СОБЫТИЯ ДНЕЙ МИНУВШИХ...

СОБЫТИЯ ДНЕЙ МИНУВШИХ...
Героическая битва Троицкого батальона с персидской армией при Султан-Буде.

ОДИН РУССКИЙ СОЛДАТ ПРОТИВ 36 (!!!) ПЕРСОВ !

Несмотря на тяжёлые потери и, почти, полный расход боеприпасов Троицкому батальону всё же удалось удержать позиции за собой. К вечеру персидское войско отступило,не выдержав громадных потерь...

После поражения персидской армии под Мигри в мае 1811 года, Аббас-Мирза со всеми силами расположился на Мугани, где ожидал результатов деятельности своих агентов, отправленных с репиляциями для организации восстания в Дагестане и для привлечения на свою сторону Мустафу-хана Ширванского и главы племени Джебраила Джафар-Кули-ага. Одно из писем, адресованное последнему, было перехвачено русскими. Главнокомандующий русскими войсками на Кавказе маркиз Ф. О. Паулуччи приказал арестовать Джафара и препроводить его в Тифлис, но при переправе через р. Тертер арестанту удалось бежать. Прибыв в свои кочевья близ Султан-буда, Джафар-Кули отправил Паулуччи письмо, в котором уверял главнокомандующего в своей непричастности к сношениям с Аббас-Мирзой. Однако Паулуччи не дал ответа и Джафар бежал к Аббас-Мирзе. Командир роты, сопровождавший Джафара, капитан П. Оловяшников был взят под стражу.

Лазутчики и дозорные Мехти-Кули-xана Карабахского пристально следили за действиями персидской армии в Муганской степи. Тем временем восстание в Дагестане было подавлено, а Мустафа-хан Ширванский отказался перейти на сторону Аббас-Мирзы.

В феврале 1812 года персидская армия (более 30 000 чел.), форсировав Аракс, двинулась двумя колоннами. Одна колонна (10 000 кавалерии и 8000 пехоты) во главе с Аббас-Мирзой направилась к Султан-Буду, другая с Джафар-Кули-ага к Шах-Булаху, с целью прервать пути сообщения Троицкого батальона со штаб-квартирой 17-го Егерского полка в Шуше. В персидском войске так же находились английские офицеры, среди которых были: артиллеристы — полковник д’Арси, майор Стоун и капитан Линдсей; а также пехотные офицеры — полковник Монтейс и майор Кристи.

В Шуше в то время базировались три роты 17-го Егерского полка. При первых известиях о движении персидской армии, от туда 13 февраля на помощь Троицкому батальону вышли две роты (4 офицера и 200 рядовых при 1-ом орудии) под командованием капитана Ильяшенко. Пройдя 30 вёрст, отряд был встречен неприятельскими разъездами, а у Шах-Булахских садов окружён персидской кавалерией (2000 чел.). Однако, «прокладывая себе путь штыками», роты дошли до Шах-Булахской цитадели, но дальше продвинуться не смогли, так как все близлежащие высоты и дорога были заняты крупными силами неприятеля, а до Султан-Буды оставалось ещё около 30 вёрст.

13 февраля на окрестных высотах перед русским лагерем появились передовые части персидской армии. Майор Джини построил батальон в каре перед землянками, а орудия расположил на открытой местности. Вскоре к Султан-Буду подошли основные силы персиян во главе с Аббас-Мирзой. В его войске так же находились англичане (4 офицера и 12 унтер-офицеров), которые, фактически, руководили персидскими подразделениями.

Многократно численно превосходящая персидская кавалерия с ходу атаковала каре Русского батальона, который, удерживая строй, отбивал множественные атаки с большим уроном для нападавших. В бой так же вступил небольшой отряд конных нукеров Мехти-Кули-хана. Русские орудия, не имея прикрытия, вели беспрерывный огонь. Через ¼ часа после начала боя подошла неприятельская артиллерия под руководством полковника д’Арси и открыла по русскому батальону огонь из всех орудий и фальконетов. В первую очередь д’Арси подавил огонь русской артиллерии. Одно русское орудие было подбито, а разорвавшийся единственный ящик с боеприпасами, лишил возможности вести огонь из другого орудия.

Батальон начал нести тяжёлые потери. Ещё в начале битвы от ружейного выстрела погиб майор Джини. Принявший командование батальоном майор Сочевский погиб от двух пулевых ранений. Вскоре погиб и следующий «по старшинству» капитан Гумович. Штабс-капитан и батальонный капитан получили ранения. Тогда командование принял капитан Оловяшников. Между тем персияне усиливали атаки. Рукопашный бой уже проходил между домов зимовья. Сарбазы врывались в жилища. Позже Мехти-кули-хан в своём донесении маркизу Паулуччи писал:

«Бой был страшный, — такой, какого не бывало. Наше войско, солдаты, кавалерия и сарбазы Аббаса-Мирзы и мои подвластные в течение 7 часов ни на минуту не переставали убивать… Платон Андреевич [Оловяшников] в тот момент сам явился и я с помощью его и удалых солдат со смертоносными штыками повели атаку и вытеснили сарбазов из среды войска и домов и прогнали их. Много сарбазов было убито».

— Акты, собранные Кавказской археографической комиссией, Т. 5, № 203.

Несмотря на тяжёлые потери и, почти, полный расход боеприпасов Троицкому батальону всё же удалось удержать позиции за собой. К вечеру персидское войско отступило,не выдержав громадных потерь...

Русские силы:560

из них:

Офицеров:
* 2 майора
* 2 капитана
* 2 штабс-капитана
* 3 подпоручика
* 1 прапорщик
Нижних чинов:
* 31 унтер-офицер
* 14 музыкантов
* 486 рядовых
* 19 нестроевых и денньщиков

Конный отряд из личной охраны Карабахского хана
2 орудия

Персидские силы: 18 000

из них:

Кавалерии:
* 10 000
Пехоты:
* 8000

11 орудий
100 фальконетов