Великая иллюзия Бытия

Великая иллюзия Бытия

Великая иллюзия Бытия

Большинство людей признаёт объективной реальностью лишь ту часть мира, которая воспринимается ими посредством пяти известных органов чувств. Это глаза (зрение), уши, включая вестибулярный аппарат (слух и чувство равновесия), нос (обоняние), язык (вкус) и кожа (осязание). Но информация, получаемая головным мозгом человека от органов чувств, - очень малая часть бесконечно огромного целого. Достаточно упомянуть, что человеческий глаз способен воспринимать лучи в диапазоне длин волн от 380 до 760 нанометров - от фиолетового до красного (нанометр - одна миллиардная часть метра).
Всё, что выходит за эти рамки, без специального оборудования увидеть он не в состоянии, и поэтому наши представления о мире, в котором мы живём, весьма ограничены и упрощены.

Мир состоит из пустоты?

В настоящее время каждому более или менее образованному человеку известно, что всякое тело состоит из молекул, которые, в свою очередь, образованы атомами, упорядоченными в определённые структуры. Атом схематически представляет собой центральное ядро, вокруг которого с невероятной скоростью вращаются по строго фиксируемым орбитам элементарные частицы, называемые электронами.
Успехи таких наук, как квантовая физика и физика элементарных частиц, в исследовании микромира дают основание учёным утверждать, что наиболее компактным из всех является атом водорода. Для того чтобы представить себе соотношение размеров этой структуры, увеличим её в 1.000 миллиардов раз. Тогда в центре будет гипотетический шарик диаметром 16 миллиметров, а второй шарик, отождествляющий собой электрон, будет иметь диаметр 5,6 миллиметра и облетать ядро по орбите 53 метра!
Выходит, что на 99,999... процента атом водорода состоит из пустоты. И это самый «плотный», если можно так выразиться, атом. Следовательно, плотность и непроницаемость окружающих нас предметов не более чем иллюзия, создаваемая особым устройством наших органов чувств.
Попробуем получить представление о физической материи, проделав следующий мыслительный эксперимент. Представим себе, что мы имеем возможность изолировать некий объём пространства, внутри которого можем медленно увеличивать температуру до очень высокого уровня без рассеяния энергии - подобно ультразвуковой печи неограниченной мощности.
Поместим внутрь кусочек льда - твёрдого материального вещества - и начнём увеличивать температуру. Без сомнения, лёд расплавится и материя перейдёт в жидкое агрегатное состояние из-за распада кристаллических структур. Далее жидкость закипит, что приведёт к испарению - переходу материи в ещё менее плотное состояние - газовое.
После этого дальнейший температурный нагрев заставит частицы образовавшегося газа распасться с образованием плазменного ионного облака, в котором вещество, называемое водой, видоизменяется, представляя собой совокупность атомов водорода и кислорода и ионных состояний.
Продолжая увеличивать накал, мы можем добиться деструкции атомов на элементарные частицы, что будет означать переход вещества в электромагнитное излучение, или свет (то есть происходит «дематериализация» - предмет «исчезает»).
Огненный фотонный поток покажет нам, какая колоссальная энергия была некогда сфокусирована в кусочке льда. Если мы продолжим дематериализацию, разогревая среду, состоящую уже из виртуальных частиц, дальше, и не будем обращать внимания на кварки, глюоны, то следующим состоянием рассматриваемой нами «грубой материи» будет чистое гравитационное излучение.
За этим следует «проявленное развёрнутое пространство». Именно оно является первоосновой всех «проявленных материальностей». Любой материальный предмет - это сгусток концентрированного пространства.
Наши органы чувств устроены так, что каждый из них настроен на вибрации среды определённой частоты, работая по принципу камертона.
Среди чрезвычайно быстрых вибраций, действующих на сетчатку человеческого глаза, известен их небольшой ряд, на который сетчатая оболочка глаза способна отвечать, и эти особые вибрации вызывают в нас ощущения, которые мы называем светом. Проще говоря, мы способны видеть только те предметы, от которых этот свет исходит или отражается. Точно так же барабанная перепонка человеческого уха способна отвечать на определённый - очень небольшой - ряд сравнительно медленных вибраций.
Вывод напрашивается один: материя - это концентрированный Дух, а Дух - это разуплотнённая Материя.
Следуя логике этих рассуждений, можно сделать и другой вывод: обратный процесс уплотнения Духа приводит к его «материализации», он проявляется, становится видимым. Не на этом ли принципе основан секрет древних магов, способных заставлять предметы исчезать и вновь появляться?

Версия профессора Бома

В 1982 году произошло замечательное событие. В Парижском университете исследовательская группа под руководством французского физика Алена Аспе (Alain Aspect) провела эксперимент, который, возможно, стал одним из самых значительных в ХХ веке. Исследователи обнаружили, что в определённых условиях элементарные частицы, например электроны, способны мгновенно сообщаться друг с другом независимо от расстояния между ними. Не имеет значения, 10 сантиметров между ними или 10 миллиардов километров. Каким-то образом каждая частица всегда знает, что делает другая.
Важность этого открытия в том, что оно нарушает постулат Эйнштейна о предельной скорости распространения взаимодействия, равной скорости света. Поскольку путешествие быстрее скорости света равносильно преодолению временного барьера, эта пугающая перспектива заставила некоторых физиков пытаться разъяснить результаты опытов Аспе сложными обходными путями.
Но других это вдохновило предложить даже более радикальные объяснения. Например, физик Лондонского университета Дэвид Бом (1917—1992) посчитал, что из открытия Аспе следует, что объективной реальности не существует и что Вселенная, несмотря на её очевидную плотность, в своей основе - «фантазм», гигантская, роскошно детализированная голограмма.
Голограмма, поясним, представляет собой трёхмерную фотографию, сделанную с помощью лазера. Чтобы изготовить голограмму, фотографируемый предмет должен быть прежде всего освещён светом лазера. Второй лазерный луч, соединяясь с отражённым светом от предмета, даёт интерференционную картину, которая может быть зафиксирована на плёнке. Готовый снимок выглядит как бессмысленное чередование светлых и тёмных линий. Но стоит осветить снимок другим лазерным лучом, как тотчас появляется трёхмерное изображение исходного предмета.
Трёхмерность не единственное замечательное свойство, присущее голограмме. Если голограмму с изображением розы разрезать пополам и осветить лазером, каждая половина будет содержать целое изображение той же самой розы точно такого же размера. Если же продолжать разрезать голограмму на более мелкие кусочки, на каждом из них мы вновь обнаружим изображение всего объекта в целом. В отличие от обычной фотографии каждый участок голограммы содержит информацию о всём предмете, но с пропорционально соответствующим уменьшением чёткости.
Принцип голограммы «всё в каждой части» позволяет нам принципиально по-новому подойти к вопросу организованности и упорядоченности. На протяжении почти всей своей истории западная наука развивалась с идеей, что лучший способ понять физический феномен, будь то лягушка или атом, - это рассечь его и изучить составные части.
Голограмма показала нам, что некоторые вещи во Вселенной не поддаются исследованию таким образом. Если мы будем рассекать что-либо, устроенное голографически, мы не получим частей, из которых оно состоит, а получим то же самое, но с меньшей точностью.
Такой подход вдохновил Бома на иную интерпретацию работ Аспе. Элементарные частицы, утверждал он, взаимодействуют на любом расстоянии не потому, что они обмениваются некими таинственными сигналами между собой, а потому, что их разделённость иллюзорна. Он пояснял, что на каком-то более глубоком уровне реальности такие частицы являются не отдельными объектами, а фактически расширениями чего-то более фундаментального.
Чтобы это лучше уяснить, Бом предлагал следующую иллюстрацию. Представьте себе аквариум с рыбой. Вообразите также, что вы не можете видеть аквариум непосредственно, а можете наблюдать только два телеэкрана, которые передают изображения от камер, расположенных одна спереди, другая сбоку аквариума. Глядя на экраны, вы можете заключить, что рыбы на каждом из экранов - отдельные объекты. Поскольку камеры передают изображения под разными углами, рыбы выглядят по-разному.
Но, продолжая наблюдение, через некоторое время вы обнаружите, что между двумя рыбами на разных экранах существует взаимосвязь. Когда одна рыба поворачивает, другая также меняет направление движения немного по-другому, но всегда соответственно первой; когда одну рыбу вы видите анфас, другую непременно в профиль. Если вы не владеете полной картиной ситуации, вы скорее заключите, что рыбы должны как-то моментально общаться друг с другом, чем что это случайное совпадение.
Бом утверждал, что именно это и происходит с элементарными частицами в эксперименте Аспе. По мнению Бома, явное сверхсветовое взаимодействие между частицами говорит нам, что существует более глубокий уровень реальности, скрытый от нас. Он более высокой размерности, чем наша (по аналогии с аквариумом). Мы видим частицы раздельными потому, что видим лишь часть действительности.
Частицы не отдельные «части», но грани более глубокого единства, которое в конечном итоге так же голографично и невидимо. И поскольку всё в физической реальности состоит из этих «фантомов», наблюдаемая нами Вселенная сама по себе есть проекция, голограмма.
Вдобавок к её «фантомности» такая Вселенная может обладать и другими удивительными свойствами. Если очевидная разделённость частиц - это иллюзия, значит, на более глубоком уровне все предметы в мире могут быть бесконечно взаимосвязаны. Электроны в атомах углерода в нашем мозгу связаны с электронами каждого плывущего лосося, каждого бьющегося сердца, каждой мерцающей звезды. Всё взаимопроникает со всем, и, хотя человеческой натуре свойственно всё разделять, расчленять, раскладывать по полочкам все явления природы, все разделения по необходимости - искусственны, и природа в конечном итоге предстаёт безразрывной паутиной.
В голографическом мире даже время и пространство не могут быть взяты за основу. Потому что такая характеристика, как положение, не имеет смысла во Вселенной, где ничто на самом деле не отделено друг от друга. Время и трёхмерное пространство, как изображения рыб на экранах, необходимо будет считать не более чем проекциями.
На этом, более глубоком уровне реальность - это нечто вроде суперголограммы, в которой прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Это значит, что с помощью соответствующего инструментария может появиться возможность проникнуть в глубь этой суперголограммы и извлечь картины давно забытого прошлого. Что ещё может нести в себе голограмма, далеко не всё известно.
Предположим, например, что голограмма - это матрица, дающая начало всему в мире. Как минимум в ней есть все элементарные частицы, которые принимали или будут когда-то принимать любую возможную форму материи и энергии - от снежинок до квазаров, от голубых китов до гамма-лучей. Это как бы вселенский супермаркет, в котором есть всё. Хотя Бом и признавал, что у нас нет способа узнать, что ещё таит в себе голограмма, он брал на себя смелость утверждать, что у нас нет причин, чтобы предположить, что в ней больше ничего нет.
Другими словами, возможно, голографический уровень мира - просто одна из ступеней бесконечной эволюции...
Итак, Дэвид Бом, выдвигая гипотезу о существовании голографической модели Вселенной, исходил из того, что все индивидуумы взаимосвязаны не в результате непосредственного влияния, которое они могут оказывать друг на друга, а в силу того, что все они подвержены влиянию общих фундаментальных законов. Подобно голограмме, где каждый сегмент содержит информацию о целом запечатлённом объекте, каждый участок воспринимаемого нами мира содержит в себе полную информацию о структуре Вселенной, её прошлом, настоящем и будущем. Все наши мысли и поступки произрастают из единой основы, и любое изменение в одном сегменте реальности немедленно сопровождается соответствующими изменениями во всех остальных сегментах.
Эта смелая гипотеза Бома была использована американским нейрофизиологом и психологом Карлом Прибрамом, рассматривавшим мозг как голографическую структуру. Он пришёл к поразительному выводу, размышляя над загадкой, где и как в мозге хранятся воспоминания.
Многочисленные эксперименты ещё до Прибрама показали, что информация хранится не в каком-то определённом участке мозга, а рассредоточена по всему объёму мозга. Так, в 1920-х годах американский психолог Карл Лэшли (1890—1958) показал, что независимо от того, какой участок мозга крысы он удалял, он не мог добиться исчезновения условных рефлексов, выработанных у крысы до операции. Никто не смог объяснить механизм, отвечающий этому свойству памяти: «всё в каждой части».
Позже, в 1960-х годах, Прибрам столкнулся с принципом голографии и понял, что он нашёл объяснение, которое искали нейрофизиологи. Память содержится не в нейронах и не в группах нейронов, а в сериях нервных импульсов, циркулирующих во всём мозге, - точно так же, как кусочек голограммы содержит всё изображение целиком. Эта гипотеза объясняет, как человеческий мозг может хранить так много воспоминаний в таком маленьком объёме. Предполагается, что человеческий мозг способен запомнить порядка 10 миллиардов бит (или примерно 1.250 гигабайт) за всю жизнь.