✔ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

✔ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

✔ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
ТЕМА: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. УБИЙСТВО ЦАРЯ ФЁДОРА ГОДУНОВА
Несмотря на хорошее образование, близкое к европейскому, отменное здоровье, ум, не уступающий отцовско¬му, некоторый опыт в делах управления, 16-летний царь) Федор Годунов, конечно же, нуждался в советниках. По¬этому было велено трём знатнейшим боярам князьям Ф.Мстиславскому, Василию и Дмитрию Шуйским оставить войско и прибыть в Москву, чтобы правительствовать в Думе. Вернули из ссылки Б.Вельского и возвратили ему всё его достояние. Возглавлять войско доверили П. Басманову, так как не сомневались в его способно¬стях и верности. Басманову дали в помощники знатного боярина кня¬зя М.Катырёва-Ростовского - человека доброго, но слабовольного.
С ними послали новгородского митрополита Исидора, чтобы вой¬ско в его присутствии целовало крест и клялось в верности новому царю Фёдору Годунову. Басманов и его помощники прибыли к вой¬ску 17 апреля, собрали и построили его. Затем Басманов сообщил о воцарении Фёдора, прочитал его грамоты, в которых обещалось по¬сле 40-дневных поминок царя Бориса войску выдать большое вознаграждение. Многие сокрушались об умершем царе, а его старые не¬други радовались. И, тем не менее, войско присягнуло Фёдору. С этим известием митрополит Исидор возвратился в Москву. Басманов возглавил войско. Однако, усердно служа царю Борису, он не захо¬тел также служить юному Фёдору, несмотря на то, что дал клятву и целовал крест.
Басманов некоторое время изучал положение дел и настроение людей, которое было далеко не радужным. Многие давали присягу нехотя, уже уверенные в том, что самозванец и есть царевич Дмит¬рий. Узнав настроение большей части ратников, Басманов вступил в тайные переговоры с Лжедмитрием и заручился его содействием. В это время самозванец деятельно собирал силы и укреплял города. Слал письма в Речь Посполитую с требованиями прислать новые дру-жины. Вскоре к нему прибыл М.Ратомский с дружиной, обещали прибыть и другие ляхи. Но эти приготовления вряд ли спасли бы са¬мозванца, если бы московское войско, воодушевлённое верным вое¬водой, решительно двинулось против него.
Однако такого действия не последовало, ибо главный воевода Бас¬манов уже агитировал других воевод склониться на сторону Лжедмитрия. Его поддержали князья Василий и Иван Голицыны и М.Салтыков. Они быстро договорились и ещё несколько дней тайно подбивали к предательству других, которых набралось немало. На их сторону перешли боярские дети Рязани, Тулы, Каширы и Алекси-на. 7 мая заговорщики собрали войско. Басманов сел на коня и объя¬вил Лжедмитрия московским царём. Верные присяге воеводы князья М.Катырев-Ростовский, А.Телятевский, И.Годунов и незначительное число других ратников пытались бежать в Москву. Но их настигали и убивали. Схватили И.Годунова и связанным привели в стан.
Теперь уже никто не мешал войску присягнуть на верность само¬званцу. Осада Кром была снята. Осаждённые и осаждающие побра¬тались. После прибытия Лжедмитрия и присяги войска большая его часть двинулась к Орлу, куда ей повелел идти самозванец. В Кромах часть войска он распустил на месяц на отдых. Другую часть послал к Москве. Сам с 3 тысячами надежных сподвижников шёл следом за
ней. Везде ратные люди и жители встречали его хлебом и солью, сда¬вали города и сёла. Даже из далёкой Астрахани привезли к нему в цепях воеводу М.Сабурова, ближнего родственника царя Фёдора. Волна измены катилась к Москве. Первыми ее вестниками были бе¬жавшие воеводы М.Катырев-Ростовский и А.Телятсвский со своими дружинами.
Царь Федор изъявил им благодарность, но положение час от часу ухудшалось. Думские советники не могли найти действенных мер для исправления положения. Все оставались в бездействии: и началь¬ники, и воины. Единственное, что ещё делали, так это ловили гонцов самозванца, пытавшихся распространять его грамоты среди москов¬ских жителей. Грамоты жгли, гонцов садили в темницы. Лжедмитрий, чувствуя, что грамоты не доходят до Москвы, направил туда двух смелых и расторопных сановников Плещеева и Пушкина, снаб¬дил их грамотами и велел ехать вначале в Красное Село для возму¬щения его жителей, а затем с ними пробиться в столицу.
Жители Красного Села присягнули самозванцу и двинулись в Мо¬скву. Высланные царем ратники, увидев большую толпу народа, воо¬ружённого чем попало, повернули назад и бежали. Красносельцы, славя самозванца, 1 июня вместе с его посланцами торжественно во¬шли в Москву, и которой нашли множество единомышленников. Ог¬ромная толпа устремилась к лобному месту. Там она остановилась, чтобы услышать грамоту Лжедмитрия к народу. Посланцы самозванца читали грамоту, а толпа благоговейно слушала. В то время, когда народ слушал грамоту, патриарх молил бояр действовать, но сам от страха не решился выйти к народу и усовестить его и только плакал.
Бояре Ф.Мстиславский, В.Шуйский, Б.Вельский и другие думцы вышли из Кремля к народу, сказали ему несколько увещевательных слов и пытались схватить гонцов Лжедмитрия. Но народ воспроти¬вился и не позволил их взять. С воплями толпа ринулась в Кремль. Стража и телохранители исчезли, бросив царя Фёдора. Мятежники ворвались по дворец, стащили юного царя с престола, но не убили. Самого царя, его мать и сестру перевели из Кремлевского дворца в дом Б.Годунова. Там к ним приставили стражу. Всех царских родст¬венников Годуновых, Сабуровых, Вельяминовых схватили и заклю¬чили под стражу, собственность растащили, а дома сломали.
Во время грабежа и разбоя появился Б.Вельский, который заявил мятежникам, что всё казённое принадлежит Дмитрию. Вместе с дру¬гими боярами он старался уменьшить погром, ссылаясь на нового царя. 3 июня все присягнули самозванцу. Князья И.Воротынский, А.Телятевский, П.Шереметев, думный дьяк Власьен, другие знатные чиновники и граждане выехали из столицы к самозванцу в Тулу с повинной. Лжедмитрий уже знал всё, что произошло в Москве. Чтобы довершить переворот, он направил туда князей В.Голицына, Мосальского и дьяка Сутупова с тайным наказом, а П.Басманова с воинской дружиной.

Эти новые опричники начали со смещения патриарха Иова. Его одели в чёрную ризу, водили и позорили в храме и на площади. Нако¬нец, вывезли на телеге из города и заточили в Старицком монастыре. Затем решили судьбу Годуновых, Сабуровых и Вельяминовых. Их всех отправили скованными в темницы дальних низовых и сибирских городов. Начальника сыска С.Годунова задушили в Переславле. Сле¬дом решили судьбу юного царевича, его матери и сестры. Князья Голи¬цын и Мосальскнй, дьяки Молчанов и Шерефетдинов взяли с собой трёх здоровенных и зверовидных стрельцов и пришли в дом Б.Годуно¬ва. Юный царь Фёдор и его сестра Ксения сидели рядом с матерью.
Их оторвали друг or друга, растащили в разные комнаты и велели стрельцам задушить юного царя и его мать, что те и сделали. Правда, юный царь Фёдор, наделённый необыкновенной силой, долго борол¬ся с четырьмя убийцами. Ксению самозванец приказал доставить к себе в дом и сделал своей наложницей. Затем выкопали тело царя Бо¬риса, переложили его в деревянный гроб, перенесли в девичий мона¬стырь Св.Варсоыофия на Сретенке и похоронили уединённо, вместе с телами Марии и Фёдора. Так трагически завершилось царствование и правление Б.Годунова, взлёт и падение его семейства и рода. Те¬перь мы вполне можем определить круг лиц, которые виноваты в том, что Россия оказалась под пятой самозванца, ляхов и предателей. П.Карамзин, как мы видели выше, всю вину свалил на Б.Годунова. На самом деле всё было иначе.
Выше уже приводилось говорить, что главным виновником всех бед того времени был Иван IV. Именно он был зачинателем граждан¬ской войны в России, которая с новой силой вспыхнула после смерти его сына Фёдора. Именно он был виновником пресечения династии. Именно он уничтожил старую полководческую московскую школу и многих представителей знатных родов и т.д. и т.н. Второе место по значимости вины несут Романовы. Именно они в конце XVI века вы-двинулись вперёд в борьбе против Б.Годунова. Именно в их среде возникали, муссировались и распространялись слухи о виновности Б.Годунова в гибели царевича Дмитрия и необходимости покарать его. Эти слухи плодились и распространялись среди боярских холопов Ро¬мановых. В конце концов, эта подрывная работа дала свои результа¬ты, появился человек - Г.Отрепьев, их холоп, который внял этим слу¬хам и со свойственными ему способностями взялся за самозванчество.
Третья степень вины без сомнения, лежит на П.Басманове, облас¬канном и приближённом Б.Годуновым, служившем ему вполне усердно, но отказавшемся служить его сыну и повернувшим войско против законного царя. Четвёртая степень вины лежит на князьях Го¬лицыне и Мосальском, дьяках Сутулове, Молчанове, Шерефетдинове и других, которые непосредственно участвовали в убийстве юного царя Фёдора, его матери, заточении патриарха Иова, Годуновых, Са¬буровых, Вельяминовых, удушении С.Годунова. Были, конечно,
многие другие изменники, но их роль во всей этой трагической исто¬рии значительно меньше, чем роль перечисленных выше.
Пока разворачивались эти драматические и трагические события на юге и в центре России, на Тереке они тоже отразились катастрофиче¬ски. В 1604 году собранное воеводами окилышчими Батурлиным и Плещеевым войско выступило с берегов Терека к Каспийскому морю. Правитель Дагестана Шавкал, уже старый, лишённый зрения и здоро¬вья, бежал со своими отрядами в высокогорные районы Кавказа. Московские рати заняли его столицу Тарки. На высоте, где стоял дворец Шавкала, московские ратники построили стену. Эту крепость назвали Новым городом. Кроме этого, заложили крепость на Тузлуке. Одни строили крепость, другие воевали, совершая походы до Эндреиа и Тёплых вод. Впрочем, сильного сопротивления не встречали, пленяли жителей в селениях, забирали хлеб, угоняли табуны и стада.
В то же время опасались недостатка в продовольствии. Чтобы из¬бежать голода, воевода Батурлин глубокой осенью 1604 года отпра¬вил 5 тысяч ратников зимовать в Астрахань. Московская рать двину¬лась в Астрахань со всей предосторожностью, в готовности отразить нападение неприятеля. Противник всё же решился напасть. Кумыки, возглавляемые сыновьями Шавкала, напали на московскую рать в степи. Сражение было упорным и длилось целый день. Московские ратники построили из повозок четырёхугольный гуляй-город и отра-зили все наскоки кумыков, потерявших убитыми около 3 тысяч чело¬век. Ночью кумыки ушли, и московская рать благополучно дошла до Астрахани. Об этом кровопролитном сражении воеводы написали в Москву и князю Александру Иверскому.
Воеводы рассчитывали, что весной его войско соединится с мос¬ковскими ратями, тогда можно было бы очистить горы от неприяте¬ля, овладеть всем Дагестаном и уже беспрепятственно строить в нем города. Но войско Александра Иверского, который вместе с Иверией стал жертвой шаха Аббаса, не подошло. Не возвратилось и войско из Астрахани, так как в центральной России полыхала гражданская война и уже никому не было дела до терских завоеваний. В марте 1605 года по повелению шаха Аббаса сын Александра Константин убил своего отца и стал правителем Иверии, теперь уже полностью подконтрольной шаху Аббасу. Посол Б.Годунова М.Татищев заявил, что московский царь не уступает Иверии шаху Аббасу, который сам разрушил дружбу России и Персии.
Тем не менее, Иверия (Грузия) была надолго потеряна для России. М.Татищев уехал из Загема и перебрался Карт линию в поисках невесты для юного царевича Фёдора. Правитель Картлинии Юрий согласился отдать свою дочь Елену за Фёдора и присоединиться к России. Но договориться, окончательно не успели. Виной всему было поражение и гибель всех московских ратей в Дагестане. Весной 1605 года турецкий султан подкрепил своими силами Шавкала и его воин
ство. В поход против московских ратей двинулись турки, кумыки, лезгины, аварцы, которые подступили к Койсе. Там начальствовал воевода князь В. Долгорукий. Имея мало ратников, он зажёг дере¬вянную крепость и на судах морем приплыл в Терский городок.
Тогда собранное турками ополчение осадило рать воеводы Бутур¬лина в Тарках. Этот воевода, уже старый летами, славился добле¬стью и мужеством. Несмотря на недостроенную стену и потери в лю¬дях, ему удалось отбить несколько приступов. Часть стены была раз¬рушена до основания. Взлетела на воздух подорванная осаждающи¬ми каменная башня с дружиной московских стрельцов. Бутурлин по¬нимал, что отстоять крепость не удастся, поэтому решил хотя бы спа¬сти остатки своей рати. Он пошёл на переговоры с турками. Главный турецкий паша был у него в крепости, пировал и клялся выпустить россиян с честью и доспехами. Обещал выделить продовольствие на путь до Астрахани.
Но вероломные кумыки, выпустив рать Бутурлина из крепости, окружили её в степи и напали со всех сторон. Началась резня. Мос¬ковские ратники бились отчаянно, но противник на этот раз оказался сильнее. На глазах отца погиб сын Бутурлина, а затем и он сам. Так¬же погибли воевода Плещеев с сыновьями и воевода Полев. Погибли почти все, кроме тяжелораненого князя В.Бахтеярова и ещё немно¬гих оставшихся в живых. Все они потом были освобождены султа¬ном. В сражении погибло почти 7 тысяч московских ратников. В ре¬зультате этого поражения Россия была лишена своего присутствия в Дагестане на долгих 118 лет.