✅ О ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКАХ И НЕ ТОЛЬКО…. ЧАСТЬ 1. ВВОДНАЯ. Казаки – окутанное...

✅ О ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКАХ И НЕ ТОЛЬКО…. ЧАСТЬ 1. ВВОДНАЯ. Казаки – окутанное...

✅ О ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКАХ И НЕ ТОЛЬКО…
ЧАСТЬ 1. ВВОДНАЯ

Казаки – окутанное тайнами и волшебными легендами воинство, совершившее на протяжении длительной истории немало стремительных и дальних боевых походов, как по суше, так и по морям, грандиозных войн с сильными противниками, зачастую превосходившими численностью, вооружением, крепостью позиций. Не всегда их походы и войны были победоносны, но это не снижало их боевой дух, не умаляло их мужество и отвагу. Целью казачьих баталий всегда была борьба за справедливость, потому им всегда было присуще рыцарство, благородство, военная доблесть, равнодушие к смерти, изобретательность, искренняя дружба, уважение к заслуженным воинам, честность, простота, умеренность. В войске соблюдался целибат (известно, что на Сечь не допускали женщин).
В основе казачьего общества лежали обычаи: по обычаю, у них действовали выборная власть и старшина, по обычаю они делились на определенные военные подразделения, по обычаю действовали выборные суды. Возникает вопрос: как сложились эти обычаи, и еще больший вопрос: как возникло само казачество со всеми его выдающимися качествами?
Официальная история объясняет образование казачества из числа беглых от феодально-крепостнического гнета крестьян. В XV-XVI веках за пределами России и Польско-Литовского государства – на Днепре, Дону, Волге, Урале, Кубани, Тереке возникают самоуправляющиеся общины вольных казаков. Считается, что эти территории державных окраин находились под постоянной угрозой нападения диких кочевников, потому официальные власти не рисковали вести там розыск и поимку беглецов. С другой стороны, необжитые понизовья вышеназванных рек были богаты растительностью, дичью, рыбой и плодородными землями, что делало эти места привлекательными для поселения, невзирая на опасность диких набегов. Более того, современные историки подчеркивают смелость беглецов-поселенцев, рискнувших искать счастье в опасном пограничье. По их версии, беглые крестьяне постепенно развивали в себе воинское мастерство, так как очень часто они были вынуждены возделывать свои участки с мушкетами наготове – на случай набега кочевников. Их дети вырастали с сознанием вольных людей. Внешне все логично, но именно в этой внешней логике скрыта коварная профанация.
Во-первых, чтобы стать воином, нужно иметь природные качества воина: мужество, смелость, отвагу, вкус к сражениям, к риску, готовность к самопожертвованию. Воин по природе всегда предпочтет оружие земледельческому инвентарю, а воинскую баталию – земледелию.
Во-вторых, чтобы стать квалифицированным, искусным воином недостаточно иметь только воинскую природу, необходимо еще пройти серьезное, длительное индивидуальное обучение под квалифицированным руководством, а также обучение в военных подразделениях для отработки коллективных действий в различных ситуациях сражения. Все это невозможно получить, держась одной рукой за мушкет, а другой – за плуг. Казаки были отнюдь не стихийной военной ватагой, вооруженной чем, попало, а профессиональным войском, владеющим всеми видами вооружения своего времени. Вот как характеризует военные качества запорожцев Советская энциклопедия: «Казаки Запорожской Сечи владели совершенным по тому времени военным искусством, в частности, в области фортификации, тактики наступательного и оборонительного боев, имели конницу и артиллерию, собственную флотилию из легких лодок-чаек, приспособленных для морских переходов, изготовляли оружие, порох и прочее». Вот вам и беглые крестьяне. Впрочем, существует масса исторических примеров того, чего стоит настоящая профессиональная военная выучка.
В 1700 году Петр I начал Северную войну против Швеции. Но уже в первой битве под Нарвой плохо обученная 80-тысячная русская армия потерпела сокрушительное поражение от хорошо обученной 18-тысячной шведской армии. После этого Петр начал набор и обучение новой армии, введя при этом 25-летний срок службы обученного солдата, который набирал свой военный опыт на протяжении длительного срока службы. Превращение простого землепашца в воина было процессом непростым. Известен курьезный случай из той далекой эпохи, когда смышленый офицер приказал новобранцам из крестьян привязать к ногам пучки сена и соломы и командовал им: «Сено! Солома!», вместо: «Левой! Правой!». Неграмотные крестьяне не знали, где левая нога, а где – правая, зато хорошо отличали сено от соломы.
Еще одно свидетельство исторически сложившейся воинской квалификации казаков-запорожцев. Известный историк Запорожского казачества Д.И. Яворницкий по вопросу возникновения казачества как этноса обращался к древним летописцам. На основании изученных летописей, он написал следующее:
«Пoляки, пpийнявши y свoю зeмлю Киiв i мaлopoсiйськi кpai l340 poкy, чeрез певний чaс yсiх людей, якi тaм жили, oбеpнyли в paбствo, aле тi з цих людeй, кoтpi здaвнa ввaжали сe6e вoінaми, кoтpi навчилися вoлoдiти мечем i нe визнaвaли нaд сoбoю paбськoгo яpмa, тi не знесли гнiтy й paбствa і стaли сaмoчиннo сeлитиcя біля piки Днiпpа, нижчe пopoгiв, y пyстих мiсцях i дикиx пoлях, живлячись pибaльствoм i звipoлoвствoм тa мopським poзбoeм проти бусурмaнiв» (орфография оригинала).
Вот и авторитетное подтверждение того, что в низовьях Днепра селились не беглые крестьяне, а профессиональные воины, названные впоследствии запорожскими казаками. Откуда они взялись, кто такие эти казаки?
Наиболее глубокое исследование происхождения казачества, его корней сделал Дмитрий Яворницкий в своей "Истории запорожских казаков". Мы, основываясь на его выводах, отметили, что запорожскую вольницу составляли не беглые землепашцы, как полагали некоторые историки, а профессиональные воины, как по природе, так и по военной выучке. Откуда же они пришли в Украину? Яворницкий нашел корни казачества в Средней Азии, которую считал колыбелью рода человеческого. "Ученые-языковеды, – пишет Яворницкий, – связывают слово "казак" со словом "сак", которое видят в имени древнейших обитателей Турана (теперешнего Туркестана) саков, народа арийского происхождения". Яворницкий отмечает, что многие воинственные народы Средней Азии и теперь называют себя "казаками", тем самым гордо выделяясь среди не воинственных оседлых народов. Так, многие из называемых нами "киргизами" вовсе даже не знают этого названия и всегда отвечают, что они – "казаки".
Таким образом, корни, истоки казачества уходят в необозримые дали как в пространстве, так и во времени. И Средняя Азия, на самом деле, не является колыбелью ни человечества, ни казачества. Истоки их уходят еще дальше, за Гималаи. Тайны происхождения человечества и казачества раскрываются в священных писаниях Ведах. Веды записаны мудрецом Вьясадевой пять тысяч лет назад. До этого, как утверждается в самом источнике, люди обладали совершенной памятью и передавали содержание Вед в устной традиции, ни на йоту, не отклоняясь ни от стихотворного их содержания, ни от интонации в произношении стиха. Веды записаны особым образом на пальмовых листьях и хранятся в Бадарик-ашраме в Тибете.
Веды утверждают цикличный характер времени, вопреки «линейной» материалистической теории эволюции. В соответствии с Ведами полный цикл времени состоит из четырех юг (эпох): Сатья-юга (Золотой век благочестия), Трета-юга (Серебряный век), Двапара-юга (Бронзовый век) и Кали-юга (Железный век). От эпохи к эпохе происходила духовная деградация человечества, достигшая своего апогея в Кали-югу, в которой мы живем. В Трета-югу произошло деление человеческого общества на четыре социальные группы – варны:
1.Брахманы (мудрецы-священники, знавшие Веды и проводившие различные обряды);
2. Кшатрии (цари, могущественные воины, защитники благочестия, справедливости, религии и нравственности);
3.Вайшьи (земледельцы, торговцы);
4. Шудры (ремесленники).
Если изначально деление на варны происходило в соответствии с природными наклонностями людей, то к концу Двапара-юги это превратилось в кастовую систему, распределявшую людей в социальные группы не по способностям, а по рождению.
Между эпохами (югами) всегда происходят юга-пралайи (катаклизмы, стихийные катастрофы, приводящие к глобальным изменениям на планете). Особенно широкомасштабная юга-пралайа произошла между Двапара- и Кали-югой. Мощные землетрясения, вулканы, цунами высотой до трех километров, глобальные пожары и столь же глобальные наводнения совершенно изменили картину мира. Разредилась атмосфера, изменился ее состав, пришли холода, зимы, погибло прежнее земледелие и скотоводство. Население, уцелевшее после юго-пралайи, вынужденно было отчаянно бороться за выживание, постепенно деградируя до уровня животных. Лишь за высокими Гималаями в Зеленой (Кашмирской) долине (теперь это штат Пенджаб в северной Индии), в государстве Раджастан сохранилась прежняя обстановка и уцелела Славяно-Арийская культура. Юга-пралайа не была здесь катастрофической. Произошло несколько землетрясений, изменилась атмосфера, но климат остался теплым, благодаря Гималаям, растительности было достаточно для выпаса скота. Население Раджастана практически полностью уцелело и продолжало вести привычный образ жизни. Как описано в Ведах, именно здесь в конце Двапара-юги на землю явился Кришна (Крышень). По роду занятий местные жители были, в основном, скотоводами. Они пасли своих коров в богатой растительностью Зеленой долине и славили Богов во главе с ариями (знатоками Вед и благородными духовными учителями). Это подтверждает «Велесова книга» – хроника древней истории славян, написанная новгородскими волхвами в IX веке нашей эры: «Мы сами – арии... Мы знали Веды». Охраняла Раджастан военная армия – Арда. Воины Арды подразделялись на две категории: воины по природе – могущественные кшатрии, которых в Кали-югу становилось все меньше, и воины по набору из мирного населения. Каждая семья Раджастана должна была отдать в Арду десятого сына. Эти воины называли себя шаками (могущественными), благодаря блестящей военной выучке в соответствии с Дханур-ведой (Ведой военного искусства) под руководством искусных кшатриев.
Когда после юга-пралайи климат на Евразийском материке стабилизировался, обитатели Зеленой стали покидать обжитые места, чтобы заселить опустевшие земли за пределами Индостана и восстановить там Славяно-Арийская культуру.
В соответствии с Славяно-Арийской традицией арии провели обряд "ашвамедха-ягьи", выпустили белого коня и, полагаясь на волю Бога, пошли туда, куда вел конь. Впереди шла Арда, а за нею – мирное население со скотом и нехитрым хозяйством. Конь повел их на восток, в обход Гималаев. Так началось "великое переселение народов" или великое кочевье. "Велесова книга" подробно описывает это кочевье: "Имели мы стада скота и берегли их, заботясь о них. Мы сами – арии, и пришли из Земли Арийской в Край Иньский. И луга получили, придя к раю травному, для скота злачному. Обходили Загорье век. Так по неволе пришли в Дворечье".
Край Иньский – земля кхасов, нынешний Китай, где протекают две могучие реки, ныне называемые Янцзы и Хуанхе. Кхасы воинственно встретили непрошенных гостей, однако были разбиты Ардой в сражении. Вскоре в Краю Иньском началось землетрясение, и арии ушли в обход гор. "А после шли горами великими, снегами и льдами и притекли в степи со своими стадами". Это были степи нынешнего Казахстана. За истекший век их движения под влиянием Кали-юги происходило упрощение языка. Сложный санскритский звук "сш" в слове "шаки" заменился на простой звук "с" — "саки". Так появились "древнейшие обитатели Турана" саки.
Воины Арийской культуры естественно связывали себя с Богом. В разговорной речи на связь с Богом указывала приставка "ка". "Шаки" – могущественные; "кашаки" – могущественные, связанные с Богом. По мере превращения слова "шаки" в – "саки", слово "кашаки" превратилось в – "касаки", а позже – в "казаки".
Арабский летописец аль-Масуди писал: "За царством Алан находится народ, именуемый кашак, живущий между горой Кабх (Казбек) и Румским (Черным) морем. Народ этот исповедует веру магов (ведическую)".
Историк В. Шамбаров утверждает, что кашаки – предки черкесов. Все это аргументы, подтверждающие происхождение слова "казаки". Таким образом гипотеза Д.И. Яворницкого обретает историческую реальность.
Продолжение следует…
Николай ПОСЕВИН