✔ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

✔ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

✔ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
ТЕМА: УЧАСТИЕ КАЗАКОВ В ВОЙНЕ РОССИИ С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ
Поражение и «разбор» мятежных казаков М.Баловнева резко уменьшили численность мятежного казачества. Служилое казачество к этому времени тоже значительно сократилось. И хотя казачьи стани¬цы находились в Тихвине, Вязьме, Дорогобуже, Путивле и под Смо¬ленском, их численность неуклонно сокращалась. Особенно заметно это прослеживается на казаках, находившихся под Смоленском. Оса
да города, начавшаяся в 1613 году, затянулась. Первоначально под Смоленском было более 7 тысяч казаков, включая казаков И.Заруцкого, оставивших его под Воронежем. Однако в начале 1615 года их численность сократилась до 2,5 тысяч человек. Казаки гибли в боях, умирали от голода и болезней, бежали на Дон и в другие местности, недовольные условиями службы и невыплатой жалованья.
Недовольство условиями службы и невыплатой жалованья выража¬ли не только казаки, служившие под Смоленском. Такое недовольство выражали и казаки, служившие в других районах страны. Главной при¬чиной этого недовольства была несвоевременная выплата и недостаточ¬ная величина казачьего жалованья. Поэтому казаки обеспечивали себя, как могли, что приводило к конфликту с властями. Положение в запад¬ных уездах России ещё более осложнилось с появлением в Северской земле А.Лисовского. На этот раз он был на стороне Речи Посполитой. В его задачу входило ослабить давление московских ратей на Смоленск.
Первоначально его хоругвь (дружина) насчитывала около 600 всадников. После захвата Карачева к Лисовскому из Речи Посполи¬той подошла ещё одна хоругвь (дружина) численностью тоже около 600 всадников. Летом 1615 года против А.Лисовского была направле¬на рать князя Д.Пожарского, имевшая около 700 дворян с иноземца¬ми и более 1200 казаков. Когда князь Пожарский с ратью прошёл Ка¬лугу, от него бежали 15 казаков во главе с А.Кумой, которого они из-брали своим атаманом. В октябре 1615 года, когда его дружина рас¬положилась в медынской вотчине князя Д.Мелецкого, в ней насчиты¬валось уже около 500 человек.
По свидетельству князя Д.Пожарского, «он такого вора не ви¬дал». Казаки А.Кумы убили верейского воеводу В.Загряжского, приступали к острогу в Рузе, разграбили Верейский, Рузский, Звени¬городский, Можайский и Медынский уезды, Кременск и Вышгород. Сам атаман, после его пленения в ноябре 1615 года, утверждал, что отъехал из войска «для кормов». Некоторые казаки бежали из рати Пожарского даже в Речь Посполитую. Сложным положением служи¬лого казачества России как раз и попытался воспользоваться польско-литовский полковник А.Лисовский. После сражения под Орлом, состоявшимся 23 августа 1615 года, Лисовский не добился победы и отошёл к Кромам, а затем быстро двинулся к Волхову и уже 31 августа оказался под его стенами.
Воевода С.Волынский трижды отбил его приступы. На следующий день А.Лисовский сжёг посад в Лихвине. 4 сентября он захватил Перемышль, а 5 сентября он взял Белев. Везде он старался переманить казаков на свою сторону. К 5 сентября на его сторону перешло около 100 казаков, бежавших от князя Д.Пожарского и из «иных мест». Обойдя Калугу, куда переместился Пожарский, А.Лисовский прошёл между Вязьмой и Можайском и осадил Ржев. Во время безуспешных попыток захватить город погибли многие перешедшие на его сторону казаки. Не удалось Лисовскому взять и Погорелое Городище.
В первой половине ноября Л.Лисовский направился к Торжку. Одновременно он вёл переговоры с бывшими казаками атамана И.Заруцкого, находившимися под Смоленском. Но эти переговоры закон¬чились неудачей. Во второй половине ноября Лисовский двинулся в Каширский, а затем в Угличский уезды. Пройдя между Костромой и Ярославлем, он проник в Суздальский уезд и попытался захватить Муром. Однако Муром ему взять не удалось, и он через Рязанский, Тульский и Алексинский уезды в начале 1616 года вывел свой полк в Сенерские земли, а затем в Речь Посполитую. Поход Л.Лисовского со всей очевидностью показал, насколько деградировала воо¬ружённая сила России. Всего чуть более тысячи профессиональ¬ных вояк прошли всю Центральную Россию, не потерпев ни одного поражения в поле, даже сумели взять некоторые города, в конце концов, благополучно возвратились в Речь Посполитую.
Преследовавшие его царские воеводы не смогли нанести ему пора¬жения. По маршруту движения полк Л.Лисовского грабил и мучил крестьян, жёг деревни, царские рати довершали разорение этих кре¬стьян. В октябре 1616 года, во время подготовки нового похода в Рос¬сию, Л.Лисовский умер. Соратники легендарного полковника ещё долго искали удачи на полях сражений в России и Речи Посполитой, в Австрии и Пруссии, в Ломбардии и Чехии, неизменно называя себя «лисовчиками». Их облик увековечила впоследствии кисть великого Рембрандта. В сентябре 1616 года сейм Речи Посполитой под впечат¬лением успехов Лисовского дал согласие на организацию похода Вла¬дислава в Россию, всё ещё претендовавшего на московский престол. Польскому королевичу исполнился тогда 21 год. В это время царское правительство двумя путями боролось с каза¬чеством. Карательные меры не прекращались. Наряду с ними приме¬нялось разделение казаков. Весь 1616 год прошёл под знаком казац¬ких выступлений. Поздней осенью 1616 года, после боя с верными царю M.Pомановy казаками, из Новгорода-Северского отъехали к польскому королевичу Владиславу казачьи станицы атаманов С.Кру¬гового, Я.Шишова и Т. Чёрного и стояли станом у Днепра недалеко от Дорогобужа. В январе 1617 года королевич Владислав, выражая Т.Чёрному и другим казакам благодарность за службу, напомнил им о стеснении казачьих вольностей при «Михалке Филаретове сыне» и других «неприрождённых» царях и о разгроме казаков М.Баловнева под Москвой.
В польском войске российскими ратными людьми, включая каза¬ков, ведал В.Янов, исполнявший свои старые обязанности разрядного дьяка. Для многих казаков переход на сторону Владислава, без со¬мнения, имел социальный смысл. С его помощью казаки надеялись свести счёты с правящей верхушкой тогдашней России. Уговаривать казаков, которые перешли на сторону Владислава, царское правительство направило В.Яковлева. Но он не выполнил поставленной за
дачи и присоединился к казакам-изменникам. В 1616 -17 гг. осложни¬лись отношения царского правительства и с донскими казаками, не¬смотря на то, что Москва пыталась убедить донцов в том, что репрес¬сии против мятежных казаков не имеют к ним никакого отношения.
Для того, чтобы удержать донских казаков от выступления, в сен¬тябре 1616 года донцам было предоставлено право беспрепятственно¬го проезда в приграничные города и беспошлинной торговли в них. И всё же среди донцов нашлись сторонники Владислава. В 1616 году атаман Б.Юмин ездил со станицей донских казаков к Владиславу с предложением услуг в борьбе за московский престол. В 1617 году на Дону дело дошло до конфронтации, когда донцы «выбили из круга» сторонника царя М.Романова атамана Смагу Чертенского. И хотя опасения царского правительства имели под собой серьёзные основа¬ния, худшие из них не оправдались. Донское войско не поддержало Владислава, хотя и не оказало никакой помощи правительству царя М.Романова.
Ко времени бегства из Новгорода-Северского станиц атаманов Кругового и Шишова, царскую службу оставили многие казаки. Толь¬ко они отправились не к Владиславу, а в юго-западные уезды России. За Угрой в первой половине 1617 года собралось значительное число мятежных казаков. Кроме 1940 рядовых казаков, в их среде было 14 войсковых и станичных есаулов и 14 атаманов. Возглавляли этих мя¬тежных казаков атаманы И.Орефьев и И.Филатьев. Весной 1617 года мятежные казаки появились в окрестностях Погорелого Городи¬ща и на Можайской дороге. 12 мая из Москвы за Угру выехала пред¬ставительная делегация. В неё входили дворянин М.Евреев, атаман Д.Попов, войсковой есаул А.Кондратьев и казак В.Петров.
«Заугорские» казаки в ответ на царскую грамоту отправили в Мо¬скву челобитную, в которой объяснили причины ухода со службы, просили оставить их служить вместе и прислать царских воевод. Тем временем к маю 1617 года войско королевича Владислава было собра¬но. 6 мая царское войско, возглавляемое воеводой боярином М.Бу¬турлиным, вынуждено было отойти от Смоленска. В июле 1617 года польско-казачьи дружины А.Гонсевского появились северо-восточнее Смоленска у Белой. И хотя они потерпели поражение от ратей воевод И.Благого и дворянина С.Травнина, положение для Москвы было тяжёлым. В этой обстановке царское правительство поспешило успо¬коить казаков, согласившись на их службу в составе единой рати. По¬сланным царем воеводам П.Гагарину и Я.Дашкову сопутствовала удача. К августу 1617 года казаки возвратились в Вязьму.
В начале октября 1617 года войско Владислава численностью бо¬лее 10 тысяч человек подошло к Дорогобужу, который находился ме¬жду Смоленском и Вязьмой. Перед этим Владислав освободил из смоленской тюрьмы 50 казаков, надеясь произвести впечатление доб¬рого царя. Некоторые их них действительно стали под знамёна польского королевича. При подходе поляков к Дорогобужу, в нём подня¬ли мятеж казаки, которых там была более 600 человек. Дорогобуж¬ский воевода И.Одадуров, в прошлом постельничий В.Шуйского, присягнул Владиславу. Несколько ранее сдали полякам Долгомисский острог казаки атамана Д.Кондратьева, которые тоже присягну¬ли Владиславу. 11 октября казаки, перешедшие на его сторону, пыта¬лись захватить Верею, но были отбиты. Успешное начало похода, ка¬залось, оправдывало самые смелые надежды Владислава на народное восстание против царя М.Романова.
Тем временем в Москву из Вязьмы выехали с челобитной предста¬вители бывших «заугорских» казаков А.Петров и Е.Назарьев. 11 ок¬тября им выдали в Казённом приказе по 4 аршина сукна. В это время гетман Ходкевич обратился к казакам, находившимся в Вязьме, с призывом признать Владислава своим царём. В ответной грамоте ка¬заки отвергли его предложение. Тогда послал свой универсал с воззванием сам Владислав, который был доставлен в Вязьму и попал в руки казачьего дьячка Ю.Десятого. Последний представил универ¬сал атаманам, а не казачьему кругу, как полагалось. В результате, универсал с воззванием был отправлен в Москву.
Но казаки всё же узнали об универсале и неправомерном поступке дьячка и едва не казнили его по приговору круга. Собравшийся круг грозил перерасти в измену, и вяземские воеводы князья П.Пронский и М.Белосельский бежали в Москву, за что подверглись опале. Цар¬ское правительство попыталось удержать казаков в Вязьме, направив им и стрельцам 1487 рублей серебром. Но казаки уже возвратились на Угру и захватили-Воротынск, Козельский, Белевский и другие уезды. Стрельцы и многие посадские люди тоже покинули Вязьму. 18 октября 1617 года Владислав без сопротивления занял город. Что¬бы преградить Владиславу дорогу к Москве, царскому правительству пришлось отправить в Можайск карательную рать воевод князя Б.Лыкова и Г.Волуева численностью свыше 10 тысяч человек, среди которых было около 2 тысяч казаков и татар. Всю зиму казачьи ста¬ницы на лыжах отправлялись воеводами за «языками» под Вязьму, Товарков и Погорелое Городище.
Уход казаков из Вязьмы на Угру требовал срочного решения. На этот раз из Москвы в Воротынск выехали дворянин Д.Замыцкий и ата¬ман Б-Каменное Ожерелье. Их переговоры с казаками были успешны¬ми. В результате, казаки направили в Москву своих посланцев с прось¬бой выдать им годовое жалованье, «учинить» указ «о кормах» и при¬слать к ним нового воеводу. Посланцев казаков встретили в столице ми¬лостиво и пожаловали «багровыми» английскими сукнами. Осенью 1617 года польский полковник С.Чаплинский, возглавивший «лисоочиков», численность которых составляла около 2 тысяч человек, захвати¬ли Мещевск, Козельск и создал угрозу Калуге. Калужане просили царя прислать в их город князя Д.Пожарского с ратными людьми. Царское правительство решило удовлетворить просьбу калужан и казаков.
Князю Д.Пожарскому, долгое время находившемуся в конфликте с казачеством, теперь предстояло разрядить обстановку, чтобы не допус¬тить перехода казаков на сторону «лисовчиков». Сделать это было трудно не только в силу антипатий, но и по причине недостатка денег. Для выплаты жалованья казакам он имел 5 тыс. рублей, тогда как тре¬бовалось в два раза больше. Ему пришлось, скрепя сердце, дополни¬тельно к выданному жалованью организовать сбор «кормов», для чего были расписаны царские земли в Козельском, Мещевском, Карачаев-ском и Белевском уездах. В результате, Пожарскому удалось спра¬виться с этой трудной задачей. Большинство казаков прибыло в Калу¬гу и затем приняло активное участие в боях с «лисовчиками»,
В начале ноября 1617 года атаман И.Орефьев одержал победу над польско-литовской хоругвью (дружиной) в Медынском уезде. В это же время была одержана победа над поляками в Боровском уезде, где казаки атамана И.Филатьева сыграли главную роль. В декабре ата¬ман И.Орефьев разгромил поляков в Оболенском уезде, захватил не¬мало пленных, которых лично препроводил в Москву. Основные силы «лисовчиков» полковника С.Чаплинского зимовали в Козель¬ске. Сам Владислав зимовал в Вязьме, где с ним находилось подобие российского двора: смоленский архиепископ, бояре Салтыковы, кня¬зья Ю.Требецкой, И.Шуйский, М.Шеин, думный дьяк В.Янов. Пленник М.Шеин вёл себя стойко, говорил казакам, что надеяться на поляков не стоит, за что его отослали в Речь Посполитую. В захваченных городах Владислав поставил воеводами российских дворян. В Дрогобуже - Л.Корсакова, а в Вязьме - князя И.Енгальдеева.
Однако надежды казаков-изменников на Владислава не оправда¬лись. В его войсковой казне не было денег даже для выплаты жалова¬нья иностранным наёмникам. В конце 1617-начале 1618 годов многие казаки, перешедшие к Владиславу, перестали связывать с ним изме¬нение своего положения к лучшему. Первой перешла на царскую сто¬рону станица атамана Д.Конюхова. Она оставила Фёдоровский ост¬рог 16 февраля 1618 года. На изменение отношения казаков к Влади¬славу влияло также то, что польские хоругви (дружины) продолжа¬ли терпеть поражения. В мае 1618 года войсковой есаул рати Д.По-жарского Л.Иванов заманил в засаду польскую хоругвь и разбил её наголову под Товарковым.
Видя, что его силы убывают, Владислав решил активизировать боевые действия. 6 июня 1618 года польское войско выступило из Вязьмы. В Кременске к нему присоединились полки Чаплинского, Опалинского и Казановского. Численность войска Владислава дос¬тигла 20 тысяч человек. После чего Владислав направился к Можай¬ску. В 20-х числах июня у стен города начались тяжёлые бои. Все по-пытки поляков захватить Можайск и находившуюся неподалёку не¬большую крепость Борисово Городище не имели успеха. Борисово Городище защищали станицы атаманов А.Синеглаза, И.Утицкого,

Документ: УЧАСТИЕ КАЗАКОВ В ВОЙНЕ РОССИИ С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТ..