✅ О ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКАХ И НЕ ТОЛЬКО…. ЧАСТЬ 13. ПОСЛЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ. Как...

✅ О ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКАХ И НЕ ТОЛЬКО…. ЧАСТЬ 13. ПОСЛЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ. Как...

✅ О ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКАХ И НЕ ТОЛЬКО…
ЧАСТЬ 13. ПОСЛЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ

Как пишет летопись ХV века, потерпев поражение в битве с московским князем Дмитрием, «Мамаевы князья, и союзники, и есаулы, и бояре били челом Тохтамышу», понимая свою вину за поражение в результате тактических просчетов.
Через два года в 1382 году уже сам Золотоардынский царь Тохтамыш двинул войска на Москву. Рогожская летопись свидетельствует, что когда князь Дмитрий узнал о приближении к Москве Тохтамыша, «то, услышав, что сам царь идет на него всею силою своей, не стал на бой противу него, не поднял руку противу царя, но поехал в свой град Кострому». Авторитет Золотоардынского царя-бати по-прежнему оставался непререкаем даже для мятежных князей.
На этом закончились сепаратистские амбиции князя Дмитрия. Но, кроме него, в Белой Арде подобные устремления проявлял литовский князь Ягайло. Во время Куликовской битвы он занял выжидательную позицию, преследуя свои личные цели.
Триумф Москвы, резко повысивший ее авторитет и в западнорусских землях, заставил Ягайла искать дружбы с Дмитрием. Тогда возник проект союза Москвы и Великого княжества Литовского против Ардынской диктатуры. Проект соглашения между ними предусматривал крещение Ягайла в православие и его женитьбу на одной из дочерей Дмитрия Ивановича. Но поход Тохтамыша и сожжение Москвы в 1382 г., известие о сокрушительном поражении Дмитрия, заставили Ягайла искать новых союзников.
В 1385 г. он заключил соглашение с польскими магнатами (Кревскую унию). Женитьба на юной польской королеве Ядвиге, обещание крестить Литву в католичество и присоединить ее к владениям польской короны резко изменили ситуацию в княжестве Литовском. Последствия выбора, сделанного Ягайлом в 1385 г., предавшим, подобно Даниле Галицкому, интересы родины ради личных честолюбивых амбиций и короновавшегося польским королем, в полной мере ощутили его преемники в XV в., когда конфликт между Литвой и Московским государством постепенно стал приобретать не только политический, но отчасти и религиозный оттенок.
В те годы, как отмечают хроники, славянское население составляло в Литовском княжестве подавляющее большинство, а русские отряды — большую часть его вооруженных сил. Славянскими были и города, включая Вильно, где славянское население продолжало неуклонно расти. Диктатура Арды оставалась незыблемой.

Итак, Ягайло был коронован польским королем под именем Владислава, а к власти в Литовском княжестве начал напористо пробиваться его двоюродный брат князь Витовт. Для борьбы с Ардой он заключил союз с крестоносцами и в 1390-1392 гг. вместе с ними предпринял несколько походов на Литовское княжество. Хотя попытки захватить Вильно окончились неудачей, к 1392 г. Витовту удалось занять ряд городов (в том числе Гродно и Новогрудок). В 1390 г., надеясь на поддержку Москвы, он выдал свою дочь Софью за князя Василия Дмитриевича, а в 1392 г. заключил соглашение с Ягайлом. В итоге Витовт захватил власть в Литве.
В 1399 г. был подготовлен новый поход – теперь уже против Синей Арды, сохранявшей по-прежнему мощь единства, и, в отличие от распадавшейся Белой Арды, представлявшей для Витовта реальную угрозу. Поэтому Витовт собрал все наличные силы, даже Тевтонский орден, декларирующий борьбу с язычниками, послал ему в подкрепление отряд рыцарей. В числе участников похода был и знаменитый воевода Дмитрий Боброк-Волынский, по всей вероятности, присланный московским князем. 12 августа 1399 г. после недельного стояния на реке Ворскле войско Витовта, оставив укрепленный лагерь, переправилось через реку и заставило отступить отряды эмира Эдигея. Но тем временем воины Тимур-Кутлука обошли поле битвы, разгромили войска защиты флангов и тыла, окружили армию Витовта и почти полностью ее уничтожили. На Ворскле погибли многие князья, в том числе герои Куликовской битвы — Боброк-Волынский, Андрей Полоцкий, Дмитрий Брянский, многие другие Гедиминовичи и Рюриковичи (среди них и бывший смоленский князь Глеб). Витовту удалось бежать «в малой дружине... коней переменяючи».
После этого поражения долгое время Литовское княжество было ареной ожесточенной битвы различных политических групп.
Воспользовавшись этим обстоятельством, польские феодалы решили самостоятельно сокрушить Синюю Арду. В 1430 г. польское войско вторглось на Подолье, но потерпело сокрушительное поражение. В 1440 г. Арда перенесла свою ставку в Киев. Ее территория простиралась от Карпат и до Дона, от Белоруссии и до Черного моря.
В 1447 г. королем Польши стал сын Ягайла Казимир IV, польско-литовская уния восстановилась. При поддержке польских феодалов Литва в 50-е годы XV в. еще раз попыталась сокрушить Синюю Арду, но ее войско было разгромлено в 1455 г. князем Семеном Олельковичем, успешно возглавлявшим Синюю Арду с 1455-1470 гг. Арда уже была не в состоянии контролировать ситуацию за своими пределами, но все еще успешно защищала свои границы.

Могущество Синей Арды, сдерживавшее беспредельные амбиции польско-литовских магнатов, которые алчно жаждали захватить богатые земли Арды и обратить в рабство вольных людей Причерноморских степей. В свою очередь ардынцы постепенно теряли чистоту Веры, а с ней и силу противостоять алчным агрессорам. После смерти князя Семена Олельковича в конце 1470 г. польско-литовскими войсками был захвачен Киев и большая часть ардынской территории. В Киеве был назначен воеводой лях Мартин Гаштольд.
На захваченных землях Арды, постепенно ставшей Малороссией, политика Польши отличалась крайней жестокостью. Поляки даже не пытались найти общий язык с местным населением, а просто обращали людей в рабство. Польские землевладельцы получали имения, а в города приглашались немецкие, еврейские и армянские переселенцы, получавшие всевозможные льготы и привилегии. Все это привело к утрате Ведической культуры.
Ардынские воины-казаки, будучи не в состоянии защитить территорию и свой народ, ушли в низовья Днепра, где построили укрепления-засеки и впоследствии стали Запорожскими казаками-сичевиками. Казаки-татары тюркского происхождения, проживавшие в Крыму, приняли автономный вассалитет Турции и стали называться Крымскими татарами.
В 1462 году великим князем Московским стал Иван III Васильевич. В 1463 он присоединил к Москве город Ярославль, бывший столицей Белой Арды. 1476 году он отказался платить Арде дань. Осенью 1477 года он двинулся с войском против Новгорода. Окруженный со всех сторон, город не мог защищаться, и 15 января 1478 года новгородцы приняли присягу на полное повиновение московскому князю. Это была очень важная добыча: огромное пространство севера Европейской Руси, от Финского залива до Белого моря, принадлежало теперь великому князю Ивану III. В эти же годы было покончено со знаменитым Новгородским народным вече, в обиход вошли расправы над инакомыслящими и казни на площадях.
Арда решила поставить на место зарвавшегося князя. Осенью 1480 года войско Золотой Арды с Волги степями вышло к берегам реки Оки. Иван III помнил «посещение» Москвы Тохтамышем и Эдигеем. Он откровенно струсил и решился на коварный, подлый поступок – отправил вниз по Волге на судах рать, чтобы разорить военно-административную ставку Арды город Сарай, оставшийся без армии. Воевать с мирным населением: женщинами, стариками, землевладельцами и торговцами – поступок, недостойный воина-кшатрия... Другую часть войска царь повел навстречу Арде.
Войска встретились 8 октября 1480 года на противоположных берегах реки Угры (приток Оки) и стояли две недели в бездействии, пока сильные морозы не сковали реку. Иван III приказал воеводам отступить к Кременцу. Все изумились. Воины поняли, что князь страшится битвы, и тоже оробели. «Полки не отступали, но бежали от неприятеля», – писал Н. Карамзин. Однако ардынский военачальник Ахмат не торопился переходить реку и ударить в тыл бегущим. Он не мог понять причин бегства огромного войска и опасался засады и западни. А тут еще пришло известие о пиратском нападении московского отряда на оставшийся без защиты Сарай. Ахмат был вынужден спешно увести войска назад.

Эта победа Ивана III над Ардой «не имела чистой славы в глазах современников», – писал Н. Карамзин.
Таким образом, Белая Арда прекратила свое существование. Сепаратные княжества Литовское и Московское стали самостоятельными. Потерялось единство военно-административных округов «орд».
Золотая Арда разделилась на Царства Казанское и Астраханское, Козацкие и Колматские Орды; в низовьях Дона и на Кубани поселились «казаки Кубани Татари» (так называли их историки). За Уралом простиралось огромное Царство Сибирской Татарии со столицей в Тобольске, южнее – Степь Казачьей Орды, на территории нынешнего Казахстана — «Koзaки Taтaри».
Это множество «татар» упоминается в историческом документе – «Статейном списке посольства в Англию дворянина Григория Микулина и подъячего Ивана Зиновьева. 1600 -1601 г.г.», опубликованном в 1866 году в Сборнике князя Н. Оболенского. Слова «Татаровя», «Татарех», «Орды» — написаны в документах с большой буквы, потому что речь идёт не о диких кочевниках, а о регулярных войсках. Причем «казаки» и «татаре» - слова-синонимы.
Вышеперечисленное множество «татар» запечатлено и на картах Российской Державы в атласе «Theatrum Orbis Tenarum» крупнейшего голландского издателя карт своей эпохи В. Блау. Карты составлялись на основе личных поездок и древних карт. Эти карты в очередной раз подтверждают, что татары – не дикие кочевники, а воины-казаки, а места их проживания сохранились и поныне: казаки уральские, волжские, кубанские, донские, днепровские.
Так распалась Арда, просуществовавшая около 300 лет и отстаивавшая целостность Арийской Державы. Распалась, потому что под влиянием века Кали утратила духовную силу и чистоту.
Впрочем, ряд казачьих автономных округов: Царство Астраханское, Козацкие и Колматские Орды; «Козаки Кубани Татари», Ногайская Арда и Шибанская Арда (Сибирь), Степь Казачьей Орды, Синяя Арда – в ХV веке все еще составляли огромную Ардынскую Державу. Из ее состава выпала только Белая Арда (Московия и Литва). Во главе Ардынской Державы стояла царская династия Черкасских. Поэтому казаков еще звали черкасами (воинами царей Черкасских). В честь династии Черкасских были названы города Черкассы на Днепре, Новочеркасск на Дону, Черкесск на Кавказе.
Но Ардынская Держава уже не была прежним монолитом с непременной взаимовыручкой казачьих округов. Связи между округами слабели, во многих округах казаки оседали на землю, становились земледельцами, утрачивая воинский статус. Привязываясь к собственности, былые воины-профессионалы теряли свою чистоту и силу.
Продолжение следует…
Николай ПОСЕВИН