Поверья наших предков про веник.

Поверья наших предков про веник.

В стародавние времена отношение к венику было двойственным. С одной стороны, наши предки приписывали ему связь с нечистой силой, а с другой – считали неплохим средством защиты от огромного множества напастей. Собственно, это и понятно: веник не только соприкасался с мусором, но также вычищал от него дом.
Зачем нечистой силе веник?
Согласно славянским традициям, нечисть могла обернуться веником, или попросту держать его в руках, используя в злокозненных целях. В былые времена верили, что если ведьма прикоснется им к вымени коровы, тем самым она «отберет» удой. Оголодав же слишком сильно, ведьма возьмет и собьет веником росу с пастбищ, а тогда уже от всего стада не дождешься молока. Кроме того, веник подкладывался в телегу молодоженов в свадебном поезде, что якобы лишало их будущего семейного счастья. Довольно часто представители темных сил использовали веник в качестве негативного метательного средства. Согласно некоторым поверьям, колдуны подбрасывали его к дому, перекидывали через крышу или укрывали под порогом, дабы таким образом наслать порчу на неугодные семейства. Ежели навредить надо было одному человеку, веник бросали ему вслед.
От чего защищал веник?
Опять-таки, наши предки верили, что веник способен защищать от многих несчастий и злодейств.
Веник спасал от нечистой силы. Наши предки были смекалисты, а потому додумались, что врага можно бить его же оружием. А потому, тем, кто имел дурную славу причастности к колдовству, кидали вслед веник. Чтобы защититься от «темных» сил, ставили веник (то ручкой вверх, то обычным способом) перед дверями дома, дабы этот «постовой» не пустил внутрь тех, кого не надо. Аналогичные функции защиты выполнял и веник, поставленный в изголовье роженицы или прислоненный к колыбели младенца. Ничто так не защищало от болезни, как правильное использование веника. Его целительские способности признавались не только в бане. Для изгнания хвори больного обметали веником, перебрасывали его через тело, привязывали к больному месту, заставляли «пациента» перешагивать через веник или принимать отвар из прутьев, укладывали на веник, покрывая сверху другим – способов так много, что перечислить все довольно сложно.
С веником даже существовал специальный ритуал от расхищения урожая грызунами и птицами. Он заключался в том, чтобы по часовой стрелке обойти поле, держа в руках старый веник, ритмично взмахивая им по направлению от себя. В соответствии с другими вариантами, нужно было подложить в собранный первый сноп три прутика из веника. Силу огня при пожаре пытались унять, обходя вокруг дома со старым веником. Его же втыкали на полях в грядки между стеблями ржи и льна, чтобы уберечь от града и бури будущий урожай. А веник «ветеранского статуса» вообще берегли как зеницу ока. Его даже не разрешалось жечь в печи из опасений, что это вызовет ураганы в атмосфере, а в доме – напасти и неурядицы вроде нашествия клопов.