Молоко и беременность.

Молоко и беременность.

Молоко и беременность.

У человека в организме можно найти свыше 60 элементов таблицы Менделеева. Но ни один из них не пользуется такой всенародной любовью и не пропагандируется в питании так, как кальций. Многие глубоко убеждены в том, что беременной женщине для роста и развития младенца жизненно необходимы молочные продукты. Да, кальций действительно нужен. Но в каком объёме?

На ежемесячные массовые журналы ссылаться не буду. Процитирую более серьёзные публикации. К примеру, популярные православные издания полны советов: «Исходя из рекомендаций Института питания РАМН, суточный набор продуктов для женщин в первой половине беременности (среди прочего) может быть следующим:

Сметана – 20 г
Масло сливочное – 25 г
Молоко – 500 мл
Творог – 200 г» [1]

Всё чётко и понятно, хотя на самом деле эти официальные рекомендации Института чуть раньше звучали следующим образом: «На одного человека в сутки нужно производить около 1,5 кг молока. Эта норма установлена Институтом питания Академии медицинских наук СССР. Учёные считают, что человеку полезно потреблять молочные продукты примерно в таком количестве (в среднем в сутки, граммов): молока 500, масла 15, сыра 18, творога 20, сметаны 18, сгущённого молока 8, сухого молока 3. А всего за день 1430 г в пересчёте на молоко». [2] Если сравнивать два ряда цифр, то легко увидеть, как со временем добреет рука дающего. Как говорится, кашу маслом не испортишь…

Так ли оно полезно, молоко, беременной женщине в таком количестве, как его расписывают?

История давняя. У истоков массового навязывания населению молочных продуктов у нас в стране стоял дедушка Ленин. «Уже в марте 1918 г. В.И. Ленин поставил перед Советским правительством важную задачу – ежедневно обеспечить каждого ребёнка бутылкой молока». [3] Не знаю, может быть, сказалось его голодное детство, годы ссылок и эмиграции, но только он не руководствовался медицинскими нормами Института питания, которого тогда ещё и не было, а созданный при Советской власти Институт явно следовал заветам вождя.

ЗАЧЕМ КОРОВЕ МОЛОКО?

Кальций находится в Земной коре. Кто его оттуда берёт и включает в биологическую цепочку жизни? Растительное царство усваивает энергию Солнца (зелёный лист растения, хлорофилл, Тимирязев), затем берёт корневой системой питательные вещества и минералы для строительства своего ствола, стебля или клетки и живёт дальше, используя углекислый газ и выделяя кислород. Животные поедают зелёные растения (травоядные) или друг друга (плотоядные). Так практически все химические элементы попадают в наш организм через растительное царство. Исключения здесь весьма и весьма редки. Главное исключение – питьевая вода. Соки – уже продукт растений.
Зачем корове кальций в молоке? Да для её телёночка. Просто мы обманным путём отправляем это молоко к нам на стол. В животноводстве человек вынужден решать проблему: чем кормить голодного телёнка?
Так зачем в молоке так много кальция и все врачи наперебой рекомендуют есть молочные продукты как главный источник кальция? И самое главное: откуда корова-то его берёт? Вряд ли можно заподозрить доярок в том, что они по ночам тайком докармливают своих бурёнок творогом. Что уж тут говорить про слоников, зайцев и толстых хомяков. На Земле существует несколько тысяч видов одних только млекопитающих. И никто из них массово не нуждается в усиленном творожном питании. Что-то здесь не так. В чём дело?

А КАК У НИХ?

Нам советуют пить до полутора литров молока в день. Каких норм молочного питания придерживаются в других странах? Португалия – 98 граммов, Индия – 130 граммов, Финляндия – 980, Израиль – 520 и т.д. Это против наших 1480 граммов! «Анализ многочисленных наблюдений показывает, что даже при очень низком потреблении кальция (ниже 300 мг в день) не обнаруживаются достоверные клинические и патологоанатомические нарушения в организме взрослых людей. Наименьшее количество кальция – 368 мг – потребляется населением Японии. Удельный вес молока в питании населения Японских островов очень мал, что отражается и на поступлении кальция в организм». [21]

Меньше молока – лучше ребёнок. Именно этот парадоксальный вывод подтверждает мировая статистика. Япония находится на лучшем месте (последнее почётное место из 129 стран) по минимальным потерям среди детей. Коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет (по оценкам на 1989 год): 6. То есть у них в Японии за пять первых лет жизни среди детишек умирает всего лишь 6 младенцев на тысячу живорождённых. У нас же – 35 (85 место в мире). Рядом с нами удивительные страны: Таиланд: 35 (84 место) и Панама: 33 (87 место). [22]

Корреляция между смертностью и молочными продуктами на мой взгляд очевидна. Зависимость количества потребляемых молочных продуктов согласуется с объёмом младенческих травм, отсюда и смертность. А кто не умер, те живут с травмами.

Со своим неумеренным поеданием молочных продуктов и настойчивыми рекомендациями по поводу беременности, ухода за новорождёнными и маленькими детьми мы, как находились в мире посреди Сальвадора и Гондураса, так там и держимся.

Да вдобавок одни определённым образом озабоченные люди переводят, а другие читают и следуют советам сногсшибательной американской книги «Сильные женщины – крепкие кости», в которой дамам самого репродуктивного возраста (от 19 до 50 лет) рекомендуют потреблять с пищей кальция 1000 мг в день. [23] А это в три раза больше, чем в Японии.

Отечественные специалисты по беременности и грудному вскармливанию тоже отличились. Профессор Калерия Сергеевна Ладодо рекомендует кушать до 1500 мг кальция после родов. «Каким должно быть питание кормящей матери… до 1 литра молока в любом виде (желательно употребление кисломолочных напитков). В твороге 120-164 мг кальция в 100 граммах продукта, в молоке – 120, а в сыре – аж 910-1080». [24]

Костями корова действительно отличается в большую сторону. Разве что мозгов у неё поменьше будет. Никто не проводил над лабораторными животными, в частности беременными, экспериментов по намеренному обогащению пищевого рациона кальцием. Опираясь на многолетний опыт жителей Японии, скорее всего, результаты этих будущих опытов будут отрицательными.

Это так напоминает страшный сон, словно попадаешь на скачки с тотализатором.

Ешьте больше кальция, и ваша лошадь придёт на скачках первой!

Человеческий детёныш (Маугли) развивается целых 280 дней и рождается со средним весом 3300 граммов. Он не способен сразу же скакать вместе с мамой по городским джунглям. То ли дело корова и её телёнок! Беременность у бурёнок длится в среднем 285 дней, то есть всего-то на пять дней дольше, чем у человека. Телёнок рождается уже достаточно зрелым, с весом от 30 до 50 кг, да ещё при этом растёт как на дрожжах. [6] «За молочный период телёнок выпивает от 250 до 400 кг цельного молока». [7] «Скелет у плода весь окостеневает во время пребывания в полости матки, что даёт возможность новорождённому стать на ноги вскоре после своего появления на свет». [8]
Это совершенно оправданно. Через час – два после родов телёнок встаёт на копытца и готов следовать за своей мамой, спасая свою жизнь. Ему нужен мощный скелет. Именно поэтому коровье молоко содержит кальция в 2,5-4 раза больше, чем женское молоко. Впрочем, подобные требования по кальцию предъявляются и к козьему молоку, и к кобыльему, и к верблюжьему. Нет ни одних животных, у которых бы беременные самки во взрослом состоянии пили молоко. Мы все тоже млекопитающие, то есть кормящие младенцев исключительно грудью и своим молоком.

ИСТОРИЯ МОЛОЧНОГО ПИТАНИЯ НА РУСИ

Не буду повторять сказок про кисельные берега и молочные реки, которые часто возникают перед мысленным взором горожанина, дорвавшегося до сельской идиллии. То, что крестьянство ело молочные продукты, когда хотело и сколько хотело, – миф нашего времени. Раньше не было ни холодильников, ни молокозаводов и молоковозов, привозящих в столицу молоко за двести-триста километров. Вся Москва располагалась внутри Садового кольца. Да и была-то Москва одноэтажной с многочисленными лужайками и полянками. Картину Поленова «Московский дворик» помните? В этих дворах, на этих лужайках и полянках выпасали коров, проживавших в Москве. Заливные луга района Лужников, Девичьего поля были местом массового выпаса скота. В конце XIX века «горожане предпочитали пользоваться молоком, полученным от коров, содержащихся в городе. В Москве, например, держали более 6000 коров. На одного жителя приходилось 20 л молока в год». [13]

Это всего лишь два ведра молока… в год! Для прояснения вопроса с количеством потребляемых на Руси молочных продуктов пришлось обращаться к специальным монографиям, где есть статистика по губерниям, по зажиточности и т.д. Что же в результате выяснилось? «В среднем по статистике на одну душу в год приходилось 4 кг творога, 1,6 кг рыбы, 11 кг мяса, 800 г масла и сметаны. На практике же получалось, что некоторые члены семьи (не работники), а то и целые хозяйства этих продуктов не получали вообще. Совсем ничтожным было потребление крестьянством сливочного масла – в среднем 0,07 пуда в год на душу (чуть больше 1 кг), причём в ряде губерний его потребление практически сводилось к нулю (Вятская, Калужская, Тамбовская).
Бескоровные хозяйства практически не видели молока, сливочного масла, а отсутствие другого скота лишало возможности иметь хотя бы несколько раз в год мясную пищу. Но и наличие скота и птицы вовсе не гарантировало того, что эти продукты попадут на стол крестьянской семьи. Наряду с продуктами земледелия значительная часть, а подчас и основная масса мяса, яиц, молока и молочных продуктов шла на продажу, пополняя крестьянский бюджет денежными средствами». [14]

Подобная практика потребления молочных продуктов складывалась и при Советской власти. Вспоминает выдающийся кардиохирург, академик Н.М. Амосов: «Деревню при НЭПе помню отлично. Жили бедно. Корова, лошадь, пара овец, куры – это живность. Свиней не держали – не умели. Посевы – три-четыре десятины, то есть гектар. Ещё – покос, для сена. Общественный выгон. Кто не мог подработать на стороне или имел больше двух детей – просто бедствовал: хлеб, картошка, капуста, грибы, ягоды, постное масло, жмыхи. Молоко – в обрез, его приходилось относить в кооперативную маслодельню, чтобы заработать копейки на керосин, на лоскут ситца. Мясной приварок бывал только в сенокос и жатву». [15]
Молока употреблялось мало. Породы коров были не удоистые. Но иногда, видимо, появлялись беременные, дорывавшиеся до молока. Как раньше проходили роды у тех, кто всё-таки переедал молочное? Помирали в родах.
С появлением врачей и до тех пор, пока ещё не были открыты антибиотики для безопасного проведения полостных операций (кесарево сечение), в родах медики распиливали рожающей женщине подвздошную кость правее лонного сочленения и вынимали ребёнка через расширившийся родовой канал. Затем следовало скрепление концов распиленной кости и её заживление. Так спасали жизнь женщине и ребёнку. Сейчас эта экзотическая акушерская операция ушла в прошлое.
Но уже в то время некоторые вдумчивые врачи задумывались о влиянии молочных продуктов на предстоящие роды. «Наряду с величиной ребёнка важную роль играет при родах степень развития костей ребёнка, особенно черепа. Чем слабее окостенение, тем легче голова приноравливается к родовым путям. Поэтому возникает вопрос, не может ли определённая форма питания во время беременности оказывать влияние на развитие костей у плода». [16]

Не все врачи разделяли подобные идеи избыточного нагнетания кальция в организм беременной женщины, но и они осторожничали. «При необходимости врач может порекомендовать беременной препараты кальция (например, таблетки глюконата кальция). Однако женщина должна прекратить их приём за 3-4 недели до предполагаемого срока родов, в противном случае это может привести к раннему окостенению черепа плода». [17]
Здесь врач не прав. Поздно перед родами прекращать насыщаться молочными продуктами! К семи месяцам (32 недели) костная система ребёнка уже практически полностью сформирована. За оставшиеся два месяца он успевает лишь нагулять вес. Поэтому с 32 недели можно ждать нормальных родов, а значит и скелет должен уже быть функционально готов. «При рождении в теле ребёнка насчитывается 350 костей. Это более чем в полтора раза превышает количество костей взрослого. Многие мелкие кости детского скелета со временем срастаются в большие, и всего их становится 206». [18]
350 костей вместо 206-210!!! Вот где сказывается избыточный кальций. Вместо того чтобы мягко складывались кости, они или вообще не складываются как нужно, или же ломаются, травмируя ребёнка. Так образуются кефалогематомы, переломы ключиц и т.д. Неправильная техника ведения родов, помноженная на повышенную хрупкость скелета новорождённого, обеспечивают всенародный травматизм центральной нервной системы.
«А. И. Кайсарова в нашей клинике провела несколько необычное по самой постановке вопроса исследование: была обследована неврологически большая группа новорождённых, матерям которых проводилась активная антенатальная профилактика рахита, и полученные результаты сравнивались с контрольной группой новорождённых. Результаты оказались неожиданными: там, где была проведена антенатальная профилактика рахита, неврологическая симптоматика (и, в частности, симптомы родовых повреждений) обнаружена существенно чаще, чем в контрольной группе детей». [19]
Это пишет известнейший детский невропатолог профессор А.Ю. Ратнер. Там, где до родов пытались бороться с будущим рахитом ребёнка, назначая беременной женщине витамин Д и усиленные дозы молочных продуктов, там процент повреждённых в родах детей оказался выше.
Мысли об избыточном кальции легко объясняют и такую загадочную акушерскую проблему как раскрытие шейки матки в родах. Очень часто приходится слышать от родивших женщин, что у них в родах «не раскрывалась» шейка матки. Но подождите. Шейка матки не способна раскрываться сама по себе, словно дверь от сквозняка. Она открывается только под действием посторонних сил, в данном случае от головы ребёнка. Ребёнок пошёл вперёд, надавил на шейку, она и открылась. Если же шейка не открывается, это говорит лишь о том, что ребёнок завис высоко, будучи не в силах сложиться и опускаться в родовой канал. Именно в такой момент и помогают врачи, выдавливая ребёнка запрещённым приёмом Кристеллера или отправляя женщину на экстренное кесарево сечение. [20] Новорождённый с мощным скелетом телёнка не может родиться нормально.
Все попытки осознать и разобраться с проблемой избыточного кальция уже в прошлом. Ныне врачи столь успешно делают операции, что число кесаревых доходит до 20-25%. Кесарево сечение делается под прикрытием анестезии (наркотик) и антибиотиков, а сами врачи получают за каждое кесарево сечение повышенную оплату (до 50%). По Интернету можно уточнить стоимость этой операции в разных роддомах.

СКОЛЬКО НУЖНО НАМ?

Сразу возникает вопрос: каковы наши физиологические потребности в кальции? «По данным Фёлинга, общее количество кальция в организме 3-месячного плода при расчёте в СаО составляет 0,045 г, а к концу родов – 28 г. В крови плода кальция больше, чем в крови матери. Эту разницу определили в 0,316 мг%». [9] Оказывается, за всю беременность ребёнку необходимо набрать всего лишь 28-30 г кальция. [10] Если же молочные продукты есть в три горла, то, ориентируясь на рекомендации Института питания, беременная женщина за девять месяцев передаст ребёнку лишних … 330 граммов кальция (есть расчёты), то есть в десять раз больше его фактических потребностей. Организм же по мере возможности старается сам регулировать, сколько кальция ему взять из пищи, хотя и не способен в полной мере противостоять бешеному потоку молочных продуктов. [11]

Будущей матери может потребоваться внести некоторые изменения в питание для удовлетворения потребностей в кальции и витамине D её собственного организма и организма плода. Хотя возникновение серьёзных дефектов вследствие низкого потребления кальция при питании не подтверждено документально. Ребёнок в утробе вырабатывает свои собственные гормоны для обеспечения накопления кальция в костях. Со временем он набирает всё больше и больше кальция. Одно исследование показало, что небеременная женщина усваивает 27% кальция из продуктов питания; женщина на пятом-шестом месяце беременности – 54%, а