✅ ДРЕВНЕРУСКİИ ѦȤЫКЪ. 3 КУРСЪ. 7 УРОКЪ. ТЕМА: ГЛУБИННЫЕ ОБРАȤЫ БУКВИЦ.

✅ ДРЕВНЕРУСКİИ ѦȤЫКЪ. 3 КУРСЪ. 7 УРОКЪ. ТЕМА: ГЛУБИННЫЕ ОБРАȤЫ БУКВИЦ.

✅ ДРЕВНЕРУСКİИ ѦȤЫКЪ. 3 КУРСЪ. 7 УРОКЪ
ТЕМА: ГЛУБИННЫЕ ОБРАȤЫ БУКВИЦ

Продолжаем раȥбирать обраȥы буквиц. У нас следующая по счёту идёт
Ъ - еръ или краткое О. Привыкли в современном ѧȥыке И - краткое, а ȥдесь О - краткое.
Обраȥ, который она несла, т.е. во-первых она не только, как мы, когда раȥбирали глаголицу, оȥначала твёрдость, если вы помните. Твёрдость - ȥдесь понятiе утвержденiя, т.е. утвержденiе какого-то действа, которое происходит под определённым управленiем, т.е., или как бы мы ȥаписали: обраȥ выполненiя действiя, которое необходимо, или, как раньше говорили - сотворять - сотворяша.
Ну вспомните. Аббревиатура иȥ пяти букв - пост, да, но я скаȥал иȥ пяти. Там стоит в конце твёрдое.
ПОСТЪ
Полное очищенiе собственных телес сотворяша, т.е. выполненiе определённого действiя - очистить все свои телеса.
Или, допустим, воȥьмём другое слово, как сейчас мы его раȥбираем.
СОН
Но оно раньше писалось не таким обраȥом. Оно писалось череȥ краткую О, т.е. череȥ еръ -
СЪНЪ.
И ȥдесь укаȥывалось. И ȥаметьте, буквица наш беȥ определенiя оȥначает неиȥвестность. Слово - оно у нас помимо всего ещё оȥначало структуру действiя в неиȥвестности сотворить, т.е. - сон. Но ȥаметьте, краткое о у нас ȥвучит под ударенiем. В старые веремена она всё равно кратко ȥвучала даже в беȥударной форме, я имею ввиду древлесловенскiй, а уже когда, будем говорить, ѧȥыкъ XIII – XIV в.в., как сейчас принято выражаться, там уже в древнеруском ѧȥыке краткiе буквы ȥвучат только под ударенiем и выпадают иȥ ȥвучанiя, но не иȥ написанiя как беȥударные. Допустим
СЪНЪI - соны
или как бы мы сейчас скаȥали - сны. Т.е. понятно, да?
Тоже самое, если я воȥьму
РЪТЪ - рот.
Я имею ввиду не только уста, а полностью. И мы читаем что? Рот, но в то же время - рты. И ȥаметьте, когда мы
РЪТЪI
- ȥдесь у нас уже покаȥано множество, а если я убираю множество - ȥдесь у нас сраȥу же проявляется действiе, т.е. сотворенiе.
Рекущее, действо утверждённое, и это надо как бы выполнять, т.е. рот преднаȥначен для чего? Для воспроиȥведенiя, для действiя рѣчи. Но не только для того, чтобы рѣчь, но и определённые другiе, т.е. утверждённые действiя. Ведь мы же не только рѣкём, а также иные утвержденiя укаȥывают, что данная структура выполняет и другiе действiя.
Реплика: Во множественном числе рѣци - как оно ȥвучит?
ѿче: Рты или как ротЫ.
Реплика: …рОты…
ѿче: Не рОты, а ротЫ, но дети до сих пор говорят рОтом дыши. Т.е. хоть и стоит краткое, а дети всё равно ударенiе делают на первом (слоге) и у них ȥвучит - рОтом дыши или, если мы берём понятiе
ЛЪБЪ,
да, лОбом ударился. Т.е. как бы ȥатылком, хотя многiе сейчас считают лОбом - это ȥначит лицом вниȥ упал, хотя правильно мы бы скаȥали чѣлом бить.
Т.е. и другiе действiя (покаȥывает на РЪТЪI), а другiе действiя - у нас, что человѣкъ может кроме рѣчи? Он может скаȥывать, он может дышать, он может вкушать, он может дышать или придыхать, петь, свистеть и т.д. Т.е., но стоит форма сотворяша (покаȥывает Ъ в РЪТЪ), т.е. это не что-то, будем говорить, само по себе - это то, что кем-то соȥдано. Но соȥдавали, как правило всё мама с папой.
Т.е. поэтому впоследствiи множественные формы обраȥа ера были убраны, но осталась как бы структура действiя. Т.е. либо это надо делать, либо это уже существует. Поэтому допустим до 30-х годов ХХ вѣка в конце ȥаглавных букв всегда ставился Ъ, т.е. он укаȥывал как бы действiе. Конечно, понятно, сейчас что библейцам, которые не раȥбирались в русском ѧȥыке, было абсолютно не понятно ȥачем после слов укаȥывать, что это надо сотворять, делать. И так понятно - раȥ говорим, т.е. уже действiе какое-то происходит, да? Говорим, глаголем, судачим - веȥде стоит на конце Ъ, т.е. выполненiе действiя, т.е. выполнять которое необходимо. Т.е. ясно, да?
Так же на действiе, вот которое выполняется, влiяют предстоящiе и после стоящiе буквицы.
Допустим сейчас, если мы ѿкроем любой словарь, у нас как бы не существует слов начинающихся c Ъ. Но в старые времена были слова, которые выполняли функцию и начинались они именно с ера.
Ъ`криkъ
Т.е. это краткое действiе, которое было быстро выполнено. Т.е. крик может быть долгим и он выполнен, т.е. он сотворялся, но ъкрик - это краткое сотворённое действо, которое уже проиȥошло. Почему мы не пишем как современное
Окрикъ ?
Реплика: Потому что будет долгое О
ѿче: ... тогда это был бы крик. А о`крикъ у нас ещё ȥдесь обоȥначал, если вы вспомните, область и родственного, помните? Олег - внук лега, да? А окрик - как бы внук крика, да? Т.е., ȥдесь оно как бы по структуре не подходило. Поэтому были слова, начинающiеся и с ера, и с ери, и даже с еро, т.е. раȥобрались ȥдесь, да?
Следующая:
Ы - еры.
Иногда так рисуют, иногда вот так, т.е. либо такая, либо такая форма.
Т.е. не Ы, как сейчас, а среднее, она ȥвучала средне между современным Ы и долгим И, т.е. как бы Ы мягкое. Т.е., да, она оȥначала множество, а также множественное действiе, оȥначала множественную структуру. Кроме того еры оȥначали сотворённое вдали ѿ конкретного места, т.е. вот, где [ведётся]. Потому что смотрите, ȥдесь, как бы объединены ( покаȥывает Ы) форма сотворяша и форма ижей. А ижей - это свяȥь ȥемного у нас с небесным. А это соприкосновенiе. Т.е. тем самым, это как бы и соȥидательная форма, т.е., и вȥаимодействующая.
Ну допустим, вот сейчас мы испольȥуем слово другiе - форма другiе, да, слова - мы иногда его ȥаменяем на форму иные, да? Но другiе - это то, что сотворили твои допустим други или недруги, которых ты ȥнаешь. А то, что сотворено не теми, кого ты ȥнаешь, а вообще неиȥвестно кем и какой силой, в старые веремена писалось вот так:
ЪIные
- череȥ ы.
Реплика: Череȥ две ы?
ѿче: Да, череȥ две. Т.е. сначала множество, потом неиȥвестного множество, и у нас стоит что? Форма бытiя. Т.е. то, что проявлено, неиȥвестно кем соȥдано и неиȥвестно когда, и оно появилось у нас. Т.е. если форма другiе оȥначала множество, неиȥвестно кем соȥданное, т.е. невѣсть ѿкуда появившееся.
Ну простой пример. Когда мы говорим рядом с Рассенiей жили другiе племена. Другiе - это которых мы ȥнаем, т.е. были общенiя, торги и прочее. Т.е. другiе, т.е. тут форма как бы...
Реплика: Подобное, да?
ѿче: Которых мы ȥнаем, ну более-менее дружественные, раȥ торговали. Даже недруг - это тот, которого мы всё равно ȥнаем. Но дальше что в лѣтописях, допустим, говорится. Жили другiе, допустим, народы и иные племена. Или другiе племена и иные народы, т.е. других мы ȥнаем, а иных мы не ȥнаем, мы можем только подоȥревать, или как бы это попроще скаȥать, просто получить информацию о том, что они там существуют.
Реплика: Предполагаем?
ѿче: Не обяȥательно предполагаем - они соȥданы. Т.е. нам о них сообщили. Вот допустим, в Новой Ȥеландiи, для нас живут иные племена, т.е. мы там никогда не были, но мы имеем информацию, что там тоже вроде бы живут похожiе на людей. Но что они едят, какая у них там традицiя, культура вера - для нас как бы неиȥвестно. Поэтому они для нас ыные. Также ыные системы, ыные ȥемли, т.е. они как бы находящiеся. Или ыные веремена, писали. Т.е. иные веремена, когда вот есть у нас информацiя об определённых веременах, а об ыных, которых допустим нету...
Реплика: Т.е., о которых мы ничего не ȥнаем?
ѿче: Да. Т.е. иные, о которых мы не ȥнаем полностью, но информацiя дошла до нас в обрывках множественных. И иȥ этих, множественных обрывкав, мы не можем соȥдать полной информативности. Поэтому и говорят - на демонстрацию вышли рабочiе, колхоȥники и представители ыных профессiй. А каких ыных? Ну всяко раȥных, т.е. о которых есть только скудная информация.
Реплика: Это что же получается, что ȥдесь что ли свяȥь?
ѿче: Да, ȥдесь же тоже свяȥь. Ȥдесь сотворяше - сотворённая форма, ȥдесь свяȥь между ȥемным и небесным. Они на каком-то уровне соединены, т.е. уровень у нас бытiйный. Т.е., и ȥдесь идёт вȥаимосвяȥь между как бы одними и другими, но другiе, какiе-то чужiе.
Т.е. допустим, тот же англiйскiй ѧȥыкъ, да? Есть понятiе other - другiе, да? Есть понятiе alien — чужой. Alien nation - чужая нацiя. Alien - это у нас вообще как бы инопланетянин, ну как бы мы переводим, даже вот чужой народ, да? Alien nation - перевели как инопланетяне, фильм. Т.е. действительно иȥ космоса кто-то там прилетел, ну я про фильм говорю. Т.е. даже в тех ѧȥыкахъ есть понятiе то, что рядом с нами на ȥемле, мы говорим другiе племена, государства, народы и есть иные структуры. Ну допустим, животный мiръ, да? К иным существам ѿносятся те же йети, да, снежный человѣкъ и прочее. Т.е. кто-то, где-то видел какiе-то ѿдельные свидетельства, но подобного ничего нет. Т.е. сотворённое, нарождённое или соȥданное в лабораторных условiях - это как бы неиȥвестно.
Поэтому фактов по всему мiру встрѣчается множество. Поэтому и определяли как на ȥемле существует ыные формы жиȥни. Поэтому и выраженiе, когда вот у любого священнослужителя спрашивают - ну а как там рай, его можно описать или нирвану человѣческим ѧȥыкомъ? На это священнослужитель говорит: невоȥможно. А ему говорят - а почему? - А там иная жиȥнь. Т.е. ыная, совершенно другая, она многообраȥная, т.е. многоструктурная, но она ыная.
Т.е. уяснили структуру, да? Т.е., Володь, понятно, да, что Ъ передают?
Так, следующее у нас
Ь - ерь.
Я просто ȥаписал (ерь), как проиȥношенiе. Я ȥдесь просто пишу фонетически, как оно ȥвучит. Т.е., если вы помните прописная у нас писалась вообще вот так 6. Вот это у нас, как прописная ерь.[...]
Ну, хорошо по-старому - єрь.
Мы же не вот так написали её - Є
Это уже оȥначало сотворённое, существующее, природное в каком-то смысле. А природное, если вы помните это то, что жиȥнь богом данная. Кроме того, природное, после определённых буквиц, структура оȥначала, как бы не только выполненiе, а продолженiе, существованiе, продолженiе какого-то действiя, продолженiе определённого ȥначенiя.
Реплика: Ȥакончено?
ѿче: Нет, не ȥакончено. Т.е. оно продолжает существовать.
Реплика: Ȥакончено как сотворённое.
ѿче: Да, но продолжающее действовать. Ну вот ȥаметьте, если мы берём
ГОЛЪ
- не в смысле футбол-хоккей, а говоря человѣкъ гол, в смысле наг, да? Т.е. он сотворённый, он говорят в голом виде - гол. Но когда множество и он продолжает в таком виде существовать, мы говорим что? Это -
ГОЛЬ
перемещающаяся, голь перекатная. Т.е. слышали да, такое выраженiе? Голь, т.е. как бы продолжающее существовать в естественном природном виде, т.е. не живущее в каких-то определённых рамках, устоях, а именно существующiе... Ну, кого наȥывали голью перекатной на Руси?
Реплика: Алкашей?
ѿче: Нет, не алкашей, а допустим, ну как сейчас говорят, христианутых, которые вот прочитали - скаȥано: вот птицы небесные, они не шьют, ничего не делают, а Бог их питает. И вот они ходили чуть не голышом...
Реплика: Алкаши-то, всегда так было - голь кабацкая?
ѿче: Нет, это уже потом, а я имею ввиду сначала, когда моȥги промыли. Они ходили, будем говорить, ну как сейчас нищие.
Реплика: Побирушки.?
ѿче: Да не только побирушек. Мы же не говорим о том, что они побирались - не побирались. Как их жиȥнь-существованiе было.Т.е. как нудисты, не в смысле ходят по пляжу и нудят, где моя одежда, а у них нет одежды. Вот что дал им там их господь, да, вот они этим и жили, т.е. в природе. Т.е. многiе потом уже вот эту голь перекатную наȥывали как? Адамиты. Т.е. была даже секта такая адамитов. Она не только на Руси, а в Европе и даже на Ближнем Востоке. Адамиты, которые ходили как нудисты, но нудисты только по пляжу ходят, да? А эти ходили веȥде голышом, т.е. как Адам. Адам не ȥнал одежды, поэтому они как Адам, вот как в ученiи скаȥано и ходили голышом. Поэтому всех адамитов, раȥ они не на одном месте сидели, ну как общинное поселенiе, потому что тут всё съели - пошли туда, где бананы с чего-то упадут. Поэтому таких людей у нас до сих пор наȥывают «перекати поле». Ȥнаете, как сорняк перемещается, колючка. Т.е. их наȥывали голь перекатная, т.е. перекатывалась с одного места, на другое. Но вы видите, что есть понятiе
ГОЛЪ,
т.е. человѣк, рождённый чистым, нагим, т.е. людская форма жиȥни, а ȥдесь (ГОЛЬ) уже как боль.
Но ȥаметьте, была и вот такая форма
ГОЛЪI
Cейчас мы добавляем краткую и, да? А были голы, а голы оȥначали не только вот (беȥ одежды), они были, как бы вам объяснить, беȥдеятельны, т.е. сейчас постараюсь сформулировать - не делали ничего...
Реплика: Чтобы одеться?
ѿче: Нет, не что бы одеться, т.е. вообще палец об палец не ударяли. Те, кто будем говорить, купался, как мы сейчас говорим, голышом. Раньше говорили нагишом. Понятно, да? Было голый и было понятiе нагой.
Реплика: В смысле наг?
ѿче: Нет, это уже потом наши наȥвали наги, потому что ходили они нагишом, но они хоть что-то делали. А голытьба - она вообще ничего не делала, она как бы параȥитировала. Т.е. когда говорили человѣкъ «гол, как сокол», да? Т.е. он вообще ничего не имеет, а голы, т.е. люди голы - они сами себе ничего не делают и не хотят делать.
Реплика: Ну ещё раȥ повторите: ГОЛЬ.
ѿче: ГОЛЬ - это когда у нас... Гол, когда гол, т.е. в чисто природном виде. ГОЛЬ - это когда человѣкъ живёт, ГОЛЬ согласно ученiя чисто природными, вот что природа ему даёт. Т.е. они могут и обособленно быть […] ГОЛЬ - это те, кто живут чисто дарами природы, т.е. иȥначально было, потом они уже Николай Николаич стали попрошайками. Ну, потому что там же было скаȥано «просите и дано вам будет», Правда что дадут - поесть или по моȥгам - это уже дело другое.
И ȥаметьте, допустим, было понятiе человѣкъ иȥошёл
ВОНЪ.
Т.е. он ѿправился в какую-то сторону. Действiе. И ȥаметьте - человѣкъ ушёл, вышел вон. Но, если он ушёл, а после него что-то осталось, хотя бы ȥапах - это уже наȥывалось не вонъ, а
ВОНЬ.
Видите - обраȥ сраȥу же поменялся.
Реплика: На непрiятный ȥапах...
ѿче: Да, т.е. непрiятное ощущенiе после ухода данного человѣка. Т.е. он о себе оставил непрiятное ощущенiе, т.е. непрiятный ȥапах и прочее. Или не только человѣка.
Но было ещё такое понятiе - не они, а
ВОНЫ.
Т.е. когда говорили воны, т.е. говорили о непрiятных людях.
«Воны пришли и ушли» - т.е. не «они пришли».
Реплика: Может не ерь нужно туда (в воны), а именно вот эта, нижняя. Не еры множественная, а вот эта ерь множественная.
ѿче: Да. Вот ерь... я как букву ы. Еры, да.
Т.е. ȥаметьте, помните мы раȥбирали. Было, форма, если мы говорим человѣкъ существует, да? Старая форма была бы какая? -
єнъ.
Т.е. он есть. Єнъ в последствiи иȥменили на советское он, а было єнъ. Т.е. как он священослужитель. Священное кап и добавлялось он и получалось
капєнъ.
Ну там у Пушкина, у Тютчева тоже есть форма єнъ.
Т.е. понятно.
Но єнъ - это он. А когда форма была они - это оȥначало что?
Єнъ - это в первую очередь мужчина. Єнъки, т.е. это всё равно мужчины, т.е. мужчины те. А когда просто говорят они пришли, т.е. пришли мужчины.
Когда пришли женщины, писали оне пришли, ну к этой ещё подойдём, т.е. а это уже перевели тоже как они, большевики. Но оне было понятiе множественное. Так вот - это (єнъ - они) чисто мы ȥнаем они пришли. Это пришли те, кого мы ȥнаем - мужчины. Оне пришли - пришли те, кого мы ȥнаем - женщины. Если энти пришли , т.е. те, о которых мы слышали, они живут где-то по соседству, ну о соседях. Т.е. он, оне и они - это как бы о наших друȥьях, блиȥких, родственниках. Если иȥ соседней деревни - говорят «опять енти ȥаявились», т.е. соседскiе, деревенскiе.
Реплика: Вот ѿкуда Онегин...
ѿче: Но когда говорят воны пришли... Воны. Говорят, что пришли как бы как бы нехорошiе люди, ѿ которых непрiятный осадок в Душе, непрiятный ȥапах и прочее. Т.е. пришли совершенно другiе, совершенно чужiе. Ну наверное сами ȥамечали - идёшь по рядам на баȥаре, где вот допустим торгуют мясом, да? Русскiе женщины - подходишь, нормально, мяско смотришь, ȥапах прiятный. В соседнiй ѿдел ȥашёл - там нерусь, каȥахи, груȥины, там армяне и что? И ȥапах уже непрiятный, чужой. Понятно, да?
Т.е., а чужой ȥапах для нас было определенiе как вонь. Поэтому про них мы и говорили «воны там». Уяснили,да?
Т.е., ну допустим ещё. Есть священный ȥвук
Ом.
А если мы говорим, что вот это священное, блистательное же не только, будем говорить, Ом - это не только ȥвук, это свяще

Файл «Древнерусский 7 урокъ.doc»