века. Мужская одежда занимает в обоих музеях небольшое место.