✅ КУРГАН КНЯЗЯ БУСА БЕЛОЯРА. Древнейшие эпохи Русколани, включая позднюю...

✅ КУРГАН КНЯЗЯ БУСА БЕЛОЯРА. Древнейшие эпохи Русколани, включая позднюю...

✅ КУРГАН КНЯЗЯ БУСА БЕЛОЯРА

Древнейшие эпохи Русколани, включая позднюю античность, — это время сказаний и легенд. И разделить историю и легенду тут порой непросто... Великие легенды, как и великая литература, — это мир идеалов, и потому, уверен, не следует проверять каждую легенду лопатой археолога, тревожить сон древних могил, разрушать святыни из праздного любопытства...
Однако, одна из величайших святынь Кавказа — курган князя Буса Белояра, — была потревожена в новое время.

Как обнаружили и начали изучать Бусов курган и статую в XVIII и XIX веках...
Об этом кургане и о памятнике Бусу Белояру, поставленном на его вершине, было известно давно. Первым его описал немецкий путешественник и естествоиспытатель Иоахим Гюльденштедт. Он путешествовал по Кавказу летом 1771 года и зарисовал статую, увиденную им на берегу реки Этоко — притоке Подкумка.
Затем он выпустил книгу «Reisen durch Rusland und im Caucasischen Gebirg» (Спб., 1791). В этой книге он опубликовал рисунок этокской статуи, полностью воспроизвёл руническую надпись и дал подробнейшее описание монумента, лучшее по сию пору.

После обратил внимание на эту статую и канцлер Николай Петрович Румянцев, известный древностелюб, основатель Румянцевской библиотеки.
В письме от 23 июня 1823 года к митрополиту Евгению Болховитинову из Целительных Вод Н.П. Румянцев рассказал о том, как он совершил поездку в сопровождении 50 казаков к этому изваянию. Дал он и подробнейшее описание памятника:
«Монумент состоит из одного гранитного камня вышиною в 8 футов и 8 дюймов. Очень грубо изображает человеческую фигуру с руками до самого пояса, а ниже пояса видна надпись. Она тем более интересна, что начертана на неизвестном языке буквами, составленными частью из греческих, а частью из славянских. После подписи (...) высечены разные грубые фигуры. Одна изображает двух рыцарей (...). Лицо у статуи похоже не на монгольское, ибо нос длинен, и не на черкесское, будучи слишком кругло (...). Но что всего любопытнее и что может привести к разным заключениям, то это изображение маленького креста, находящееся на задней части воротника... Сам памятник называется (кабардинцами) Дука Бех».
Просветитель адыгейского народа Шора Бекмурзин Ногмов в своей книге «История адыхейского народа», изданной в Нальчике в 1847 году, также дал подробное описание памятника князю Бусу, коего он признал князем антов и адыгов. Сего Буса-Баксана он же отождествил с упоминаемым ещё готским историком V века Иорданом князем россомонов с именем Бос.
Ногмов указал, что в конце надписи, высеченной на постаменте, стоит дата — IV век н.э. Также он пересказал адыгейские легенды о Бусе, коего он признал также нартом Баксаном. Дело в том, что один из балкарских родов, басине (или бусиане), возводил свою родословную к князю Бусу, или Басу, коего грузинская историография признаёт аланом. Об этом сообщил Иоганн Бларамберг в книге «Кавказская рукопись» 1834 г.», она была переиздана в Ставрополе в 1992 году.
А легенда о Бусе стала в те годы известна многим, потому судьба памятника изменилась. В 1849 году трудами члена Одесского общества любителей древностей Авраама Фирковича — ортодоксального еврея, искавшего на Кавказе следы хазарских древностей — памятник с древнего кургана, что близ реки Этоко, был перенесён в Пятигорск и помещён близ бульвара, ведущего в Елизаветинскую (ныне Академическую) аллею и там сфотографирован.

В 1850-х годах монумент князя Буса был перевезён в Исторический музей, в Москву. В Москве его изучали многие учёные.
Археолог и геолог А. Тегуркасов писал, что этот монумент принадлежит витязю «антского племени» и, что он вытесан из трахитовой лавы, доставленной из верховьев реки Баксан. Ближайшее месторождение этого камня расположено в высокогорье, в ста пятидесяти верстах от кургана, и потому, чтобы его доставить, нужны были усилия сотен людей и владение «механическими искусствами». А знаменитый археолог XIX века А.С. Уваров признал монумент — «каменной бабой» IV века н.э. и сделал об этом сообщение, опубликованное в «Трудах I-го археологического съезда».
Затем памятник попал в запасники Исторического музея и с тех пор не выставлялся более 150 лет.

Раскопки Бусова кургана советскими археологами

К середине XX века, когда планово стали раскапывать курганы по всему Союзу, дошла очередь и до Бусова кургана.
Однако к тому времени даже о принадлежности Бусова монумента (хранящегося в запасниках Исторического музея в Москве) к Этокскому кургану, спустя годы наши учёные, историки и археологи, забыли совершенно. Ведь ссылки на редкие отчёты и труды, и письма об этом памятнике не публиковались с середины XIX века.
Также наши историки-археологи забыли и о кабардинской легенде о Бусе, связанной с этим курганом и памятником, опубликованную Ш.Б. Ногмовым. И только Б.А. Рыбаков в книге "Древняя Русь. Былины, сказания, летописи" (М., 1963) напомнил о той легенде, но без привязки к Этокскому кургану.
И вот, в 1961 году белорусским археологом В.И. Горемыкиной, коя тоже не была в курсе изысканий XIX века, сей курган был обследован и раскопан в числе многих иных.
Что же было обнаружено и к каким выводам тогда пришли археологи? Согласно отчёту В.И. Горемыкиной, в центральной части кургана ею была найдена груда из «15 массивных камней из туфа и известняка». Ещё два камня, один из которых, «большой и длинный в стоячем положении», находился на северо-востоке от центра кургана. Под камнями сперва шёл слой гравия, затем гумуса толщиной 70—80 см.
Поиски захоронения в этом месте, по словам В.И. Горемыкиной, ни к чему не привели. И тогда археолог пришла к выводу, что это остатки не гробницы, а некоего «культового сооружения», вроде капища. И это, кстати, подтверждают болгарские легенды о «пустой гробнице». Согласно им, Бус не был погребён, а «как Сын Солнца взошёл на небо».
Вокруг центрального кургана было раскопано пять погребений, три женских и два мужских (это могли быть захоронения родственников княжеской семьи Буса). В женских погребениях были найдены украшения, браслеты и бусы из сердолика и позолоченного стекла, серебряные подвески, бронзовые зеркала, а в мужских захоронениях были найдены оружие, стрелы, ножи и так далее. Также были рядом обнаружены многочисленные обломки железных сабель, наконечников копий и стрел и прочее.
Относительно времени сооружения кургана В.И. Горемыкина не пришла ни к какому выводу. Но затем археолог В.Б. Виноградов, не участвовавший в раскопках, по неясным соображениям, отнёс сооружение к «эпохе бронзы», то есть к VI—VIII векам до н. э. Замечательно и то, что археологи и историки монумент, стоявший на этом кургане, тогда же называли «половецкой статуей» и отнесли к XIV веку уже нашей эры (согласно первоначальной датировке Исторического музея), поскольку они не знали о связи этой статуи с Этокским курганом. Разброс дат более чем в два тысячелетия! Это говорит о том, сколь серьёзно следует относится к выводам современных археологов и особенно к их датировкам, кои имеют малое отношение к реальности...

Теперь, после раскопок, вершина кургана представляет собой осыпавшуюся яму. Камни, находившиеся там, отсутствуют (пошли на стройку, или отмостку дороги?). Этокская коллекция находок, как и прочие подобные коллекции, ныне, в лучшем случае, пылится где-то в запасниках, а то и утрачена. Впрочем, вероятно, именно к этой коллекции относятся выставляемые ныне в Пятигорском и Кисловодском краеведческих музеях так называемые «аланские черепа», а также некоторые иные черепа подобной формы, находящиеся ныне в частных руках...

Несколько слов в заключение

Современные люди, к сожалению, не всегда понимают важность подлинно научных археологических исследований древних культур Кавказа и Русколани. До сего времени обследована только ничтожно малая часть развалин древних городов Северного Кавказа, даже имевших столичный статус. Не говоря уже о тайных могильниках и склепах, а также пещерах, где, по преданиям, были сокрыты сокровища русколанских царей.
Да и те памятники и развалины, что обследованы, дают современным археологам и историкам больше вопросов, чем ответов, ибо выводы многих из них (к счастью, не всех) ограничены рамками псевдонаучной традиции, говорящей о дикости древних народов этого края. Поэтому им трудно оценить даже найденные вещи и памятники, находящиеся в музеях.
К примеру, монумент Буса Белояра был забыт в запасниках Исторического музея в Москве и не выставлялся полторы сотни лет. До тех пор, пока люди через печать не начали беспокоить общественность судьбой этого памятника.

Происходило это, начиная с 1995 года. И вот с 2002 года монумент наконец начал выставляться в Историческом музее, но с загадочной подписью: «Известняк. Половецкая статуя воина. XIV век». В то время как монумент вытесан из трахитовой лавы, IV век и имя Буса даны ещё первыми исследователями монумента, а также указаны в рунической подписи, но мало кто может ныне читать славянскую рунику.
Тем более, что теперь она сильно попорчена и прочесть её можно только по рисунку, снятому Иоахимом Гюльденштедтом в XVIII веке...