✅ КЕЛЬТСКАЯ АЛХИМИЯ. Принципы развития кельтской алхимии. Одним из базовых...

✅ КЕЛЬТСКАЯ АЛХИМИЯ. Принципы развития кельтской алхимии. Одним из базовых...

✅ КЕЛЬТСКАЯ АЛХИМИЯ
Принципы развития кельтской алхимии

Одним из базовых принципов алхимической науки является совокупность, общность, связь всех частей некоего универсального Знания. В этой связи исключительную ценность представляет наследие кельтов, показавших миру ценность системных знаний алхимии, как науки глобальной, объединяющей, синтезирующей и создающей новое. Кельтская алхимия – явление надкультурное, собирающее воедино религиозное, образовательное, историческое и культурное наследие многих народов. Кельты создали уникальный подход к восприятию мира по принципу действия в нем.

Становление и развитие кельтской алхимии – процесс, который занимает особое место в человеческой истории. Иберы, лигурийцы, пикты, да`арийцы, арийцы, белги, бритты, иллирийцы и даже гиперборейцы, сказочные жители Атлантиды, – вот далеко не полный перечень древних народов и культур, повлиявших на ее формирование.

Возможно, ни одна культура мира не вобрала в себя такого объема знаний, как кельтская. Постоянно мигрируя и встречаясь с разными народами, кельты выработали принципы, которые впоследствии и определили характер кельтской алхимии как науки о пропорции, ритме и наполнении. Подобно хорошему коктейлю, кельтская культура вобрала в себя набор первоклассных ингредиентов, и по своей сути является алхимичной.

Кто является наследником кельтских традиций сегодня? Бретонцы, валлийцы, жители английского графства Корнуолл, шотландцы, ирландцы, жители острова Мэн или кто-то еще? Ответить на этот вопрос однозначно вряд ли возможно, но можно сказать, что кельты – это некое собранное, смешанное явление, оказавшее существенное влиянии на развитие всей европейской культуры.

Схема мест, где жили кельты, происходило их проявление и консолидация, напоминает некий бурлящий котел. В первом тысячелетии до н.э. кельты обитали в бассейнах рек Сены и Рейна, в верховьях Дуная. К крупнейшим кельтским племенам относились Бойи, Гельветы, Белги, Секваны и Эдуи. Впоследствии ареал их расселения расширился, и кельтами были заселены территории современной Франции, Бельгии, Швейцарии, Австрии, северной Италии. Также был заселен Иберийский полуостров, Британские острова, Чехия, Венгрия и Голландия. Как видите, территории, связанные с деятельностью кельтов, обширны. А если к ним добавить еще Америку и Африку, то окажется, что вообще сложно найти на земле место, которое не было бы связано с кельтами.

Одна из легенд об открытии Америки гласит, что именно кельты первыми из всех европейцев вступили в контакт с древними цивилизациями Америки, что обогатило кельтскую алхимию новыми знаниями. А официальные первооткрыватели и покорители Америки Колумб и Кортес были связаны с рыцарскими орденами, заимствовавшими многие принципы кельтской алхимии (Колумб с тамплиерами, а Кортес – с францисканцами). Со знаниями африканской магии кельты связаны через племя иберов, пришедших из северной Африки и объединившихся с пиренейскими кельтами. В результате их смешения возникло новое племя – кельтиберы, воевавшие с Римом в составе войск Карфагена. Именно иберы привнесли в кельтскую алхимию знания о ритме.

Кельты

Название народности могло быть разным в зависимости от места расселения, но все же у кельтов была общая форма самоназвания, которую они приняли от греков – «кельты», от слова Keltói. Римляне, покорившие кельтов к середине I в. до н.э., называли кельтов галлами (Galli, лат.). Не являясь античной, кельтская культура плотно взаимодействовала с античными государствами. Кельтский этнос состоял из множества племен, однако все они были объединены искусством построения своей культуры, основанном на знаниях геометрических пропорций, «увязывании» пространства и плетении узоров.

Искусство преобразования

Всю кельтскую алхимию можно представить, как искусство пестования красного или киновари, субстанции, которую можно преобразовать, чтобы получить некую силу. Овладение искусством киновари давало возможность существенно влиять на качество энергии в процессе ее превращения. Благодаря искусству пестования красного свойства энергии могли изменяться до полной ее материализации.

В древних индоевропейских и современных британских языках слово «красный» имеет общий корень. В английском языке – red, бретонском языке – ruz, в древнебританском – rud, в валлийском – rhudd, в ирландском - ruadh, в древнеирландском - ruad, в индоевропейском праязыке - reudh, на санскрите – rudhira, а в древнесловенском – руда.

В христианском мире красный цвет, связанный с киноварью, стал восприниматься как негативный, неуправляемый и усиливающий слабые качества человека. Считалось, что красный цвет усиливает все отрицательное, подобно буре, особенно если человек не обладает способностью контролировать преобразующую силу киновари. В христианское время красный цвет стал символом дьявола как признак того, что сила может быть приобретена только от Бога, но не изнутри. Так, красный цвет с одной стороны представлял инфернальных существ, а с другой – был символом власти и силы. Не случайно тот, кто рождался с рыжими волосами, воспринимался кельтами, как представитель Иного мира.

Символы и формы превращений в кельтской алхимии

Главный символ кельтской алхимии – всесоздающий котел, который находится в ведении бога Дагды и надежно скрыт на острове Мэн возле северного побережья Уэльса. Котел символизирует могущество и процесс преобразования, а также скрытый источник знаний, вокруг которого возникают все процессы, связанные с алхимическим превращением. Подобно Чаше Грааль, котел воскресает мертвых и питает живых.

Бог Дагда – главный покровитель кельтской алхимии. Наряду с всесоздающим котлом одним из первостепенных символов кельтской алхимии является дубина Дагды, ведающая жизнью и смертью. Обладая могущественными знаниями, Дагда покровительствовал особым лабораториям кельтов, находившимся в чудесных холмах, сидах, где происходили алхимические превращения. Сиды (sidh – «курган», «холм», кельт.) считались владениями богов и были связаны с подземным миром. Впоследствии слово «Сид» стало означать «обитель бога».

Кельтская алхимия занималась процессом преобразования любых форм материального мира, в т.ч. цветовых и звуковых. Наиболее значимой формой, символизировавшей процесс преобразования, являлся цвет. Тремя основными цветами были белый, черный и красный. Белый цвет символизировал движение, черный цвет – покой, а красный был цветом внутренней силы и преобразования

После цвета в кельтской алхимии основными преобразующими формами считались звук (ритм), предмет, персонаж и одежда. Далее отдельные шли части целого, включая части тела. Так, культ отрубленной головы был связан с почитанием отдельно живущей части целого. Сегодня в традиционном вырезании тыкв для праздника Хэллоуин мы сталкиваемся со следами действа, восходящего к кельтскому почитанию головы, как трофея, оберегающего от зла.

Хэллоуин – праздник, отмечаемый вечером 31 октября, в канун Дня всех святых. Праздник ассоциируется с ведьмами и колдунами, которые, по поверию, свободно расхаживают в эту ночь среди людей. Хэллоуин наследует традицию отмечания древнего кельтского праздника Самхейн, отмечавшегося 1 ноября, что по кельтскому календарю является началом нового года.

Самхейн – один из главных кельтских праздников. Считался крестьянским праздником и знаменовал собой окончание одного сельскохозяйственного цикла и начало другого. Самхейн считался временем, когда стирались границы между миром людей и потусторонним миром. Считалось, что в этот день духи могут придти в гости к людям, а люди, в свою очередь, могут побывать в мире ином. На праздник друиды возжигали ритуальные костры, что, вероятно, указывает на связь праздника со временами солярных культов.

Понятие алхимического ритма – одно из ключевых в кельтской алхимии – сначала переросло в культ развития (роста), а затем и в культ празднования. Из искусства слушания и работы с ритмом возникло искусство музыки, танца, поэзии, взаимоотношений, рождались ремесла и отмечание сезонных праздников – точек энергетических изменений в пространстве, связанных с ритмом. Кельтский пантеон богов тоже стал выразителем определенного алхимического ритма, совокупности жизненно важных вибраций, каждую из которых представлял определенный бог.

Все то же самое происходило с духами природы: растительностью и священными животными, - которые с развитием кельтского пантеона богов стали рассматриваться в качестве сил со свойственными им определенными качествами.

Пантеон кельтских богов весьма разнообразен, а порой кажется очень запутанным. Вероятно, некоторые боги порой выполняли лишь локальные функции и рассматривались кельтами как временные понятия. Часто упоминавшихся и «многофункциональных» богов насчитывалось немногим больше десятка, тогда как все остальные упоминались крайне редко. С развитием религиозной концепции определенные силы, природные явления и животные приобретали божественный статус. Производство оружия также было частью того или иного культа и ритуализировалось. Созданию все новых культов способствовало увеличение и усиление контролируемых кельтами территорий в процессе их преобразования.

Ритмом алхимических превращений управляла Бригит, богиня плодородия и ритма, дочь Дагды. Центральным местом кельтской алхимии является холм Тара (сид Брунг, sidh Brung), как символ огня, и река Бойн, как символ воды. Бойн является алхимической супругой Дагды.

От Дагды знания о кельтской алхимии перешли к богу любви Оэнгусу (Мак Оку), богу подземного царства Мидхиру, богу морей Лир и его сыну Мананнану (его имя носит остров Мэн). Затем наследником знаний Дагды стал Бодб Дирг (Бодб Рыжий), владелец подземной лаборатории в горах Гельты и Луг Дирг, где происходили различные алхимические преобразования.

Холм Тара – древнее поселение эпохи неолита, находящееся в ирландском графстве Мет. Построено около 2000 г. до н. э. На протяжении многих веков этот холм был главным священным местом Ирландии, крупнейшим религиозным и политическим центром острова. До XII в. – столица Ирландии. Именно здесь находилась резиденция богов из племени богини Даны и двора Конхобара МакНессы

Бог подземного царства Мидхир владел знаниями о трех наполнениях, представленных тремя волшебными коровами – наполнение питьем, пищей и действиями. В ведении Мидхира также находился волшебный котел и три фактора желания: хотеть, не хотеть и не знать, чего хочешь.

Мананнан – хранитель чудесного желтого копья и красного дротика, меча Мстителя, меча Большой силы и меча Малой силы. В его ведении находилась лодка, двигающаяся по велению мысли, и прекрасный конь, передвигающийся, подобно ветру. Мананнан владел магическими чарами и искусством быть невидимым. Также он владел знаниями потребления алхимических ингредиентов, которые вместе с волшебным элем бога-кузнеца Гонбину даровали людям вечную молодость и бессмертие. Мананнан являлся владельцем волшебного плаща, которому приписывались различные магические возможности.

В связи с постоянной миграцией кельтов менялся и их ритм жизни, следовательно, у каждого племени формировался свой пантеон, хотя и сохранялись основные, осевые боги, обладавшие собирательными чертами и множеством функций. Неудивительно, что в кельтской истории со временем появились такие персонажи, как король Артур, волшебник Мерлин, Тристан и Изольда, король Лир. Они представляли собой собирательные образы кельтского воина, кельтского алхимика, кельтской женщины, проявляя, таким образом, особые качества кельтской культуры – качества связи и синтеза.

Герои кельтского эпоса и алхимия

Вся кельтская алхимия состоит из циклов, описывающих полный процесс алхимического превращения и трансформации. Ставшие впоследствии широко известными кельтские эпические циклы являлись ни чем иным как «литературным» отражением циклов алхимического процесса. А то, что форма «описания» алхимических процессов приобрела именно литературные черты, объясняется довольно просто: поскольку жреческие группы, владевшие алхимическими знаниями, запрещали их записывать, до XIII века все сведения о них передавались в устной форме и впоследствии были зафиксированы в виде литературных преданий.

Наиболее значимым персонажем уладского цикла и всего кельтского эпоса является воин и алхимик Кухулин. При анализе его качеств и подвигов, он предстает перед исследователями тем самым мастером, который, по всей вероятности, на практике реализовал возможности кельтской алхимии как науки достижения бессмертия. В этой науке физиологические параметры героя являются частью процесса внутренней трансформации, изменяющего силу и возможности суставов, сухожилий, изменяющей даже мимику лица.

Кухулин – вероятно, историческое лицо, образ которого со временем приобрел мифологические черты. В произведениях уладского цикла Кухулин описывается воином, излучавшим свет, он обладал даром провидения и превосходил мудростью всех героев эпоса. Трактаты описывают убийство Кухулином чудовищного пса кузнеца Куланна, и рассказывают, как он в одиночку оборонял свою страну от целого войска врагов, путешествовал в потусторонний мир, где его полюбила волшебница Фанд. Вместе с героем оссианского цикла Финном Мак Кумаллом, Кухулин внес решающий вклад в становление кельтской алхимии как науки.

Кухулин имел божественное происхождение: его отцом был бог Солнца Луга, а матерью – Дехтире, дочь Оэнгуса, бога Молодости, Любви и Красоты. Герой эпоса получил знания еще в утробе матери, а после рождения его учителем стал друид Катбад. Кухулин был влюблен в Эммер, дочь Фогалла Лукавого, благодаря которой он познал могущественные и таинственные знания, силу шести даров, а позже, после множества испытаний, женился на ней. Искусства, которыми овладел Кухулин, были: искусство сохранения красоты, искусство разговора, искусство работы, искусство быть в покое, искусство сохранения приобретенного и искусство слушания.

На острове богини Скатах Кухулин обучился искусству владения оружием, искусству прохождения по мостам и удару Га-Болга. В древние времена считали, что тот, кто не умеет связывать свои действия, никогда не сможет переправиться на другой берег и его съест кровожадное животное (в искусстве увязывания и заключалось искусство прохождения по мосту).

Удар Га-Болга – искусство уничтожать надвигающуюся опасность до того, как она настигнет. В кельтской алхимии это значит «метать копье ногой» и обозначается как «удар Га-Болга».

Также Кухулин научился шести уловкам принцессы из потустороннего царства Земли теней Аоифе, которая враждовала с богиней Скатах. Однако после победы над Скатах Аоифе не только подружилась с ней, но и стала любовницей Кухулина. От их связи родился сын Конла, который позже был