РАЗНОЦВЕТНЫЕ МИРЫ: ПОПУЛЯРНОЕ ВВЕДЕНИЕ В «СПИРАЛЬНУЮ ДИНАМИКУ»

РАЗНОЦВЕТНЫЕ МИРЫ: ПОПУЛЯРНОЕ ВВЕДЕНИЕ В «СПИРАЛЬНУЮ ДИНАМИКУ»
Поэтому осознание множественности миров — первый шаг к осознанию своего мира и присущих ему ограничений, а значит — стимул к дальнейшему развитию, открытию для себя новых, более высоких миров и открытию себя для них.Парадигмы мышления нельзя оценивать с этической точки зрения («добро-зло», «лучше-хуже»), потому что они отражают способ мышления, а не ценности или нормы поведения (не «что такое хорошо и что такое плохо», а «как узнать, что хорошо и что плохо»). Одна и та же парадигма мышления может диктовать ее носителям широкий спектр поступков. И наоборот, одни и те же поступки могут быть вызваны разными мотивами, поэтому важно не что человек сделал, а как он пришел к решению это сделать. В одном и том же мире живут люди, из которых кого-то мы оценили бы как праведника, а кого-то — как законченного злодея. Но, не понимая их мира, мы вряд ли нашли бы общий язык с любым из них.
Миры (в лице разных людей) сосуществуют в рамках одной компании, одного государства, соседей по лестничной площадке и соседних народов, создавая множество проблем взаимопонимания (взаимонепонимания?). Когда люди имеют разные картины мира — они ничего не могут друг другу объяснить. Красный «новый русский» никогда не поймет, что ему талдычит синий бюрократ — какие правила могут быть, если право только одно: «я так хочу»? Синий бюрократ с неприязнью относится к красному и оранжевому нарушителям правил (хотя ему невдомек, что нарушают они их из разных соображений). Оранжевый с презрением относится к красному, полагая его примитивным: зачем силой брать то, что само придет в руки? Для оранжевого естественно вернуть проигравшему выигрыш, чтобы иметь возможность сыграть еще раз. Зеленый может тихо ненавидеть синего — ведь тот за инструкциями не видит живых людей! А синий считает зеленого рохлей, у которого ни правил, ни порядка!
Однако же что движет людьми при переходе из мира в мир? Выше, описывая миры, мы уже на этом вчерне останавливались. Есть две составляющие — внешняя и внутренняя. С одной стороны, во многом определяющую роль играют условия жизни. С другой стороны, есть возможности сознания человека и, что немаловажно, его собственные стремления к развитию (или отсутствие таких стремлений). Без этого внутреннего побуждения человек легко застревает в первом же мире, обеспечивающем ему минимальный внешний комфорт, и может остаться там навсегда (вот почему «цветные» миры — это в каком-то смысле пространство для работы нашей души). Точно так же одни и те же условия жизни порождают разные картины мира, разные системы поведенческих стереотипов — в зависимости от личного уровня развития человека. Вот почему разные миры часто пересекаются во времени и пространстве, приводя к непониманию и конфликтам.
Миры плавно перетекают один в другой, «чистых» цветов в природе не существует — это абстракция, модель, удобная для практического применения. Работая с ними, нужно помнить, что жизнь всегда богаче любых моделей. Конечно же, среди окружающих нас людей редко можно встретить «чистые» цвета спектра: парадигмы могут сосуществовать в рамках сознания одного человека, не пересекаясь, поскольку относятся к разным сферам его жизни. Человек может быть оранжевым предпринимателем на работе и строгим синим отцом семейства, а приходя на стадион, совершенно по-красному болеть за свою команду.
Еще создатель теории «спиральной динамики» Клэр Грейвз обнаружил, что парадигмы «движутся зигзагом» между темами самовыражения и самопожертвования. Обратите внимание: теплые цвета маркируют парадигмы самовыражения (индивидуалистические, материалистические), а холодные — парадигмы самопожертвования (коллективистические, идеалистические). Собственно, именно поэтому он назвал свою теорию «спиральной» — каждый раз идет возврат к предыдущему, но на более высоком уровне. Еще более важно в названии теории слово «динамика» — ведь для человечества характерно развитие. Движение вверх всегда идет в сторону усложнения жизни. Расширяется психологическое пространство, широта взгляда на мир, растет число «степеней свободы» и граней личности, разнообразие альтернативных способов сделать что-то, усложняются потребности человека. Парадигмы возникают вначале у отдельных наиболее «продвинутых» людей, а по мере изменения условий жизни распространяются подобно волнам.
* * *
Является ли бирюзовый мир последним в цепочке миров? Следующий мир имеет коралловый цвет, но заглянуть в него мы пока что не можем. Вопрос о количестве миров остается открытым. Будем помнить, что в свое время обитатели каждого мира очень долго считали его последним и совершенным — пока не появлялся следующий.Можно бесконечно скользить по поверхности желтого мира, наблюдая смену картинок в калейдоскопе и рассматривая мир как шоу для тебя одного (для тебя одной). Однако это может рано или поздно надоесть, и тогда неизбежен поиск смысла на новом уровне — там, где ответы синего и зеленого миров уже лишены смысла. Этот новый бирюзовый мир только забрезжил на горизонте в виде отдельных идей, мыслителей и книг, и поэтому мы мало что можем о нем сказать. Обитатели бирюзового мира видят мир единым организмом, в котором души всех людей происходят из одного корня. Если желтый мир — это «хай-тек», то бирюзовый — «хай-хьюм» (high-hume), то есть мир высоких психологических и социальных технологий, духовных учений и практик.
Бирюзовый мир — мир-организм
Желтый мир — это мир сегодняшнего сетевого сообщества, вырвавшегося за тесные рамки мира зеленых идеалистов. Он возник совсем недавно, с широким распространением Интернета, представляющего собой открытую среду для самореализации и самовыражения, где правила оранжевого капитализма игнорируются хотя бы в силу опережающего темпа развития. Желтый мир — это калейдоскоп систем и форм, в нём знания и компетентность важнее ранга и статуса. Изменения являются нормой жизни, для человека естественно быстро и безболезненно адаптироваться к ним. Человек в желтом мире живет множеством жизней одновременно и может свободно скользить по мирам: он предстает то синим правоверным, то оранжевым честолюбцем, то зеленым источником всеобщей любви, но всё это для него — лишь роли, не затрагивающие внутренней сущности. Часто называют желтый мир первым миром второго порядка — потому что его представители способны понимать и принимать людей других миров, в то время как во всех предыдущих мирах их обитатели нормально воспринимают только своих людей и свои идеи, фильтруя всё остальное. Независимость, свобода, достоинство, компетентность — вот единственные ценности желтого мира. Деньги даются здесь без особого труда и не слишком ценятся — они важны только как инструмент достижения свободы, а к внешним признакам свободные люди желтого мира равнодушны. Это всего 1% населения, но уже 5% власти. В желтом мире можно добиваться своих целей, никому не вредя, в то время как в красном победителю принадлежит только то, что он отнял у других, а в оранжевом — то, что он выиграл. Обитатель желтого мира — мастер стратегии win-win («выигрыш-выигрыш»). Для красных этот подход непонятен, синие допускают договоренность на основе правил, оранжевые — временный компромисс, зеленые — компромисс ради гармонии. И только для желтых win-win — это не компромисс как взаимная уступка, а реальное нахождение взаимного выигрыша.
Не зря зеленый цвет похож на цвет болота: здесь всё происходит медленно и далеко не самым эффективным способом, чтобы не нарушить гармонию и не задеть интересы. Те, которых это не устраивает, вырываются из тисков коллектива в желтый мир и, подобно серфингисту, скользят по поверхности — обитатель желтого мира не дает поймать себя ни деньгами, ни властью, ни статусом.
Желтый мир — мир-калейдоскоп
Зеленый мир — это мир справедливости, понимаемой не как воздаяние за заслуги, а как неоспоримое равенство возможностей. Экуменические церкви и «скандинавский социализм» предлагают разные модели такого равенства. Некоторые эксперты считают, что в зеленом мире живет уже 10% населения Земли, но эта цифра явно преувеличена.
Первые ростки зеленого мира пробиваются сотни лет назад, но синий мир давит их своей системой. Исторически начало зеленого мира — это эпоха хиппи, «Битлз», Парижская студенческая революция 1968 года. Постепенно зеленый мир захватывает университетские кампусы, где вчерашние студенты стали профессорами, да так и остались зелеными по духу. Антиглобалисты и «Гринпис», феминистические движения и борцы за права животных — все они родились в зеленом мире, хотя и не все сохранили ему приверженность (кого-то купил оранжевый мир, а кого-то поработил красный).
Входной барьер в зеленый мир для человека — высокий уровень личного развития («правила внутри, а не снаружи»), для социума же необходим определенный уровень благосостояния — ведь продуктивность зеленого мира существенно ниже. Зеленый мир приходит только в богатые места, где первые потребности удовлетворить несложно, а от иных потребностей можно и отказаться.
Зеленый мир — это мир гармонии и совместного развития, построенный на идеалах любви и взаимопонимания. Это мир гуманизма, заботы и духовности. Дарованные сверху правила тут не нужны — если люди хотят гармонии, они договорятся. Здесь не место наживе и эгоизму. Основные ценности здесь — не власть, не деньги, а гармония и взаимоотношения. Это мир консенсуса и экологии.
Оранжевая гонка за наживой и успехом не имеет конца. Утомленные этой гонкой, порожденными ею конкуренцией, бездуховностью и неравенством (или с самого начала не желающие включаться в эту игру) опускаются в синий мир, где есть смысл и ответы на все вопросы. Но такой исход не всем подходит. Есть возможность сделать шаг не вниз, а вверх — в новый зеленый мир.
Зеленый мир — мир гармонии
Типичная структура оранжевого мира — корпорация, имеющая сложную структуру и управляемая людьми, выдвинувшимися благодаря заслугам. Даже государство оранжевого мира представляет собой корпорацию. Оранжевый мир превращает в свое подобие всё, к чему прикасается.
Исторически оранжевый мир появляется в эпоху Просвещения и промышленной революции, постепенно развертываясь под флагом либерального капитализма и захватывая всё новые пространства. В целом, это тот мир, где живет сегодня человечество — хотя численно это 30% населения (меньше синего), но почти вся власть и богатство сосредоточены сегодня именно здесь. Здесь живет средний класс развитых стран, это также мир науки и массовой культуры. Этот мир нам хорошо знаком.Оранжевый человек — это предприниматель по жизни, хотя он может и не заниматься бизнесом, а посвятить себя науке или культуре, технологии, спорту или общественной жизни. Но и в этих сферах он стремится к успеху, выигрышу, рассматривая природу или социум как соперника в игре («мы не можем ждать милостей от природы, взять их — наша задача»). Типичные герои оранжевого мира — предприниматели, инженеры, ученые, артисты и другие деятели культуры.
Оранжевый мир — это мир-механизм, рациональный и познаваемый, а значит, и управляемый. Если мы познaем законы этого мира, думает оранжевый человек, мы поставим его себе на службу. Для оранжевого человека жизнь — как партия в шахматы: нужно знать правила, выбрать удачную стратегию, обойти конкурента, и выигрыш обеспечен! Успех — вот ключевое слово оранжевого мира, и потому символы успеха здесь ценятся больше красной власти и синих правил. Целью оранжевых является выигрыш, и поэтому их кумир — технология, а образ жизни и верховный принцип — конкуренция. Однако оранжевый мир вовсе не похож на красный, где ошибок не прощают и слезам не верят. В оранжевом мире можно выиграть, проиграть и снова выиграть, упасть и опять подняться. Оранжевые не останавливаются на достигнутом, они постоянно доказывают себе и другим тезис «я способен».
И тогда в синем мире начинают появляться обитатели мира оранжевого — их вначале не принимают и гонят, но их становится всё больше, и вот они взрывают традиционный синий мир, который уступает место новому.
Незыблемость догм синего мира способствует сохранению порядка и относительной справедливости, но тормозит развитие. Идеал синего мира — общество, застывшее в неподвижности. Однако в конце концов обитателям синего мира хочется развития, и нередко их коробят ошибки непогрешимых синих Авторитетов и явное несоответствие догм картине мира, постепенно накапливающей новые и новые детали.
Оранжевый мир — мир-механизм
Очень важное слово синего мира — честь. Честь означает следование Кодексу поведения даже в ущерб своим собственным интересам, а порой и жизни. Но даже там, где честь не является главным понятием жизни, всё равно царит самоограничение вплоть до монашеского. Рыцарь и монах — вот два типа героев синего мира.
Любимые слова синего мира уже звучали выше, где они все были написаны с большой буквы (Путь, Смысл, Порядок и т.д.), чтобы подчеркнуть уникальность этих понятий. Путь всегда один и правильный, равно как и Цель, к которой он ведет, и поэтому сторонники одной цели могут вечно воевать в священной войне со сторонниками другой цели и другого пути. Но при отсутствии внешних угроз синий мир — это мир стабильности и порядка.
Любимая структура синего мира — это иерахия. Так устроены церковь и корпорация, государство (полученное в наследство от конституционных монархий современными республиками, которые часто такими монархиями и являются, даже при условии периодической выборности «монарха») и армия (где красной массе пытаются навязать синие уставы, чтобы привести ее если не в боеспособное, то хотя бы в безопасное состояние). Типичная фигура синего мира — бюрократ, формально соблюдающий все правила и мастерски выживающий в иерархической системе. Синий мир, даже в условиях «нормального средневекового зверства», завораживает строгостью своих форм, словно «кристалл, вышедший из рук небесного ювелира» (говорит о феодальном государстве доктор Будах в «Трудно быть богом» А.Б. и Н.Б.Стругацких).
Синий мир пытается обуздать красную стихию, заодно «цивилизовав» фиолетовую окраину. Но только через тысячи лет рабство постепенно отступает, заменяясь крепостничеством, абсолютная монархия — конституционной, языческие верования — этическими учениями. Синий мир — это мир христианского, исламского и любого другого религиозного фундаментализма, конфуцианский Китай и викторианская Англия, средневековый рыцарский кодекс чести (как европейский, так и бусидо) и «моральный кодекс строителя коммунизма» в СССР. От конца I тысячелетия до н.э. и до сегодняшнего дня синий мир — основа стабильности человечества. В этом устойчивом и привлекательном для многих мире живет сегодня 40% населения Земли.
Синий мир возникает в «осевое время», когда в разных местах земного шара одна за другой возникают религии совершенно нового типа — этические. Важно не то, как ты совершил ритуалы и завоевал личную благосклонность небожителей, а то, как ты поступаешь. Умеешь ли ты различать добро и зло и поступать к добру, а не ко злу, подчиняя всю свою жизнь кодексу поведения. Исторически синий мир возникает в эпоху развитого сельского хозяйства, когда рабство уже не дает достаточной производительности труда.
Красный мир-джунгли, где идет вечная война всех против всех, неприемлем для множества людей, которые ищут и находят в жизни Смысл. Эти люди живут в синем мире. Это замечательный мир Порядка и Верного Пути. Здесь царят не герои — здесь царят Правила, определенные свыше (Небесами, высшей властью, обществом). Таким образом определяется Цель, а движение к ней порождает Путь и дает Смысл жизни. Соблюдение кодекса поведения означает заслуженную награду, а нарушение — чувство вины и наказание. Даже не столько ради награды, сколько ради Цели и Смысла можно не только потерпеть — можно многим пожертвовать, вплоть до собственной жизни.
Синий мир — мир Порядка
Каждый из нас в раннем детстве проходил через красный мир, осознав собственное «я» и пробуя границы власти — вначале над родителями и близкими. Кто-то так и застрял в красном мире, остальных же родители и школа попытались побыстрее перевести в мир следующий — синий. Тем не менее, время от времени практически каждому из нас приходится вступать в красный мир — например, в ответ на красные действия других в отношении нас (а на красную агрессию лучше всего давать красный ответ) или при попадании в красную ситуацию, из которой есть только красный выход.
Оборотная сторона власти — слава. Это слово родилось в красном мире и обозначает ме