Бесовская музыка или как попы гусельников гнали.

Бесовская музыка или как попы гусельников гнали.

О гуслистах и скоморохах как одаренных певцах, былинниках, поэтах и музыкантах сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести временных лет (1068). Популярные персонажи русского фольклора, герои множества народных поговорок – скоморохи, гусельники составляли артели, дружины или братства, исторически известные на Руси с 11 в.. Они населяли огромные пространства Крыма, Сибири, Украины, Поволжья. Но после прихода на Русь “византийского ига” на них начались жестокие гонения со стороны церкви и гражданских властей.

Замолчали гусельки звонкие на Руси, закатилось солнце добрых людей скоморохов, гудочников и гусельников, Жесточайшим образом византия принялась “выжигать огнем” всю славянскую культуру и уничтожать музыкальные инструменты и литератутру славян. Этнограф О. Афанасьев приводит в своем труде “Поэтические воззрения славян на природу” запись иностранного путешественника Олеария, который лично видел, как с каждого дома силой отбирали все народные музыкальные инструменты и под проводом местного попа “пять телег, переполненных инструментами, сожгли на площади как оружие дьявола”.

Cуществовали многолетние методы расправы христианской инквизиции над гусельниками и скоморохами. До сих пор в церкви музыкальное инструментальное творчество по умолчанию считается “сатанинским, бесовським” действом, а народные инструменты можно увидеть ну разве что на картине Страшного Суда на стенах большинства канонических храмов.

Почему же духовное творчество славянских народов до сих пор считается проявлением сатанинства и чем оно было столь неугодно церковной номенклатуре? Дело в том, что своим образом жизни гусельники и скоморохи противопоставляли себя обрядово-религиозному византийскому укладу жизни как преступно навязанному Руси с приходом византийского христианства, а в своем творчестве они были проводниками оппозиционных настроений, чего больше всего и опасалась церковная элита.

Гусельники-скоморохи не только играли на своих инструментах, но одновременно «сказывали» произведения русской духовной народной поэзии и несли на Руси архетип добрых людей – славянских богомилов (людей милых богу), которых принято считать носителями Гиперборейской духовности, как и их последователей – европейских катаров, жестоко преследуемых римо-византией.

Выступая в качестве певцов и бардов, они вместе с тем завоевывали репутацию острословов и народных сатириков. Не мало среди них было и старцев, а народ почитал их как добрейших людей божьих, полагали за честь, если придут ко двору, говаривали: “никак сам добробоженька Свароженька в наш дом пожаловал…”.

Основной массив русских скоморохов на Руси составили гуслисты, народные потешники, юродивые калики которые в юродивой форме обличали злых церковников с их византийским мракобесием. Происхождение народного персонажа Бабы Яги историки также связывают с сатирическим творчеством гуслистов и потешников, обличающих византийский культ поклонения иудейскому богу Иегове и его Бабе Ягове (Яге). Знаменательно, что одевались они в короткополые кафтаны, а ношение короткополой одежды церковь также считала грехом, равно, как и все их “занятия” назвала не иначе, как «бесовским» промыслом.

После того, как славяне-теогамиты под гнетом гонений переселились на запад, появились свои катарские гусельники и скоморохи в Европе.Так, например, в Италии их называли «скарамуччи» («scaramucci»), а во Франции «скарамуши».

По характеру и образу жизни самих скоморохов, гусельников, бродячих музыкантов-менестрелей можно судить об их самобытном возникновении на Руси на основе профессионализации участников духовных обрядов древних славянских братств, неизменно сопровождавшихся музыкой, пением и плясками. Как свидетельствует направленное против скоморохов постановление церковного Стоглавого “разбойничьего” собора 1551, их многочисленные братства (ватаги) достигали «до 60–70 и до 100 человек».

До сих пор гусельники нереабилитированы ортодоксальной церковью и их продолжают считать “орудием Дьявола”. К тому же, с ортодоксальной точки зрения вся народно-музыкальная и инструментальная культура уже изначально считается нарушением христианских норм поведения.

Гусельники да скоморохи на Руси
Они – на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали.

Хоть бубен – не меч, а сурна – не копье,
Но кто же из смертных не знает,
Как песня уставшему силы дает,
Как музыка дух поднимает!

Беспечное племя веселых бродяг,
Рожденное духом свободы,
Не нужно им было ни славы, ни благ,
Довольно любви всенародной.

Александр Дорохов.