ВОДЯНОЙ

ВОДЯНОЙ
Водяной хозяин, Водяник, Царь речной – повелитель рек и озёр, земных вод. Служеб¬ный дух Светлой Нави. Дружит с Царём морским (который приходится ему старшим братом) – повелителем вод и глу-бин морских.
Водяной живёт в глубокой воде, откуда выходит редко. Его лю¬бимые места – тихие речные омуты. В народе есть по¬словица: «Де-душка Водяной, начальник над водой». Он пове¬левает Русалками и другими водными духами; требует к себе уважения. Человеку часто показы¬вается как древний старик, покрытый болотной травой. Но об-лик его меняется: при рождении месяца он молод, волосы его при мо-лодой луне свежи и зелены, будто водоросли; на ущербе месяца воло-сы становятся седы и длинны. Его любимая рыба – сом, на самом большом из которых он разъезжает. Сома нельзя ругать, иначе Водя-ной рассердится. Иногда в тихую лунную ночь, забавляясь, он хлопа-ет ладонью звучно по воде и гул слышен на плесу издалека. На реках все рыбы ему подвла¬стны; он решает – дать рыбаку счастливый улов или порвать снасти. При дневном свете Во¬дяной обычно скрывается в глубине, а в ночном сумраке выплывает: то в образе огромной обом-шелой коряги или рыбы (щуки, сома), то в челове¬ческой личине. Не любит, когда ссорятся, шумят на воде, без разрешения ловят рыбу или ку¬паются (особенно – ночью). Если Водяной сердится, он разго-няет рыбу, портит водяные мельницы и погоду на реке, может нака-зать человека.
Наши предки жили в мире с Дедушкой Водяным, на осо¬бые празд-ники приносили ему угощение, испрашивали помощи в де¬лах. А он мог в облике человека приходить к людям в гости. Среди людей его легко узнать, так как где бы он ни сел – место постоянно оказывается мокрым, с его одежды и волос капает вода. А вот с Лешим Водяной часто ссорится. В своей родной стихии Водяной не¬одолим, а на земле сила его слабеет. Зимой Водя¬ной обычно спит. С началом весны он пробуждается от зимней спячки – голодный и сердитый; считают, что это он ломает лёд на реках, помогая проснуться речным обитателям. Люди в старину радостно приветствовали пробуждение Водяного хо-зяина и приносили ему в дни ледохода угощение на реки.
В народе говорят, что когда жене Водяного приходит время ро-дить, он принимает вид человека, идёт к людям и находит ей хоро-шую повитуху. Потом ведёт повивальную бабку в свои подводные владения. После успешного рождения ре¬бёнка Водяной хозяин рас-плачивается с бабкой серебром или золотом, исполняет её желания.

Если Водяной живёт на болоте, его называют Болотником. Болот¬нику подчиняется не только стихия Воды, но и стихия прибрежной влажной Земли. Его сущность более тёмная, к человеку он относится враж¬дебно и недоверчиво. Коварство Болотника и Кикиморы болот-ной общеизвестно. Дружить с ним сложно, редкий человек на это от-важивается. Но если такое случается, то будет знать этот человек все омуты болотные, все тропки потаённые, все травы целебные. Раньше люди заключали с Болотником договор на время сбора ягод или трав, принося перед началом сбора подарки на край болота. До сих пор считается, что собирать ягоды морошки или клюквы можно только в дневное время, а ночью на болоте тёмные сущности хозяйничают.

«Однажды ребятишки купались под мельницей; когда они уже стали одеваться, то кто-то вынырнул из воды, закричал: «Скажите дома, что Кузька помер!» – и нырнул. Ребятишки повторили дома от-цу слова эти. Тогда вдруг кто-то с шумом и криками соскочил с печи и выбежал вон: это был Домовой, а весть ему пришла о ком-то от Во-дяного».
(«Былички и бывальщины»)

«Рассказывают, что однажды рыбаки вытащили в сетях ребёнка, который резвился и играл, когда его опускали в сетях в воду, но то¬мился, грустил и плакал, когда приносили в избу. Ребёнок оказался детищем Водяного; рыбаки отпустили его к отцу с условием, чтобы тот нагонял им в сети как можно больше рыбы, и это условие было соблюдено».
(«Энциклопедия русских преданий»)

«Разыгрался однажды Леший с зайцами и волками и погнал их по лесам и полям, болотам и озёрам. На шум и гам выскочил Водяной из озера, заспорил с Лешим, и дошло дело до драки. Плохо пришлось бедняге Водяному: на берегу – не в воде – осилил его лесной хозяин, так что Водяной еле-еле убрался в своё озеро. Тут сил у него при¬было, стал он в Лешего камнями кидать и песком швырять – чем дальше, тем больше. В ответ Леший начал в озеро деревья валить. Вырос над озером холм – от одного берега до другого…»
(«Кто кого», русская сказка)

«В одном лесу глухое озеро было. В озере Водяной жил, а в лесу Леший, и жили они дружно с уговором друг друга не трогать. Леший выходил к озеру с Водяным разговоры разговаривать. Вдруг лиха бе-да попутала: раз вышел из лесу медведь и давай из озера воду пить; сом увидал да в рыло ему и вцепился. Медведь вытащил сома на бе-рег, загрыз его и сам помер. С той поры Леший раздружился с Водя-ным и перевёл лес выше в гору, а озеро в степи осталось».
(Из сборника Д.Н. Садовникова)

«Водяной и сам захаживал в пивоварню, слуги его знали по зелё-ному фрачку, с которого капала вода. В пивоварне он никого не оби-жал, помогал солодарям, а стоило угостить его пивом, трудился за четверых…
Деревенский паренёк снова пришёл на мельницу, мельник накри-чал на него, сказал убираться, пока он на него собак не натравил. Па-ренёк расстроился, зашёл за мельницу, сел на пенёк на берегу и за-плакал. Откуда ни возьмись – Водяной, и спрашивает: «Что стряс-лось, парень, чего горюешь?»
Парень даже испугаться забыл, до того огорчённый был, и сказал только: «О чём говорить, ты мне всё равно не поможешь!»
«Как знать, - отвечал Водяной, - доверься мне, я много чего умею, много знаю».
Парню чудно было такое слышать от Водяного, рассказал он про всё, как мельник выгнал его и единственную дочь хочет отдать в жё-ны пану их замка.
«Не бойся, не кручинься, я ему женитьбу из головы выгоню!» - утешил Водяной парня».
(«Водяной и пан», чешская народная сказка)


«Не ходи к потоку –
Он шумит, бежит,
Там неподалёку
Водяной сторожит.
Он на дне золотом
Неприметен днём.

Солнце лишь к закату –
Он встаёт из реки,
Тяжёлую пяту
Кладёт на пески.
И, луной озарён,
Погружается в сон.

До утра косматый
Там спокойно спит,
Рой духов крылатый
Вкруг него сторожит,
Чтоб случайная волна
Не встревожила сна».
(«Водяной дух» Д. Ознобишин)

«И чудится ему – свет в глаза брызжет. Смотрит – что за диво! По-среди озера Водяной месяц печёт. Вода пузырями, месяц тоже буль-кает, светляки с него по всему лесу летят. Водяной фыркает по-лошадиному – сердится. Плоховато месяц испекается, кривой, весь в дырках, как сыр. Известное дело, без масла худое – печиво.
Водяной скребёт корягой-лапой по озеру, а месяц прилип, не сни-мается. Проне стало жалко Водяного. Слез с дерева. Достал из котом-ки кринку масла, да и кинул её Водяному: «Держи, дедушка! Масло печива не испортит».
(«Жемчужина окатная» В. Бахревский)

«Понял я, наконец, что ребячьим голосом стонет омутовая глуби-на! Что ж это такое? Уж не Водяной ли зовёт меня к себе?!
«Почему же он тогда ребятёнком плачет?»
«Кто его угадает? Должно надеется, что так жальче».
«Водяной кошкой орёт, - убеждённо заявил Дёмка и стал гадать, - Может берегиня какая, русалка, в нашем ёрике поселилась? Может её половодьем с верховья принесло…»
«Берегиня больше хохочет».
«Дай сбегаю, послушаю», - сорвался было Дёмка слетать до парус-ла».
(«Берегиня» Т.Е. Пьянкова)

«Стал царь держать путь в своё государство, стал подъезжать к своей земле, а день-то был жаркий-жаркий, солнце так и пекло! И на-пала на него жажда великая, что ни дать, только бы воды испить! Ос-мотрелся кругом и видит невдалеке большое озеро; подъехал к озеру, слез с коня, прилёг и давай глотать студёную воду. Пьёт и не чует бе-ды; а Царь озёрный ухватил его за бороду.
«Пусти!» - просит царь.
«Не пущу, не смей пить без моего ведома!»
«Какой хочешь возьми выкуп – только отпусти!»
«Давай то, что дома не знаешь…»
(Русская народная сказка)