✅ НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ. ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЕТОПИСНЫХ СОБЫТИЙ (КУБАНИ, ДОНА...

✅ НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ. ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЕТОПИСНЫХ СОБЫТИЙ (КУБАНИ, ДОНА...

✅ НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ. ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЕТОПИСНЫХ СОБЫТИЙ (КУБАНИ, ДОНА, СТАВРОПОЛЬЯ)
ЧАСТЬ 10

Сказание про Бурьян-царя и Ярусланов

В старые часы, в седые веремена, когда и седина жёлтой становится, а желтизна зеленеет, как кость старая, и темнеет, как черепки от горшка, в те веремена, от которых и дубовая колода рассыпается на труху, так тогда Ярусланы ходили в степи, а Борусяне-Русы жили в лесах.
Били Ярусланы в степях драков и прочую живность, стада пасли, а Борусяне-Русы в лесах охотничали и строили себе дома деревянные.
И приехал как-то царь Ярусланский Гороща к Борусянскому царю Бурьяну с людьми своими на конях. И поведал он, что идут все народы на Ромов с Ромеями, и что Хоролы уже пошли на Ромов, Герлыги, Гупы и Гуцы, и Лемки, и Хусты, и Хорпы, и что Ярусланам с Борусями тоже надо идти на войну и в сече братьев своих поддерживать.
Отвечал ему царь-Бурьян Борусинский, что в тех войнах много погибло уже Племён и Народов, и ежели перебьют всех Ромы, кто будет радеть о вдовах, жёнах и старцах, кто будет защищать и кормить детей?
И сказал ему царь Гороща:
— Во все веремена Ярусланы с Русами мирно жили и помогали друг другу, так и теперь пополам всё делить должны, — и добычу, и радость, и горе, и вдов, и сирот наших, и детей от беды-горя хранить!
— Верно ты речёшь, — отвечал царь Бурьян, — враг у нас единый и горе общее, и люди наши одной речью рекут, значит и с врагом вместе биться должны.
И пошли Ярусланы с Борусянами на войну, и делили они вместе добро и горе. И клали они головы за волю нашу от отца до сына, от сына до внука, а от внука до правнука, потому как долгой-предолгой та война была, пока Кивереччина не переправилась на другой берег Дуная великого и стала бить там Ромеев. А за ними Булгары пришли и Уличи, и Хорвы сильные и Сербияне хоробрые, и так огнём прошли всю Ромею.

Сказание про Карпат-гору и Кощобу

Те старые травы, что берегут кости хоробрых воинов и разрастаются кругом, скрывая щелепы и мечи ржавые, и сброю старую, только те травы, буркуны и лопухи всякие — знают, как собиралась сила степная великая на врага давнего, на злобного Волоха, на грабителя-нападника непорядного.
И сказал Кощоба-царь, что поведёт людей на Дунай, и сошлись к нему многие храбрые воины и потекли к заходу, дабы перейти Дунай и Межу.
И там те бояны-воины сложили голову, потому как всякий день шла великая Вала, и Волохи прятались за стены и оборону держали крепко. И уменьшилась скоро сила Кощобская, и уменьшилась сила Фрякова. И кинули они клич по всей степи, и пришли новые силы Фряжские и Кощобские. И убили они царя волошского, и прошли до Тыши-реки и далее за Дунай.
И земля та была названа Дячиной, в подяку Богу за то, что Фряки — великие «волки-вояки» недаром сложили головы и одержали победу великую. Волохи от них разбегались, как овны от волков лютых. Ивзяла Фряга венская всю землю от Карпат-горы до Дуная и назвала её Фряжской.
А после той войны пришли Годяки и стали на Фрягу налезать, И была там великая Сеча, и Годякам пришлось отступить.
Восславим же Богов наших и храбрых воинов, и каждому Роду, из которых были воины те! И ты, земля Дякова, велика еси, ты Русена-земля наша, да житья не имеешь тихого! Ты — земля Сечи и крови нашей, — и крови чужой, и, полита теми кровями до гырла, и жажды не имеешь боле, и ты Русова земля теперь!
Храни же, деревей-цвет, щелепы наши, и кости, и мечи, и броню ржаву, ибо это всё, что осталось от храбрых. Они смеясь текли на врагов и не страшились смерти, и бились с надеждою, что с Богами вместе Русь защитят!
Не позабудем и мы о них никогда и изречём им вечную славу!

Сказание про царя Необора

Старые люди сказывали, что были веремена, когда Русами царь Необор правил. И те русы Кощобцами звались за то, что имели сброю копытную*, а ту сброю и копьё не возьмет, а ту сброю и меч не разрубит. (*Чешуйчатые панцири из роговых и костяных пластинок являются весьма характерней особенностью Сарматского вооруженья. Археологически они засвидетельствованы неоднократно. Этот панцирь был сделан из лошадиных копыт, разрезанных на пластинки, которые просверливались и сшивалась лошадиными и бычьими жилами. Он напоминал по виду змеиную чешую или зелёные сосновые шишки. Подобные панцири были очень крепки, выдерживали даже удары мечей и копий в рукопашном бою).
И царь Необор всем велел в сброю ту одеваться, чтоб крепкими быть и чтоб враги одолеть не могли.
И был тот царь Необор роста высокого, голоса звучного, сильного, басовитого, так что коли крикнет на поле битвы, все его слышат и исполняют приказ. Царь Необор брил бороду, длинные усы отпускал и чуб на голове оставлял, а в ухе серьгу носил с синим камешком и так говорил:
— Ежели снимут враги с меня голову, так по серьге синей узнаете её! Все наши Пращуры ещё со веремён Сварога брили бороды, носили длинные чубы и усы, а в левом ухе серьгу имели Сварогову.
И был тот царь Необор храбрый и необоримый, и на Ромов ходил он в Панщину, и боялись его Ромы с Ромеями, и всё хотели обмануть да похитить.
Да был царь Необор всегда настороже — коли подле Ромов сидел, так мёду не пил, ни вина греческого, ни пива, ни браги, потому как похитить пьяного легче-лёгкого. И с купцами Ромейскими пировать не хотел, потому как наестся человек и отяжелеет, а отягченный и меч не поднимет, как следует, и может во вражьих руках оказаться.
Так жил царь Необор, воевал, и не могли ни Ромы его похитить, ни Ромеи ганебные дотянуться. А брали они много людей на земле нашей, и ежели придёт Рус продавать коней, то они не столько на коней глядели, сколько на Руса. Опоит его вином с маком зелёным, а пробудится Рус уже в цепях, уже на корабле чужом плывёт, родину потерявши. И так охота к питью его приведёт ко злу, и никто никогда до смерти не избавит его от отрочества.
И то правда, что Ромы с Ромеями много отроков потребовали, а те отроки землю им раяли, сады садили, огороды копали, яблоки, капусту и горох собирали и тех Ромов с Ромеями, как хилых, кормили. А сами они были слабыми и ничего не умели делать. И вот они сделали Паншину, куда Русов жить звали, а сами хотели над ними панами быть.
И крепко остогыдло-опротивело то царю Необору, и ходил он всё возле Дуная поглядывал, как добраться до Ромов и передушить их, будто цыплят. И ходил он не год, и не два, а тридцать лет к ним примеривался. А потом напал на Волохов с верою, что одержит над ними победу. Да одолели его Ромы, похитили, к себе на Волошину отвезли и людей его взяли в отроки.
Ой, как плакали Русы на горе Карпатовой (Северный Кавказ), плакали на Киевской земле, что уже становилась княжеством, а горше всех плакали на Паншине, где от него воли ждали.
И стал после Необора-царя Бож-князь на Руси царём. И побил Бож Ромов, и все их прибрежные грады разрушил, да не нашёл Необора-царя, потому, как он от тоски и печали помер.

Сказание про братский пир князей степных

Ой, да как тяжко Щурам-Пращурам нашим в степях вольных при Годяках жилось и Волоках! Ой, да как часто враги набегали и людей резали, будто скот!
Бывало, проснутся Прашуры на Зорьке и рады, что ночка тихо прошла. А то встанут — двух-трёх сторожей не хватает, зарезали их вороги проклятые, что в траве высокой гадюками-змеями неслышно в ночи приползли.
Ой, не спи, не спи, милый козаче! Гляди зорко вперёд во все очи! Не верь степи вольной, траве высокой, не то — заснёшь навек, не проснёшься, Солнца ясного не увидишь!
Ой, не смейтесь, неразумные дети, не смейтесь, как бы не довелось потом горько плакать!
Ой, не спи, княже наш, думай думу, от врага нас лютого борони и на возах спящих в ночи стереги, пока день не наступит ясный!
Как-то у князя ярусланского Бужича сторожа двух Торжаков поймала, а те клянутся, что Ормяны они и товар везут Ормянский. А потом, коли железы жгли, да теми железами подбодряли их, так признались, что Волохи. И что послали их Волошские Воеводы разведать, где кто живёт, где какие князья, воеводы, сколько людей и какие стада, и где припасы их и кошары.
И позвал князь Бужич всех князей и воевод на Совет великий, чтоб сговориться всей степью идти на Волохов.
И приехал на возу со своей дружиной Голога старый, и сошлись все князья от Ярусланов, и прочие Воеводы и цари-князья разные, чтоб держать Великий Степной Совет. Один годяцкий князь не приехал, прислал сына своего Конарека. А тот сидит на коне надутый и речёт так важно, не слезая с коня:
— Что нам Волохи? У нас двадцать темь войска доброго, да мы их руками голыми передушим!
Отвечал ему князь Ярусланский Бужич:
— К голым рукам надобно меч прибавить, да щит, да лук, да копьё дубовое. Рано похваляешься, молодой княжич, лепше старших людей послушайся!
И добавил Голога Старый:
— Негоже витязю прежде веременное похваление. Надобно мысль Волошскую выведать, чего им от нас надобно…
Пригласил Яруслан-князь Бужич всех гостей поесть-попить, поджидаючи, пока соберутся князья дальние.
Пришли девицы молодые пригожие и подавали гостям баранину печёную с доброй кашей, с луком крепким, огурцами и бураками. И мёды носили пенистые, и подавали каждому гостю с поклонами.
Только князь Конарек не пил, не ел, и дружина его нашей ежей пренебрегала, жрали конину сухую и питьё своё пили годяцкое.
Поглядел на то Старый Голога, ничего не сказал, только крякнул.
Приехал с дружиной Хорол-царь и сказал:
— Благослови вас Боги, друзья-князья, и ежу вашу и мёды пенистые!
— И ты будь здрав, брате наш, — отвечали князья, садись с нами, не гребуй!
А к вечеру приехал Лзыкий-князь, весь день скакал, с коня-на-конь пересаживался. За ним на другой день и самые дальние приехали.
Три дня дожидались всех князей, а потом Великий Совет держали, И решили Чашу Братскую пить, чтобы всем стать братьями и завсегда помогать во всём один другому.
И пили они Чашу с вином, с кровями всех степных князей смешанную, и нареклись меж собою братьями. Только Годяка не стал пить и сказал:
— На Волоха и без Братства поможем. А какие мы Братья вам?
И встал, и сел на коня, поехал прочь, и «прощай» не сказал никому.
Князьям, однако ж, то было не в новину, они знали повадки готские. Привели пленников- Волохов и те опять всем князьям рассказывали, для чего воеводы их в степь послали.
А на десятый день Совета прискакали гонцы от Хоропов и сказали, что Волохи до Карпат — горы добираются и что, началась там большая война.
И ещё узнали князья, что Годяки разорвали конями трёх Русов, а с ними и детей малых, и жён.
Встал тут Голога Старый и сказал:
— Князья мои, братья вольные! Отовсюду идёт беда, ни там, ни тут, нету добра. И есть у нас два пути: первый — идти к Дунаю и по-мирному сговариваться с Волохом, а другой — начинать войну! Что будем решать, братья?
— И скоту ярмо не любо, а Волохам служить ещё тяжче, — отвечал Яруслан-Бужич. И так — смерть, и так — отрочество, а убитому всё же легче, он позора не ведает.
Тем часом примчались гонцы с Днепра и сказали, что Хоропы уже на Дунай идут.
И решили князья степные весь скот и возы с семьями отправить к Городечням, а дружинам идти до Карпат-горы.
Так началась Великая война, и растянулась она аж на сто лет! И за те сто лет люди умирали, новые рождались и тоже гибли, и до правнуков война шла та злая. И сгинуло в ней много людей, и Хорсунъ с Олявой сгорели, а Щуры пошли за синий Дунай и далеко в Волоках воевали.

Сказание про Беду Степную

Ой, что там за Туча-Хмара поднялась, ой почто она надвигаться стала? Ой, почто Русичи собрались, ой почто они изменились? И почто великая Туча с полудня идёт — сунется прямо к полуночи? И летит в небе птица всякая, и бегут в степи звери разные, туры бегут и сайгаки, корсаки скачут вместе с волками, и зайчат с дрофою не трогают, и стрепеты подскакивают, крылами бьют, и лисы бегут наляканные.
Ой, что ж сталося в той степи, что в зелёной приключовалось? Что за Лихо злое бежит, что за Диво кричит и скачет, и какая Беда нынче Русам выпала?
И летят по степи возы, а в тех возах овцы лежат связанные, а рядом коровы бегут с быками, и люди русские на конях с мечами.
И во главе дружины стоит воевода — Рус Старый на своей буланом коне, а по правую руку его — витязь младший — всадник Русич Тугой Перечич, а по левую руку — комонец Всятич.
И сказал Рус Старый тихо идти, коней жалеть, не загонять. И пошли они мерным шагом к полуночи. А вскоре за ними враги показались, гнали коней, не жалели, и пылъ-курява вставала за ними великая. И когда они приближались, Русы сами начинали гоном скакать, и кони у них были свежие, не уставшие, и легко скакали вперёд, и врага далеко позади нехали.
Тем часом русские стада и возы ушли к лесам полуночным, и дружина за ними пришла и табором стала.
И была в те веремена в степи такая сумятица, ходьба, скачки и всякие заколоты, и один народ убегал от другого, и нападали Роды на Роды и Племена на Племена, потому как налетела в степь великая сарана, и траву всю как огнём дочерна уничтожила. И стали народы за пастбища биться, за траву и за воду чистую. И Русы тоже бились за пастбища и людей некоторых утратили.
А тут пришли в степи Волохи и стали людей хватать, забирать в отрочество, и явилось в степь Горе великое, и людская кровь лилась, как вода.
И отошли Русы в край полуночный, да и там у лесов покоя им не было.
И пришли Кощобцы и помогли Руси, и погнали они Волоха хищного к полудню аж до горы Хороповой, до Кровавец-горы, что теперь Крывань-гора называется. И били Волоха Русы с Кощобами, и гнали его. В полон брали, и коней брали, и волов, и овец отбивали отары великие, и хлеба много брали, вина и олеи и другого добра всяческого.
И дошли аж до Тьши-реки великой, и там за рекою — пропали Волохи.
И вернулись назад Русы и восславили воеводу своего Руса Старого, и Перуна-Громометателя, что в войне помогал, и всех людей своих живых и погибших.
Восславим и мы тех Праотцов-Русов, пусть венчают их Боги в Нави синей навек!

Боянов гимн.
(Памятник русской культуры IV в. н.э., написанный славянскими рунами на пергаменте. Из рунической библиотеки Анны, королевы Франции дочери Ярослава Мудрого. Хранившийся в собрании статского советника Сукиладзева.)
Гимн послушника Бояна старому (князю) Словену и молодому, умершему, и живому и Злату, волхву — (С)варги.
Мёд не мечите Вы гости, затаите вы рот! Послушайте речь о делах Словена Старого, мглу изгнавшего от (Д)непра. Он будет рода Скифа, Сва (небесное) дитя. Примчали меня кони и спешивали их в ряд и строили у княжьей руки. Видит Боян очами лишь истину, но князь велик, как небо и являет полки на гостей -хетов и хунов.
Служит сними (с полками князя) младой стременной Боян.
Молвим хором родимичи — Гой — ВЭ! Готы и други (другие) Земеголы услышат злой звон клича сынов Рода. Гимн Боян поёт, и стекаются к нему волхвы, вои, голядь, а также сколоты, родна, рытвы, росены. Ибо как руки плечам нужны, — князю нужны те мужи с конями. Белы месяцы окружили тихо. Словен очами сияет, как солнце летом. Обжигают ярые кнуты нам плечи.
Я же Боян Словенову речь внимаю и трепещу как дерева листы, очи с дыма (от дыма) как ключи (родники) точат (слезоточат, так как при волховании использовался дым специальных трав). Зимеголы вы внимайте мне! Зря вы кормили меня даром и поили меня.
И грянул в Нави глас Старого Руса (воевода см. выше), наставника Буса, Бояна младого волхва отца (Бус отец Бояна). И глаголила тень — о кроде (поминальный обряд сожжения погибших) великой, врагам сотворенной, баил (расказывал) Злат (погибший перед этим в сражении брат Буса). — Лепы (хороши) Златогоровы гимны, истинно лепы.— Оком глядите — огни Чегирь-Звезды (Кометы) идут. У Чегирь угря хвост иже зелёный. Зрите в стлязях (просторах) небесных срок чарам. Мечи Яра Буса (их рода Яров) и до Кияра (первый Киев который был основан на Кавказе) Славны! (Наверное, здесь предсказывается скорая гибель Буса Яра и еще 70 мужей Русколани от рук готов). Проговорив, умерла Злата тень. И страхи были долго ещё.
Я Боян пою любовь рокоту ристалища. Зрю, великие воды утекли после Пращуров наших Кимров (это роды славян, жили на Северном Кавказе). Волхвы, которые умерли, вещают из Сварги, — изгоните варягов, они не ясуни (светлые). И молча на концах мечей, прогнали гостей. Смотри из Сварги Старый Словен, кто удал и кто смел. Не молчи Боян! Снова удачу пропой, тому, кто благ. Зрим! От Велеса не убежат