✔ «ЯРМЕНЪ»

✔ «ЯРМЕНЪ»

«Принято считать, что присоединение Сибири к Московскому царству является заслугой Ивана IV. Но кто в действительности был инициатором похода и как относился к нему государь Московский? И что свершилось: присоединение или воссоединение Московского государства с Сибирью? Сибирью, которую западноевропейские картографы долгое время именовали Tartarie, или Grande Tartarie (Тартария, или Великая Тартария).

Сибирские предания повествуют о древней державе (Рассении, Тартарии), возникшей на сибирских просторах в незапамятные времена. Именно из этих земель уходили за горы Рипейские (Урал) на запад волна за волной потомки европейских народов, включая славян. Так что есть основания вести речь не о присоединении, а о воссоединении Сибири. В рукописной «Чертежной книге Сибири» Ремезова, русском географическом атласе из 23 карт, можно почерпнуть немало информации о доромановской Сибири.

Согласно преданиям, сибирская Тартария до своего поражения в войнах с джунгарами и кайсаками управлялась представителями нескольких великих родов: асов, тархов, демиурков, темучинов, словен, скифов, русов, вендов, кимров, гетов, станов, гуннов... В западной части Сибири тогда шла непрерывная междоусобица. Соправители образовавшегося Сибирского ханства (столица Кашлык) Едигер и Бекбулат в 1555 году признали вассальную зависимость от Московского государства. Однако в 1563 году власть захватил пришедший с юга хан Кучум родом из чингизидов. Он перестал платить дань Москве, а в 1573 году его племянник Маметкул с вооруженным отрядом дошел до Перми, потревожив владения Строгановых. Кучум стал насаждать на своих землях, где доминировали древние верования, новую религию - ислам. Его ханство, несмотря на огромные территории, было малонаселенным. В 1555 года послы Едигера, просившего Ивана IV принять Сибирь «под свою руку», утверждали при определении размеров дани, что в ханстве проживают всего 30.700 взрослых мужчин. Угрозу для привычной жизни в сибирских землях представляли и джунгары, обитавшие в то время на землях между озером Балхаш, горами Тянь-Шань и верховьями Иртыша и враждебно относившееся к своим северным соседям. На рубеже XV и XVI веков начались систематические вторжения джунгар в пределы Тартарии, приводившие к огромным человеческим жертвам. Если раньше сибиряки могли выставить от 5 до 9 туменов войска (50-90 тысяч воинов), то теперь счет шел лишь на несколько тысяч.
Джунгары упорно продвигались на север восточнее Иртыша в направлении Асгарда Ирийского. Западнее Иртыша продвигалась на север Кайсакская орда (Киргиз-Кайсакская орда). В 1530 году усилия джунгар увенчались успехом. Они взяли и разрушили Асгард. Местное население, спасаясь от захватчиков, было вынуждено отходить все дальше на север - до города Тара (находился южнее современного одноименного города).
И тогда, в середине XVI века, правители фактически утратившей свою государственность некогда Великой Тартарии по совету духовных авторитетов (волхвов) стали искать союза с Московским государством. Оставалось уповать на помощь с запада, на ордынские корни казачества на Дону и Волге и пытаться заручиться его поддержкой. Именно поэтому к
волжским и донским казакам был направлен из Сибири отличившийся в боях с джунгарами тысячник Ярмен (Ермак Тимофеевич) из знаменитого рода темучинов. Ремезовская летопись так описывает его внешность: «весьма мужествен, и разумен, и зрачен, плосколиц, чёрн брадою и власы прекудряв, плоск и плечист».

Иван IV в мае 1574 года жалованной грамотой разрешил Строгановым строить крепости на Тахчее и Тоболе, иметь огнестрельный наряд, нанимать пушкарей, пищальников, других служилых людей для защиты от набегов хана. Грамота обязывала Строгановых посылать на него ратников, остяков, вогуличей и югров (предки современных хантов и манси), самоедов (ненцы, энцы и нганасаны) и казаков. Строгановы, получив эту жалованную грамоту, развернули бурную деятельность. Они разослали своих людей с письмами на Дон и Волгу, приглашая к себе вольных людей. Из Сибири к Строгановым приходили гонцы - большей частью это были волхвы, рассказывавшие о своих землях и их богатствах, о завоевательных походах джунгар и кайсаков, об узурпации власти Кучумом. Они стремились заинтересовать Строгановых и подтолкнуть их к организации похода.

По задумке Строгановых, возглавить поход в Сибирь должен был человек, который бы хорошо знал не только военное дело, но саму Сибирь, имел не простое происхождение, чтобы ему подчинилось местное население, традиционно испытывающее почтение к выходцам из знати. Таким предводителем похода стал Ермак. В 1574 году с полусотней опытных воинов он появляется у Строгановых и сговаривается с ними, что отправится на Волгу и Дон набирать дружину для похода в Сибирь. Строгановы обязались без него на восток за Каменный пояс (Урал) никого не отправлять.
Весной 1580 года Ермак со своей дружиной численностью 540 человек сел в струги и двинулся по Волге и Каме к Строгановым (датировка начала похода вызывает некоторые сомнения. Историк Р.Г. Скрынников датирует поход Ермака в Сибирь 1582 годом. Комендант Могилева поляк Стравинский упоминал о присутствии Ермака в московском войске в письме своему королю в июне 1581 года, впрочем, польские лазутчики могли и ошибаться: Ермак, возможно, к тому времени уже убыл на восток. - Ред.). В июне дружина Ермака соединилась с отрядами казачьих атаманов, ранее пришедшими на Урал.

По прибытии к Строгановым Ермак приступил к организации объединенной рати. В поход отобрали около 6.400 человек. Поэтому правы те исследователи, включая Е.П. Савельева, которые считают, что с Ермаком пошли в поход от 6 до 7 тысяч человек. У их противника племянника Кучума Маметкула было войско численностью свыше 10 тысяч воинов, имевших опыт сражений с московскими ратями.
Казачья вольница подчинилась Ермаку без каких-либо серьезных дрязг. Не последнюю роль сыграло то, что Ермак, судя по всему, хорошо знал Сибирь, куда предлагал идти казакам. Он мог рассчитывать и на помощь местных волхвов-проводников, которые прибыли в лагерь казаков. Кроме того, Ермак не только стремился свергнуть Кучума, но и обещал казакам вывести их с территории московского государства на вольные земли Сибири, где скиты (поселения) крайне нуждались в мужчинах. В конце июля 1580 года рать Ермака двинулась в поход…
26 октября 1581 года рать Ермака вступила в город Кашлык. Воссоединение Московии и Сибири фактически состоялось. С этого момента объединенная страна обретает полное право называться Расеей (Россией) как правопреемница древней Рассении.

О вероисповедании легендарного атамана достоверной информации нет. По бытующим в Сибири преданиям ему было присуще обращение к богам, как это было принято у славян в дохристианский период. Сказы сообщают о том, что в Сибири Ермак посещал «языческие мольбища», а в трудных обстоятельствах обращался к шаманам. Попав как-то раз в городке Чандыре на реке Тавда в «великое болванское моление» - на ритуал поклонения идолу, он спросил шамана, суждено ли ему пройти «за горы на Русь», то есть вернуться в Московию, и, к огорчению, получил отрицательный ответ...

В отношении дальнейших событий полной ясности нет. Согласно общепринятой версии, Ермак поплыл вверх по Иртышу спасать бухарских купцов, но погиб, попав в засаду. Согласно же сибирским преданиям, он собрал казаков и объявил им свое решение: все, кто желает, могут уйти в скиты (селения), располагающиеся в восточной части бассейна Иртыша; кто не желает, может возвратиться в Искер. Дружина разделилась. Один из отрядов численностью около 50 человек решил вернуться. Он в основном состоял из донцов. Прощаясь с казаками, Ермак роздал присланные царем подарки, в том числе панцири. Ермаку они были не нужны, ибо он следовал древнему правилу не надевать доспехи с чужого плеча - считалось, что они могут принести несчастье. При расставании условились не рассказывать в Искере, куда ушел Ермак, чтобы царские стрельцы не могли его найти. Отряды поплыли в разные стороны. Ермак поселился в скиту на севере нынешней Омской области. Есть версия, что он стал волхвом и прожил более 90 лет.
За отрядом донцов, который поплыл назад в Искер, следили воины сына Кучума - Алея. В одну из ненастных ночей с 5 на 6 августа донцы остановились на острове вблизи устья реки Вагая, чтобы переночевать. Отделенные от берега широкой протокой донцы беспечно не выставили охранения и стали жертвой внезапного нападения. Погибли почти все казаки. Есаул, надевший на себя один из царских панцирей, утонул. Его обнаружил внук мурзы Бегиша Яниш, ловивший рыбу у Епанчинского юрта. Есть свидетельства, что в 1650 году тайша калмыков Аблай хвастался, что он стал обладателем доспехов Ермака, которые считались у них символом военной удачи».